Евангелие от Матфея 2:1-12

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

2 Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4 И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка:

6 «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля».

7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

8 И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10 Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

11 И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Нам не известно, что за волхвы пришли в Иерусалим. Их имена и место жительства сокрыты от нас. Мы знаем только то, что они пришли «с востока». Мы не можем сказать, были ли они халдеями или арабами, узнали ли они о Христе от людей из плененных десяти колен или же через пророчества Даниила. Да собственно говоря, это и не важно. Для нас важно извлечь уроки из этой истории.

Прочитанные стихи, во-первых, говорят, что истинные верующие есть в странах, в которых мы меньше всего их ожидаем встретить . У Господа много «сокрытых Своих». Вряд ли вы найдете в учебниках по истории такие имена, как Мелхиседек, Иофор или Иов, но их имена вписаны в книгу жизни, а сами они будут явлены миру вместе со Христом в день Его пришествия. Об этом полезно помнить. Ни в коей мере недопустимо говорить о каком-либо месте как о языческом. Благодать Божия не привязана ни к географическим местам, ни к какой-либо расе людей. Дух Святой может приводить людей ко Христу, даже если внешние обстоятельства этому не благоприятствуют. В самых отдаленных уголках земли люди могут обрести спасение, как его обрели волхвы. И сегодня есть много странников, идущих в страну небесную, о которых не знает ни мир, ни церковь. Они расцветают в тайных местах, как лилии среди терний, и их аромат растворяется в знойном воздухе пустыни.

Во-вторых, приведенные выше стихи говорят, что не всегда те, кому была оказана честь родиться в религиозном окружении, могут воздать достойную хвалу Христу. Если бы это было не так, то книжники и фарисеи первыми бы устремились в Вифлеем. Но, увы, первыми (за исключением пастухов из Евангелия от Луки, прославивших Господа) были никому не известные чужеземцы. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11).

Подобное случается и сегодня. Люди, живущие, казалось бы, в непосредственной близости от благодати , отвергают ее. Насколько верны слова поговорки: «Чем ближе к церкви, тем дальше от Бога». Чаще всего оскверняют церковные таинства те люди, которые имеют к ним самое непосредственное отношение. Многие из тех, которые по своему положению должны первыми прийти и поклониться Богу, приходят последними, в то время как далеко стоящие приходят первыми.

В-третьих, данные стихи говорят, что знание Писания не гарантирует присутствие благодати в сердце. Царь Ирод, «собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них, где должно родиться Христу?» Писание сообщает нам, что спрошенные дали точный ответ, показав знание Писания, однако сами не пошли взыскать Господа, а позже, когда Иисус служил им, не поверили Ему. Их разум оказался лучше их сердец. Пусть Господь убережет нас от самодовольства, связанного с интеллектуальным знанием Писания. Знание прекрасно, но только если оно применяется должным образом. Сколько людей осуждено на муки вечные, несмотря на знание! А каково состояние моего сердца? Это вопрос вопросов. Малая благодать лучше больших даров. Дары сами по себе не спасают, но благодать ведет к славе.

В-четвертых, рассматриваемые стихи, являют прекрасный пример духовного прилежания . Как нелегко было волхвам преодолеть расстояние от их дома до места рождения Христа! Сколько миль они должны были пройти! Путешествовать на Востоке намного труднее, нежели в Англии. И времени на их путешествие понадобилось немало, и опасности подстерегали их на каждом шагу. Но ничто не могло удержать волхвов, потому что сердца их устремились к родившемуся Царю Иудейскому, и они не успокоились, пока не увидели Его, подтвердив тем самым слова старой пословицы: «Где желание, там и путь».

Для христиан было бы неплохо последовать примеру этих добрых людей. Где наше самоотречение? Готовы ли мы претерпеть боль ради благодати? Какие усилия приложили мы в следовании за Христом? Чего нам стоила наша вера? Это серьезные вопросы.

И последнее, в этих стихах мы видим удивительный пример веры. Волхвы уверовали во Христа, не видя Его, но это не все. Они верили тогда, когда не верили ни фарисеи, ни книжники, но и это не все. Они верили в Него, в младенца на руках Марии, и поэтому поклонились Ему как царю. Это поклонение — венец веры. Волхвы не видели чудес, не слышали учения и не были свидетелями знамений. Они не видели ничего, кроме новорожденного младенца, беспомощного и слабого, нуждающегося в материнской заботе, как каждый из нас в детстве. И все же, видя младенца, они уверовали, что перед ними Спаситель мира! «И падши поклонились Ему».

Вряд ли на страницах Библии можно найти пример подобной веры. Эту веру заслуженно можно поставить рядом с верой кающегося разбойника на кресте. Разбойник видел человека, умирающего смертью преступника, однако в мольбе своей назвал Его Господом. Волхвы же видели дитя на руках матери, и поклонились Ему, и назвали Господом. Блажен, кто может так верить!

Подобная вера достойна прославления, и Господь прославил ее. Где бы ни читалась Библия, везде люди узнают о поступке волхвов, и это своеобразный памятник им. Встанем же на их путь веры. Не будем стыдиться веры в Иисуса и свидетельства о Нем, даже если все люди вокруг нас отвернутся от Него, и мы останемся в одиночестве. Не явлена ли нам причина верить в тысячу раз сильнее, чем волхвы? Без всякого сомнения, да. Где же тогда наша вера?