Евангелие от Матфея 19:1-15

1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною.

2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

6 Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8 Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так;

9 Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано;

12 Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

15 И возложив на них руки, пошел оттуда.

В этих стихах Иисус говорит о двух чрезвычайно важный вопросах. Первый из них касается взаимоотношений мужа и жены, второй — нашего отношения к душе детей. Переоценить значение этих двух вопросов сложно: от правильного их понимания зависит благосостояние народа и благополучие общества. Народ — это много семей. А порядок в семье полностью зависит от уважения к брачным узам и от правильного воспитания детей. И мы должны быть благодарны, что Иисус, великий Глава Церкви, дает ясные ответы на эти вопросы.

Наш Господь учит, что союз мужа и жены может быть разорван только из-за видимой неверности . Когда наш Господь жил на земле, разводы среди иудеев разрешалось производить и не по столь важным причинам. Моисей допустил разводы, чтобы предотвратить такое зло, как жестокость или убийство, но постепенно установлением Моисея стали пренебрегать все больше и больше, что привело к еще большей безнравственности (Мал. 2:14-16). Замечание, которое сделали ученики Господа по этому вопросу, показывает, что брачные стандарты в израильском обществе были очень низки. Ученики сказали: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Конечно же, они имели в виду, что если разводиться с женой нельзя по более мелкой причине, чем неверность, то лучше вообще не жениться. Не правда ли, в устах апостолов эти слова звучат очень странно!

Но наш Господь, наставляя учеников, устанавливает совершенно другие стандарты. Сначала Он напоминает им, как был установлен брак. Христос цитирует слова из первых глав Бытия, описывающих создание человека и союз Адама и Евы, в качестве доказательства тому, что отношения мужа и жены ценятся превыше любых других отношений. Отношения детей и родителей могут казаться очень тесными, но они все равно не теснее супружеских: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей». Затем Иисус дополняет слова Писания Своими словами: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». И наконец брак, заключенный после развода не по причине супружеской неверности, Он называет нарушением седьмой заповеди: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует».

По тону этого отрывка ясно, что христиане должны уважать супружеские отношения. Брак был установлен в раю, когда люди были еще безгрешны ми. Брак — это символ мистического союза между Христом и Его Церковью, отношения между которыми может прекратить только смерть. Брак оказывает огромнейшее влияние на тех, кого связывает: он приносит им или счастье, или несчастье, или добро, или зло. В брак нельзя вступать необдуман но и безрассудно, надо все трезво обдумать и взвесить. Безрассудно заключенные браки чаще всего являются причиной несчастья и даже греха.

Говоря о детях, наш Господь наставляет нас не только словом, но и делом: Иисус дает заповедь и Сам исполняет ее. «…приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился». Очевидно, что это были совсем маленькие дети, которые еще не понимали никаких наставлений, но они не были слишком маленькие для того, чтобы молитва принесла им пользу. Ученики посчитали их недостойными внимания своего Господина и пожурили тех, кто привел их. Но увидев все это, Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

То, что сказал и сделал здесь Иисус, представляет для нас большой интерес. Мы знаем, что маленькие дети слабы и умственно, и физически, они самые беспомощные из творений, рождающихся на этой земле. Мы также знаем, Кто обратил внимание на этих младенцев и нашел время, хотя и был занят служением взрослым людям, чтобы возложить на них руки: это был вечный Сын Божий, великий Первосвященник, Царь царей, которому все подвластно, «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3). Какие поучительные события разворачиваются у нас перед глазами! Не удивительно, что большинство церквей Христа всегда видели в этом отрывке сильное, хотя и косвенное доказательство в пользу крещения младенцев.

Из этих стихов видно, что наш Господь Иисус Христос нежно заботится о душах маленьких детей. Возможно, что сатана особенно их ненавидит, но точно, что Иисус особенно их любит. Хоть и маленькие, они всегда в Его мыслях, Он обращает на них Свое внимание. В Его большом сердце есть место для малыша в колыбели, как и для царя на троне. Христос знает, что в каждом тельце малыша заложен бессмертный принцип, который переживет египетские пирамиды и увидит солнце и луну последнего дня. Этот отрывок дает нам твердую надежду на то, что все дети, умершие в младенчестве, спасены. «Таковых есть Царствие Небесное».

И наконец, эти стихи показывают нам, что многого можно достичь, наставляя в вере детей. У каждого из них есть душа, которая может погибнуть или спастись. Это нужно помнить и стараться привести их ко Христу уже с самых ранних лет. Познакомьте их с Библией, как только они начнут что-то понимать, молитесь за них, учите их молиться. Вы можете быть уверенными, что Иисус с удовольствием смотрит на ваши старания и готов благословить их. Вы можете быть уверенными, что они не будут напрасны. Семя, посеянное в младенчестве, часто всходит через долгое время. Блаженна та Церковь, которая заботится о своих маленьких членах так же сильно, как и о взрослых! Без сомнения, благословение Того, Кто был распят, будет на такой Церкви! Он возложил руки на маленьких детей, Он молился о них.