Евангелие от Матфея 23:1-12

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2 И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

3 Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

4 Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

5 Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

6 Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

7 И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»

8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;

9 И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10 И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

11 Больший из вас да будет вам слуга:

12 Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.

Сейчас мы приступаем к изучению главы, которая, в каком-то смысле, является самой необычной во всех четырех евангелиях. В ней содержатся последние слова Иисуса, сказанные Им в стенах храма. И в этих последних словах Христос уничтожает книжников и фарисеев, сурово осуждая их учение и поведение. Прекрасно понимая, что время Его жизни на земле подходит к концу, наш Господь больше не скрывает Своего отношения к иудейским учителям. Зная, что скоро Он оставит Своих учеников одних, как овец среди волков, Он показывает им, что их окружают лжепастухи.

Вся эта глава — это замечательный пример того, как ревностно и смело нужно осуждать заблуждения. С одной стороны, она показывает, что даже любящее сердце может сурово упрекать, а с другой стороны, дает понять, что неверные учителя виновны перед Богом. До тех пор пока стоит мир, эта глава будет для нас предупреждением, а для всех служителей напоминанием, что их грех — самый тяжелый в глазах Христа.

Эти двенадцать стихов, которыми начинается глава, нас могут многому научить. Во-первых, в них говорится о том, что на нас лежит обязанность различать должность лжеучителя и его жизнь. «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Правдой или неправдой, но они заняли место иудейских учителей. И несмотря на то, что они были недостойны этого, их должность обязывала народ уважать их. Книжников и фарисеев нужно было уважать, но им нельзя было подражать в поведении. Их учению надо следовать до тех пор, пока оно соответствует Писанию, но, когда оно начинает противоречить Слову Божьему, от него следует отказаться. По словам одного великого богослова, их нужно было слушать до тех пор, пока они учили тому, чему учил Моисей.

Лжеучение и неправильное поведение надо осуждать. Эта наша обязанность — одна из самых важных. Человеческий разум так и норовит впасть в крайность: чаще всего мы или относимся к служителю с идолопоклонническим благоговением, или выражаем ему неподобающее презрение. Надо стремиться избегать этих двух крайностей. Если вы даже и не одобряете действия служителя или расходитесь с ним в учении, не забывайте, что вы обязаны уважать его должность. Вы должны показать, что почитаете его полномочия, несмотря на то, что он не нравится вам как человек. Здесь к месту будет вспомнить, как повел себя св. Павел в подобной ситуации: «Я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:5).

Во-вторых, мы видим, что Христа особенно огорчает непоследовательность, хвастовство и любовь к первенству . В первую очередь наш Господь упрекает фарисеев в непоследовательности , замечая, что, «они говорят, и не делают». Они требовали от других того, чего не делали сами. Говоря о хвастовстве фарисеев, Христос заявляет, что они «дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (обычно иудеи носили на одежде филактерии, или полоски пергамента, на которых были написаны тексты из Писания, но у фарисеев они были огромного размера). Бахрома на их одежде, которую заповедовал Моисей делать в воспоминание о Боге, была до неприличия большая (Числ. 15:38). Все это фарисеи делали для того, чтобы привлечь к себе внимание и создать впечатление, что они особенно святы. Указывая на манеру быть везде и всегда первыми, наш Господь говорит, что фарисеи любят «предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах», им нравится, когда к ним льстиво обращаются: «Учитель!»

Все это наш Господь осуждает и призывает нас бодрствовать и молиться, чтобы не поступать также. Эти грехи разрушают душу: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу..?» (Ин. 5:44). Церковь Христова обрела бы благословение, если бы наполняющие ее люди чаще размышляли над этими словами и чаще поступали по ним. Не только фарисеи строго обращались с окружающими, носили одежду, которая подчеркивала их святость и любили получать хвалу в свой адрес. Церковная история красноречиво свидетельствует, что множество христиан ходили их путями. Запомните это и будьте мудрыми! Крещенный англиканин с легкостью может превратиться в отъявленного фарисея.

В-третьих, эти стихи говорят нам о том, что христиане никогда не должны давать людям имена, которые принадлежат только Богу и Его Христу. Господь призывает нас не называть отцом никого на земле.

Чтобы правильно понять эти слова, надо разобрать их в контексте всей Библии, которая не запрещает почитать служителей «преимущественно с любовью за их дела» (1 Фес. 5:13). Даже св. Павел, один из смиреннейших святых, называл Тита «истинным сыном… по вере» и говорил коринфянам: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15). Однако мы должны быть очень внимательными и не почитать служителей, как Христа. Мы никогда не должны позволять им становиться между собой и Христом. Даже самые лучшие служители — не священники, которые могут искупить нас, и не посредники, которые могут рассказать о состоянии нашей души Богу. Они такие же люди, как и мы с вами, они так же нуждаются в очищающей крови и в обновляющем Духе. Да, их отделяет от простых людей высокое и святое звание, но они все равно остаются людьми. Никогда не забывайте об этом и постоянно напоминайте себе, что человеческая природа склонна больше полагаться на видимого служителя, чем на невидимого Бога.

И наконец мы видим, что смирение должно стать самой характерной чертой христианина . Тот, кто велик в глазах Бога, должен стремиться служить Церкви, а не править ей, как хотели фарисеи. Как хорошо сказал Бакстер, величие Церкви состоит в способности служить. Фарисей хотел, чтобы его все почитали и называли господином. Христианин же должен нести добро и отдавать все, что у него есть, на служение другим. Да, это высокая цель, но не стоит довольствоваться меньшим. И пример нашего Господа, и заповеди апостольских посланий требуют от нас «облечься смиренномудрием» (1 Пет. 5:5). Стремитесь же к этой добродетели каждый день: она лучше всего свидетельствует о спасающей вере и об истинном обращении к Богу. «…кто унижает себя, тот возвысится», — эти слова, которые завершают наш отрывок, Христос повторял чаще других.