Евангелие от Матфея 20:1-16

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

2 И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой.

3 Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

4 И им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

5 Опять вышед около шестого и девятого часа, сделал то же.

6 Наконец, вышед около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11 И получивши стали роптать на хозяина дома

12 И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Притча, которая содержится в этих стихах, достаточна трудна для понимания. Ключ же к правильному ее объяснению содержится в конце предыдущей главы, где апостол Петр задает нашему Господу удивительный вопрос: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?», на который Иисус дает Петру и другим ученикам особое обещание: «…сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». А для всех остальных, кто пожертвует чем-то ради Него, Христос дает более общее обещание: они получат «во сто крат и наследует жизнь вечную».

Мы не должны забывать, что Петр был иудеем. Как и большинство иудеев, он вырос, по всей вероятности, в полном неведении о том, что Бог намерен спасти и язычников. К тому же из Деяний мы узнаем, что Петру понадобилось увидеть видение, чтобы избавиться от этого неведения (Деян. 10:28). Кроме того, мы не должны забывать, что вера и знание Петра и других учеников были слабы. Наверное, они слишком много значения придавали своей жертве и лелеяли свою праведность. Наш Господь прекрасно это видел. Эту притчу Он рассказал специально для Петра и других учеников. Христос хорошо знал, что находится у них на сердце и какое духовное лекарство надо применить, чтобы исправить положение. И сделал Он это незамедлительно. Одним словом, Он умерил их гордость и научил смирению.

Толкуя эту притчу, не надо искать, что в переносном смысле означают слова «динарий», «торжище», «управитель, «час»: часто такие поиски только запутывают и мешают понять суть. По словам одного великого человека, «о богословии притч не спорят». Иоанн Златоуст говорит: «Нельзя придавать значения каждой мелочи в притче. Но если мы поняли смысл всей притчи, значит, мы уже пожали урожай и нет нужды утруждать себя более». Эта притча, если рассматривать ее в общем, преподает нам два урока, на которых мы и остановимся.

Из этой притчи мы узнаем, во-первых, что, призывая народы к познанию имени Своего, Бог проявляет Свое всевластие, показывая, что благодать действует без всяких условий. Господь призывает семьи присоединиться к видимой Церкви в определенное Им время и определенным Им образом. Эту истину доказывает то, как Бог управлял миром.

В самом начале Он призвал Израиль быть Его избранным народом. Позже через проповедь апостолов Он призвал и некоторых из язычников, а остальных Он призывает сегодня через труд миссионеров. Миллионы китайцев и индусов «стоят праздно, потому что никто их не нанял». Почему же так происходит? Мы не можем сказать. Мы знаем только то, что Бог любит унижать гордость церквей и лишать их повода хвалиться собой. Господь никогда не позволит старшим ветвям Своей Церкви смотреть с презрением на младшие.

Евангелие дает мир с Богом и прощение современным язычкам в той же мере, как это было во времена св. Павла. Господь так же принимает на небеса обратившихся жителей Новой Зеландии и Тинневелли, как и самых святых патриархов, умерших 3500 лет назад. Старая стена между язычниками и иудеями разрушена. Уже ничто не мешает верующему из язычников обладать той же надеждой, что есть у верующего израильтянина. Язычники, обратившиеся «в одиннадцатом часу» мира так же унаследуют славу, как и евреи. Обратившиеся язычники будут сидеть с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, тогда как многие дети царства навечно погибнут. Истинно, последние станут первыми.

Во-вторых, мы узнаем, что, спасая отдельных людей, Бог действует всевластно и не дает никому отчета в Своих действиях . В Свое время Он милует того, кого хочет помиловать (Рим. 9:15).

Эта истина исполняется в церквах Христовых по всей земле. Кого-то Бог призывает к покаянию и вере в начале его жизни, как Тимофея, и этот человек трудится в Господнем винограднике сорок или пятьдесят лет, а другого Он призывает «в одиннадцатом часу», как разбойника на кресте, вытаскивая его, как головню из огня: сегодня он нераскаявшийся грешник, а завтра он уже в раю. Евангелие заставляет нас поверить, что Бог одинаково прощает этих двух людей. Оба они одинаково омыты кровью Христа и одеты в одежды Его праведности; оба они одинаково оправданы, приняты и оба будут сидеть одесную Христа в последний день.

Это учение звучит очень странно для христианина, который не пережил обращения. Оно убивает гордость человеческой природы, и не дает самоправедности хвалиться собой, это смиряющее человека учение дает повод для ропота, но его невозможно отвергнуть, не отвергнув всю Библию. Истинная вера в Христа, даже если она появилась день назад, так же полностью оправдывает человека перед Богом, как и вера того, кто следует за Христом уже пятьдесят лет. В день суда Тимофей будет владеть той же праведностью, что и раскаявшийся разбойник. Оба они будут спасены только по благодати, оба будут обязаны этим только Христу. Нам это может не нравиться, но именно этому учит данная притча и не только она, а весь Новый Завет. Блажен тот, кто может принять это учение со смирением! Как хорошо сказал епископ Холл, если у кого-то будет повод восхвалять Бога за Его щедрость, то ни у кого не будет повода жаловаться.

Однако будьте осторожны, изучая этот отрывок. Это место из Писания нередко толкуется неправильно. Сладкое молоко превращается в яд. Ни в коем случает не думайте, что эта притча учит спасению по делам. Полагать так — значит искажать все учение Библии. Все, что верующий получит в грядущем мире, он получит по благодати, а не по долгу. Бог не является нашим должником. Если вы исполнили все, что должны были сделать, вы все равно рабы нестоящие (Лк. 17:10).

Не думайте, что эта притча учит нас тому, что Евангелие убрало все различия между иудеями и язычниками. Полагать так — значит противоречить многочисленным ветхозаветным и новозаветным пророчествам. В вопросе оправдания нет различия между верующим иудеем и верующим эллином, но все же Израиль — это особый народ, он «не исчислен среди народов». У Бога есть много планов для иудеев, которым еще предстоит исполниться.

Не думайте также, что все спасенные души получат одну и ту же степень славы. Полагать так — значит противоречить многим другим отрывкам Писания. У всех верующих, без сомнения, будет одно и то же звание — праведность Христа. Но все они будут занимать разные места на небесах. «…каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3:8).

И наконец не думайте, что покаяние можно откладывать до последнего дня: это очень опасное заблуждение. Чем дольше человек сопротивляется голосу Христа и не хочет его слушать, тем меньше вероятность того, что этот человек будет спасен. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2). Мало кто спасся на смертном одре. Но не будем забывать о разбойнике на кресте, чтобы никогда не отчаиваться; и будем помнить, что он был только один, чтобы не быть самонадеянными. Напрасное ожидание до «одиннадцатого часа» погубило тысячи душ.