Евангелие от Матфея 20:17-23

17 И восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

18 Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19 И предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

Во-первых, в этом отрывке нам следует обратить внимание на то, что наш Господь Иисус Христос открыто объявляет о предстоящей Ему смерти. Уже в третий раз Христос говорит Своим ученикам, что Он, их Господь-Чудотворец, вскоре должен пострадать и умереть. Господь Иисус с самого начала знал, что Ему предстоит. Предательство Иуды Искариота, свирепые преследования первосвященников и книжников, неправедный суд, разбирательство у Понтия Пилата, насмешки, бичевание, терновый венец, гвозди, копье — все, все Он видел перед Своими глазами, как яркую картину.

Те, кому предстояла хирургическая операция, наверное, помнят, что предвкушение операции усугубляет страдания. Но все же предвидение событий не остановило нашего Господа. Он говорит: «…Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50:5, 6). Всю Свою жизнь Иисус видел вдали Голгофу и все же постепенно приближался к ней, не сворачивая ни направо, ни налево. Истинно, не было такой печали, как Его печаль, и такой любви, как Его любовь.

Господь Иисус страдал намеренно и добровольно. Он умер на кресте не потому, что не мог этого предотвратить, а по Своей воле (Ин. 10:18). Христос знал, что, если Он не прольет Свою кровь, человеческий грех невозможно будет простить. Он знал, что Он — Агнец Божий, который умирает за грех мира, и что Его смерть — это определенная Богом жертва, которую нужно принести, чтобы покрыть преступление. Зная все это, Он добровольно пошел на крест, потому что хотел завершить то служение, ради которого пришел на землю. Иисус прекрасно знал, что все зависит от Его смерти, что по сравнению с ней все Его чудеса и проповеди — ничто. Не удивительно, что Христос трижды обращал внимание Своих учеников, что Ему «надлежит» умереть. Блажен и благословен тот, кто знает истинное значение страданий Христа!

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что даже в сердце настоящего христианина есть место непониманию . Мы видим, как мать Иакова и Иоанна пришла к Иисусу со своими сыновьями и обратилась к Нему со странной просьбой. Она попросила, чтобы «сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем». Кажется, что она совершенно прослушала то, что Христос вот только говорил о Своих страданиях. В своем нетерпении она могла думать только о Его славе. Ее сыновья пропустили мимо ушей слова Христа о распятии: они могли думать только о Его престоле и дне воцарения. В этой просьбе было много веры, но еще больше немощи. Конечно, хорошо, что они видели в Иисусе грядущего Царя, но плохо, что они забыли, что Он должен быть распят, прежде чем царствовать. Истинно, в детях Божьих плоть желает противного духу. Как хорошо заметил Лютер, плоть, прежде чем быть распятой, хочет прославиться.

Многие христиане ведут себя, как эта женщина и ее сыновья. Они видят и знают Божье лишь частично. У них достаточно веры, чтобы следовать за Христом, у них достаточно знания, чтобы ненавидеть грех и отделиться от мира, но все же многие истины христианства для них непонятны. Они говорят и действуют, не понимая, и поэтому совершают множество ошибок. Они поверхностно знакомы с Библией и неглубоко заглядывают в свое сердце. Но эти стихи должны научить нас мягко обращаться с подобными людьми, потому что их принял Сам Господь. Из-за их непонимания мы не должны почитать их безбожниками, которые не подвержены действию благодати. Мы должны помнить, что в глубине их сердца может жить истинная вера, хотя наверху навалено много мусора. Мы должны осознать, что знание сыновей Заведеевых на то время было несовершенным, но позже они стали столпами Церкви Христовой. Верующий может начинать свой путь во тьме, а в конце стать, подобно Аполлосу, сведущим в Писании и достойным последователем Иакова и Иоанна.

И наконец мы должны обратить в этом отрывке внимание на то, что Господь упрекает мать сыновей Заведеевых и самих сыновей за их непонимание . Он говорит им: «Не знаете, чего просите». Они просили своего Господина, чтобы Он разделил с ними Свою награду, но они не подумали, что сначала они должны стать причастниками Его страданий (1 Пет. 4:13). Они забыли, что тот, кто будет стоят со Христом в славе, должен выпить Его чашу и креститься Его крещением. Они не понимали, что только те, кто несут крест, получат венец. Истинно, они не знали, о чем просили.

А вы никогда не совершали ошибки сыновей Заведеевых? Не просили ли вы о чем-то, не подумав? Часто ли вы молились, даже не осознавая, к каким последствиям может привести осуществление вашей просьбы? Эти вопросы исследуют сердце. К сожалению, многие из нас не могут ответить на них удовлетворительно.

Мы просим о спасении своей души, хотим отправиться на небо после смерти. Да, это достойная просьба. Но готовы ли мы взять крест и последовать за Христом? Хотим ли мы оставить мир ради Него? Готовы ли мы совлечь старого человека и облечься во все новое? Готовы ли мы бороться, трудиться и бежать так, чтобы добежать? Готовы ли мы оставить насмехающийся мир и терпеть тяготы ради Христа? Что мы на это скажем? Если мы не готовы, наш Господь может и нам сказать: «Не знаете, чего просите».

Мы просим, чтобы Бог сделал нас святыми и добродетельными. Это достойная просьба. Но готовы ли мы освящаться любым путем, на который Бог по Своей мудрости может призвать нас? Готовы ли мы очищаться через несчастья, отказываться от мира и приближаться к Богу через утраты, болезни и печали? Увы, на эти вопросы трудно ответить! Но если мы не готовы, наш Господь может и нам сказать: «Не знаете, чего просите».

Давайте закончим изучение этих стихов, твердо решив всегда думать о том, когда мы приходим к Богу с молитвой, чего мы хотим. Не будем просить бездумно и поспешно. Последуем же совету Соломона: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом» (Еккл. 5:1).