Евангелие от Матфея 18:21-35

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи раз», но до седмижды семидесяти раз.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.

24 Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25 А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить.

26 Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу».

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот вышед нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен».

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе».

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»

34 И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

В этом отрывке наш Господь разбирает очень важную проблему — прощение обиды. Мы живем в грешном мире, и бесполезно надеяться, что правильным поведением можно избежать несправедливого к себе отношения. Поэтому нам нужно знать, как себя вести, когда нас обидели.

Во-первых, Господь Иисус дает нам правило, по которому мы должны прощать множество раз. Петр спросил: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» И получил ответ: «…не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз».

Конечно же, это правило требует мудрого объяснения. Наш Господь не имел в виду, что на преступников и на нарушителей общественного порядка не надо обращать внимания. Он не имел в виду, что воры и насильники должны оставаться безнаказанными. Христос хотел сказать, что мы должны милостиво относиться к своим братьям, прощая их. Лучше многое снести, чем спорить и ссориться. Лучше простить многое и покориться, чем вступать в раздор. Нужно отказаться от злобы, желания поссориться и отомстить. Только язычникам к лицу такие чувства, но не ученикам Христа.

Мир был бы намного счастливее, если бы мы чаще исполняли заповедь нашего Господа! Как много страданий человечество навлекает на себя спорами, ссорами, судебными тяжбами, упрямо отстаивая то, что оно называет «своими правами»! Скольких раздоров можно было бы избежать, если бы люди стремились прощать и желали жить в мире! Всегда помните, что огонь не горит без горючего и в споре тоже участвуют двое. Примите для себя решение, что с помощью благодати Божьей вы никогда не будете одним из этих двоих. Отвечайте добром на зло, благословляйте обижающих вас; поступая так, вы смягчите сердце своего врага и сделаете его своим другом (Рим. 12:20). У архиепископа Кранмера была удивительная черта характера: если вы наносили ему обиду, он обязательно становился вашим другом.

Во-вторых, наш Господь приводит две веские причины, по которым мы должны прощать. Он рассказывает притчу о человеке, который задолжал огромную сумму денег своему господину и не мог с ним расплатиться. Но, когда пришло время рассчитаться, его господин проявил милость к нему и простил все. Однако бывший должник не захотел простить долг своему слуге, задолжавшему несколько копеек. Он посадил слугу в тюрьму, не желая уступить ему ни на йоту. Далее, Иисус описывает, какое наказание постигло этого злого человека, который, быв помилован, не проявил такую же милость и к другим. Христос заканчивает Свою притчу очень выразительно: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Совершенно очевидно, что мы должны прощать других, потому что все мы нуждаемся в прощении Бога. Каждый день мы много раз согрешаем, «потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». И каждый день мы нуждаемся в милости и прощении Бога. Обиды, нанесенные нам нашими ближними, — ничто по сравнению с обидами, которые мы причиняем Богу. Только такие глупые существа, как мы, могут упорствовать в своей обиде и не желать простить своего брата.

Мы должны прощать также потому, что будет суд и все мы предстанем пред ним. Тогда не будет уже прощения тем, которые не прощали других. Жестокосердные окажутся непригодными для небес, они не смогут по достоинству оценить место, которое имеет одно название — милость и в котором о милости вечно поют песни. Если вы хотите стоять справа от престола славы, на котором сидит Христос, вы должны научиться прощать.

Сокройте эти истины глубоко в своем сердце. К сожалению, христиане очень редко исполняют свою обязанность прощать. Грустно смотреть, как много злобы и жестокости среди людей. Не будем забывать, что Новый Завет призывает нас исполнять эту обязанность как никакую другую. Пренебрежение ею закрывает перед человеком вход в Царствие Божие.

Хотите ли вы засвидетельствовать, что находитесь в мире с Богом, что вы омыты кровью Христа и рождены от Духа, став Божьими детьми по благодати? Если да, тогда помните об этом отрывке и прощайте, как ваш Отец Небесный. Обидел ли вас кто-то? Простите его сегодня. Как сказал Лейтон, себя мы должны прощать редко, а других часто.

Хотите ли вы принести миру благо? Хотите ли вы влиять на других и помочь им увидеть красоту истинной веры? Помните об этом отрывке. Люди, которые не хотят слушать учение, могут обратить внимание на то, что вы умеете прощать. Хотите ли вы расти в благодати и освящаться во всех своих путях, делах и словах? Помните об этом отрывке. Ничто так не огорчает Святого Духа и не ввергает душу в духовную тьму, как ссоры и нежелание прощать (Еф. 4:30-32).