Евангелие от Матфея 23:34-39

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!»

Слова Иисуса в заключительной части этой главы также обращены к книжникам и фарисеям. Это была последняя проповедь Христа, обращенная к большому количеству людей. Заканчивая Свою служение, наш Господь еще раз явил Свою любовь и нежность. Хотя Его враги так и не поверили Ему, все же Он показал им, что любит и жалеет каждого из них.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что Бог иногда очень много делает для нечестивых людей. Он послал иудеям «пророков, и мудрых, и книжников». Бог постоянно предупреждал Свой народ, не позволяя им упорствовать в грехе, упрекая их словами Своих посланников. Таким образом, иудеи не могли объяснить свое злодейство незнанием.

Именно так Бог поступает и с необращенными христианами. Он не изгоняет их за грехи, не призвав к покаянию. Господь стучит в дверь их сердца болезнями и несчастьями, воздействует на их совесть проповедями или советами друзей; призывает их задуматься о своей жизни, открывая перед ними могилу и забирая всех идолов. К сожалению, очень часто эти люди так и остаются слепыми и глухими к милостивым посланиям Бога. Возможно, в конце концов они узрят Его руку, но будет слишком поздно. Тогда они поймут, что Бог говорил один раз, второй, а они не видели. Они осознают, что, как и иудеям, Бог посылал им пророков, мудрых людей, книжников, но они не слышали голоса милости: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?» (Иез. 33:11).

Во-вторых, из этих стихов мы узнаем, что Бог знает, как обходятся с Его посланниками и служителями, и однажды воздаст за все. Иудейский народ очень часто обращался с рабами Божьими жестоко и несправедливо. Иногда иудеи относились к Божьим пророкам как к своим врагам, потому что те говорили им истину. Некоторых евреи гнали, некоторых били палками, а некоторых даже убивали. Может быть, иудеи думали, что их действия останутся безнаказанными? Господь говорит, что они заблуждались. Есть око, которое видит все; есть рука, которая записывает в книгу вечной памяти, когда и где была пролита невинная кровь. Слова умирающего Захарии, которого «убили между храмом и жертвенником», не будут забыты и через восемьсот пятьдесят лет после его смерти: «Да видит Господь и да взыщет!» (2 Пар. 24:22). Еще несколько лет, и Иерусалим потерпит такое наказание за кровь, которого не видывала земля. Святой город будет полностью разрушен. Народ, который убил так много пророков, будет изнуряем голодом, эпидемиями и мечом. А те, кто избежит всего этого, будут рассеяны и станут, как Каин-убийца, изгнанниками и скитальцами на земле. Исполнилось пророчество нашего Господа: «Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей».

Запомните этот урок. Мы часто думаем, что прошлое осталось в прошлом, что то, что произошло когда-то давно, больше не повторится. Но мы забываем, что у Бога один день как тысяча лет и что события, произошедшие тысячу лет назад, в Его глазах произошли только что. Однажды Бог «воззовет прошедшее» (Еккл. 3:15) и потребует дать отчет в том, как обошлись с Его святыми. Он вспомнит кровь первых христиан, пролитую в Римской империи, кровь валенсов и альбигойцев, Варфоломеевскую ночь, кровь мучеников, которых сожгли во времена Реформации и которых умертвили инквизиторы, — обо всем Он вспомнит. Древние говорили: «Жернова Божьей справедливости вращаются медленно, но вращаются». Мир еще увидит, что «есть Бог, судящий на земле» (Пс. 57:12).

Пусть же каждый, кто гонит сегодня людей Божьих, задумается над тем, что он делает. Он должен знать, что всякий, кто обижает, насмехается и издевается над другими за их веру, совершает большой грех. Он должен знать, что Христос видит каждого, кто преследует своего ближнего за то, что тот лучше его или потому что тот молится, читает Библию и задумывается о своей душе. Жив Господь, и Он говорит: «…касающийся вас касается зеницы ока Моего» (Зах. 2:8). День суда покажет, что Царь царей взыщет со всех, кто обижал Его рабов.

И наконец из этого отрывка мы узнаем, что те, кто потерян навечно, потеряны по своей вине. Наш Господь Иисус Христос сказал замечательные слова: «…хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Слова Христа заслуживают нашего особого внимания, так как они проливают свет на одну из таинственных тем, часто покрытую мраком человеческого непонимания. Эти слова говорят нам о том, что Христос проявляет милость и сострадание ко многим неспасенным и что главная причина, по которой умирает душа человека, — это отсутствие желания спастись.

Немощный по своей природе человек, неспособный к благочестивым мыслям, бессильный поверить и воззвать к Богу, может убить свою душу. И хотя он не в силах делать добро, он может делать зло. Без всякого сомнения, человек ничего не может сделать, чтобы помочь себе, но будем помнить, что его желание очень важно. Ни у кого нет желания покаяться и верить, но у всех людей есть желание отвергнуть Христа и идти своей дорогой. Таким образом, если человек не спасен, причиной гибели является его собственное желание не следовать за Христом. «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь», — сказал Иисус (Ин. 5:40).

Давайте закончим изучение этой темы мыслью о том, что для Христа нет ничего невозможного. Его благодать и сила могут сокрушить даже самое каменное сердце. Однако Библия предупреждает нас о том, что человек ответственен за свои поступки и что он может противиться Святому Духу (Деян. 7:51). Запомните, что потерянные души умирают не потому, что Христос не хочет спасти их и не потому, что они хотят спастись, но не могут, а потому, что они не приходят ко Христу. Давайте всегда придерживаться той точки зрения, которая высказана в этом отрывке: Христос хочет собрать людей, но они не хотят; Христос хочет спасти людей, но они не хотят.

Итак, если человек спасен, он спасен только благодаря Богу, если человек потерян, он потерян только по своей вине. Зло, которое в нас, принадлежит только нам, а добро, если в нас такое имеется, принадлежит только Богу. В ином мире спасенные воздадут Богу славу, а потерянные — признают, что они сами виноваты в своей гибели (Ос. 13:9).