Евангелие от Матфея 23:13-33

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен».

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен».

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 И клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 И говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»;

31 Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 Дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

В этих стихах наш Господь выдвигает восемь обвинений против иудейских учителей. Посреди храма, окруженный внимающей толпой, Христос беспощадно осуждает заблуждения книжников и фарисеев. Восемь раз Он повторяет: «Горе вам». Семь раз Он называет их лицемерами. Дважды Он говорит о них как о слепых вождях, дважды — как о безумных и слепых и одни раз называет их змеями и порождениями ехидны. Обратите внимание на эти слова: они призваны преподать нам важный урок. Раз Иисус употребил такие резкие выражения по отношению к иудейским учителям, значит, фарисейский дух, как бы он ни проявлялся, отвратителен для Бога.

Давайте же мельком посмотрим на эти восемь обвинений, а затем постараемся извлечь из всего этого отрывка один главный урок.

Первый раз сказав «горе», Иисус обвинил книжников и фарисеев в том, что они мешают распространению Евангелия. «Вы затворяете Царство Небесное человекам, — говорит Христос им. — Вы сами не идете туда и других не пускаете». Еще ранее они не услышали предупреждения Иоанна Крестителя, и когда Иисус явился перед ними как Мессия, они не признали Его и закрыли Бога для тех иудеев, которые Его искали. Они сами не верили в Евангелие и делали все, что было в их силах, чтобы не дать поверить другим, совершая этим великий грех.

Второй раз сказав «горе», Иисус обвинил фарисеев и книжников в жадности и в самовозвеличивании. «Вы поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь», — говорит Он им. Фарисеи бессовестно пользовались доверчивостью слабых и беззащитных женщин, которые, обманувшись их благочестивым видом, начинали почитать их за своих духовных наставников. Книжники и фарисеи не стеснялись злоупотреблять своим влиянием, добытым таким нечестивым образом. Одним словом, они зарабатывали деньги своей религиозностью, совершая страшный грех.

Третий раз сказав «горе», Иисус обвинил фарисеев в том, что те много стараний прикладывают, чтобы привлечь людей в свою партию. «Вы обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного», — говорит Он. Фарисеи и книжники изо всех сил старались заставить человека присоединиться к их партии и принять их взгляды. Делали они это не потому, что хотели принести благо человеческой душе или привести человека к Богу, а для того, чтобы повысить престиж своей секты и увеличить число последователей, а таким образом, и свою влиятельность. Их религиозное рвение объяснялось преданностью своей партии, а не любовью к Богу. И это был еще один страшный грех.

Четвертый раз сказав «горе», Иисус развенчал учение книжников и фарисеев о клятве. Они проводили тонкие различия между разными видами клятв. Они, как иезуиты, учили, что одни клятвы связывают, а другие нет. Для них важнее было поклясться золотом храма, нежели самим храмом. Таким образом, книжники и фарисеи выказывали свое неуважение к третьей заповеди. Заставляя людей преувеличивать значение милостыни и жертвоприношения, они тем самым искали личной выгоды и снова совершали великий грех (Языческие народы знали, что иудеи имеют привычку отказываться от своих клят. Об этом писал даже Мартиал, римский поэт. Шестое и седьмое обвинения Иисуса очень похожи, поэтому нет смысла их разделять. Христос обвиняет книжников в том, что они стремятся только к внешней чистоте и благопристойности, не придавая никакого значения внутреннему освящению и чистоте сердца. Себе в обязанность книжники и фарисеи поставили мыть свои «тарелки», пренебрегая полностью своим внутренним человеком. Они были подобны на побеленные гробы: красивые снаружи, но полные праха внутри. «Вы по наружности кажетесь людям праведными, — говорит Христос, — а внутри исполнены лицемерия и беззакония». И это был великий грех.

Последний раз сказав «горе», Иисус обвинил книжников и фарисеев в неискреннем почитании умерших святых. Почитатели закона построили великолепные «гробницы пророкам» и украсили «памятники праведников», однако своей жизнью они доказывали, что разделяют действия тех, кто «убил пророков». Поведение фарисеев и книжников каждый день свидетельствовало, что мертвые святые им нравятся намного больше, чем живые. Те же люди, которые заявляли, что чтут мертвых пророков, не видели красоты живого Христа и этим опять совершали великий грех*.

Так невесело Господь описывает иудейских учителей. Пусть это описание оставит в нашем сердце ).

Пятый раз сказав «горе», Иисус обвинил книжников и фарисеев в мелочности. Они придают больше значения мелочам в вере, чем серьезным вещам, последнее делают первым, а первое последним. Они дают десятину с мяты и других растений, как будто все другие требования закона исполняют в совершенстве. Фарисеям и книжникам было неведомо, что закон требует быть справедливым, милостивым и честным. Забывая это, они опять совершали великий грех.

Отрывок из Берленбергской Библии по этому вопросу заслуживает того, чтобы привести его здесь. «Если бы во времена Моисея вы спросили, кто был благочестивым человеком, вам бы назвали Авраама, Исаака и Иакова, но не Моисея — последнего стоило бы побить камнями. Если бы вы спросили во времена Самуила, кто был благочестивым человеком, вам бы назвали Моисея и Иисуса Навина, но не Самуила. Если бы вы задали этот же вопрос во времена Христа, вам бы ответили, что благочестивыми были все ранее жившие пророки, в том числе и Самуил, но не Христос и не апостолы».

грусть и смирение. К сожалению, «закваска фарисейская» снова и снова проявляется в жизни Церкви Христовой. Сегодня многие христиане идут по стопам книжников и фарисеев (Я твердо убежден в том, что слова нашего Господа были пророческими — Он предвидел, какой болезнью будет болеть Его Церковь. Нет сомнения в том, что учение и религиозная практика книжников и фарисеев во многом напоминали то, что происходило в Римско-католической Церкви).

Посмотрите, в каком плачевном состоянии оказались иудеи, когда на землю пришел Христос. Если у народа были такие учителя, в какой же тогда тьме он жил! Истинно, чаша беззакония Израиля преисполнилась. Это было самое подходящее время для восхода Солнца Праведности и для проповеди Евангелия.

Посмотрите, как отвратительно лицемерие в глазах Бога. Христос не упрекал книжников и фарисеев в том, что они крадут или убивают — главное Его обвинение состояло в том, что они — до мозга костей лицемеры. Какое бы положение в церкви вы ни занимали, никогда не скрывайтесь под маской, а всеми способами стремитесь быть честными и правдивыми.

Посмотрите, какой опасности подвергает себя неверный служитель. Плохо, когда человек слеп, но в сто раз хуже, когда он слепой вождь. Из всех живущих на земле людей самые виновные — это необращенные служители, они подвергнутся самому суровому суду. Они, как нерадивый лоцман, погибнут сами и других погубят.

И наконец, изучая этот отрывок, не думайте, что безопаснее всего не верить вообще. Полагать так, значит, впадать в другую крайность. Этот отрывок не говорит, что истинной веры не существует потому, что некоторые люди, ее исповедующие, —

лицемеры. Если вы нашли одну фальшивую монету, не стоит думать, что настоящих денег нет. Пусть лицемерие некоторых не помешает вам обратиться ко Христу и не поколеблет вашу уверенность в Нем, если вы уже обратились. Спешите же к Богу, взирая на Христа и полагаясь на Него, умоляя сохранить от ошибки. Скажите вместе с Давидом: «Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих…»(Пс. 118:80).