Евангелие от Матфея 22:34-46

34 А фарисеи, услышавши, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»:

38 Сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;

40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 Что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

В начале этого отрывка наш Господь отвечает на вопрос законника, которого интересовало, «какая наибольшая заповедь в законе». Отнюдь не дружеские чувства побудили этого почитателя закона задать такой вопрос. Отвечая этому человеку, Иисус преподал нам ценный урок того, как зло может превратиться в добро.

Посмотрите, как кратко, но емко в этих стихах описаны наши обязанности по отношению к Богу и ближнему . Иисус говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… и возлюби ближнего твоего, как самого себя». А потом добавляет: «…на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Как просты эти заповеди и как глубоки! Как быстро их можно произнести и как много они значат! Как они смиряют и как осуждают! Как хорошо они дают понять, что каждый день мы нуждаемся в милости Божьей и в драгоценной крови искупления! Какое благословение получил бы мир, если бы эти слова знали больше людей и больше людей их исполняли.

Любовь — это секрет истинного послушания Богу. Если мы будем испытывать по отношению к Нему те же чувства, что и дети по отношению к своему любимому отцу, тогда мы будем с радостью желать исполнять волю Бога, Его заповеди не будут для нас тяжкими и мы не будем трудиться для Него, как рабы, боящиеся наказания. Мы будем находить удовольствие в стремлении исполнять Его законы и плакать, нарушая их. Никто не трудится так усердно, как тот, кем движет любовь. Страх перед наказанием и желание награды — мотивы намного меньшей силы. Лучше всего исполняют волю Божию те, кто исполняют ее от сердца. Хотим ли мы правильно воспитать своих детей? Значит, мы должны учить их любить Бога.

Любовь — золотой ключ к правильным отношениям с ближними. Любящий христианин с негодованием отвергнет предложение причинить вред своему ближнему лично, или его имуществу, или его репутации. Однако любящий ближнего не остановится на этом. Он будет желать тому, кто рядом, добра во всем, он будет стараться сделать его жизнь удобной и счастливой, он приложит усилия к тому, что облегчить его горести и умножить его радости. Мы доверяем тем, кто нас любит, потому что мы знаем, что такой человек не причинит нам зла намеренно, что он окажет дружескую помощь в самую трудную минуту. Хотим ли мы научить своих детей правильно относиться к окружающим? Значит, мы должны учить их: «возлюби ближнего своего, как самого себя» и «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Но как мы можем приобрести эту любовь к Богу? Такая любовь — не прирожденное чувство. Мы рождены во грехе и, будучи грешниками, боимся Бога. Как же мы можем любить Его? Мы никогда не сможем полюбить Его, пока не примиримся с Ним во Христе. Когда мы почувствуем, что наши грехи прощены, а мы сами обрели мир со святым Создателем, тогда и только тогда мы полюбим Его и получим Духа усыновления. Вера во Христа — вот истинный источник любви к Богу: любят сильнее всего те, кому больше всего прощено. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19).

А как нам научиться любить ближнего? Эта любовь тоже не дана от рождения. Мы рождаемся эгоистами, ненавидящими друг друга (Тит. 3:3). Мы никогда не сможем полюбить нашего ближнего, пока наши сердца не будут изменены Святым Духом. Мы должны быть рождены свыше, мы должны совлечься ветхого человека и облечься в нового, приобрести ум Христов. Только тогда наши холодные сердца познают богоподобную любовь ко всем людям. «Плод же Духа: любовь…» (Гал. 5:22).

Пусть эти мысли глубоко проникнут в наше сердце. В наши дни слышно много разговоров о «любви»: люди восхищаются ею и желают расти в ней, одновременно отвергая истину, которая является единственным источником любви. Давайте твердо держаться старого пути. Не бывает плодов и цветов без корней: мы не можем любить Бога и людей, не имея веры в Христа и не родившись свыше. Чтобы распространить истинную любовь по всему миру, надо учить искуплению во Христе и говорить о важной роли Святого Духа в жизни грешника.

Заключительная часть отрывка содержит вопрос, который Господь задал фарисеям . После того как Иисус с совершенной мудростью ответил на вопросы Своих противников, Он спрашивает и их самих: «Что вы думаете о Христе? чей Он сын?» Ему тут же ответили: «Давидов». Затем Христос просит объяснить, почему Давид в книге Псалмов называет себя Господом (Пс. 109:1)? «Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» Его врагам пришлось замолчать: «И никто не мог отвечать Ему ни слова».

Книжники и фарисеи, конечно, знали псалом, на который ссылался Господь, но они не могли объяснить его значение: его можно было объяснить, только предположив предсуществование и божественность Мессии. На это фарисеи пойти не могли. Они уже составили себе портрет Мессии: он должен был быть человеком, похожим на них самих. В разговоре с Христом открылось, что фарисеи не знают Писания, хотя хвалятся, что знают его лучше всех, и не чтят Мессию, думая о нем низменно и по-плотски. Неудивительно, что Матфей написал: «С того дня никто уже не смел спрашивать Его».

Не заканчивайте изучение этих стихов, не ответив на вопрос, который задал наш Господь: «Что вы думаете о Христе?» Что вы думаете о Нем и о Его служении? Что вы думаете о Его жизни и о Его смерти на кресте за нас? Что вы думаете о Его воскресении и вознесении, о том, что Он сидит одесную Бога и ходатайствует за нас? Испытали ли вы на себе Его благость? Положились ли вы на Него с верой? Понимаете ли вы, что Он нужен для вашей души? Можете ли вы искренно сказать: «Он мой Искупитель и мой Спаситель, мой Пастырь и мой Друг»?

Это очень серьезные вопросы. Не успокаивайтесь, пока не сможете дать на них утвердительные ответы! Если вы не присоединились к Иисусу живой верой, тогда нет никакой пользы от того, что вы читаете о Христе. Поэтому еще раз проверьте свое сердце, задав вопрос: «Что я думаю о Христе?»