Евангелие от Матфея 24:15-28

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, —

16 Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

17 И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;

18 И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу;

21 Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23 Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», — не верьте;

24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25 Вот, Я наперед сказал вам.

26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте;

27 Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28 Ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Все это пророчество нашего Господа Иисуса Христа посвящено одной теме — захвату Иерусалима римлянами. Это событие произошло приблизительно через сорок лет после того, как было предсказано Иисусом. Наиболее полно его описал в своих трудах Иосиф Флавий, который дает лучший комментарий словам нашего Господа и подтверждает их абсолютную точность (Приведу здесь слова Иосифа Флавия. Они тем становятся еще более замечательны, если вспомнить, что он не был христианином: «Никакой город не переживал подобного. Все бедствия, которые приключались от сотворения, — ничто по сравнению с тем, с чем столкнулись иудеи».). Тот ужас и страдания, которые перенесли иудеи за время осады их города, невозможно описать: это была поистине «великая скорбь, какой не было от начала мира доныне».

Некоторых, возможно, удивляет тот факт, что Иисус так много внимания уделяет взятию Иерусалима, поэтому они предпочитают думать, что эти Его слова еще не исполнились. Но эти люди забывают, что Иерусалим и храм были сердцем иудейской эпохи. Когда они были разрушены, пришел конец и моисеевым временам. Каждодневные жертвоприношения, ежегодные празднества, жертвенник, святое святых, священство — все это было важно для Богом данной религии, но только до тех пор, пока не пришел Христос. Когда же Иисус умер на кресте, их задача была выполнена, они стали мертвыми — их осталось только похоронить. Но разве могло такое событие произойти тихо? Эпоха, которая так торжественно началась на горе Синай, должна так же и закончиться. Поэтому совершенно логично, что разрушение святого храма, где многие святые древности видели «тень будущих благ», — тема пророчества Христа. Он специально предсказывает опустошение «святого места». Великий Первосвященник описывает конец эпохи, которая послужила детоводителем к Нему.

Однако не следует думать, что в этой части пророчества наш Господь говорит только о взятии Иерусалима. Очень возможно, что слова Христа имели более глубокое значение. Весьма вероятно, что Он имел в виду вторую осаду Иерусалима , которая произойдет в будущем, после того как Израиль возвратится в свою землю, и вторую великую скорбь его жителей, которая закончится возвращением нашего Господа Иисуса Христа. Такой подход может удивить некоторых (На мой взгляд, нужно заметить, что из отцов Иреней и Хилари и Ферус в XVI веке считали, что это пророчество нашего Господа исполнится в конце света, когда придет сам антихрист. Хилари полагает, что стих, который говорит о «мерзости запустения, стоящей на том месте», исполнится, когда придет антихрист, которому будут поклоняться неверующие. Такое предположение заслуживает тщательного исследования , если, к тому, же вспомнить 2 Фес. 2:4. ). Но тому, кто сомневается в его правильности, неплохо было бы обратиться к последней главе книги пророка Захарии и к последней главе книги Даниила. В этих двух главах содержатся очень важные сведения, проливающие свет и на тот отрывок, который мы сейчас читаем, и на те стихи, которые сразу же следуют за ним. Нам осталось только извлечь для себя уроки из этого пророчества.

Во-первых, мы видим, что христианин иногда обязан убегать от опасности . Сам Господь повелевает Своим людям при определенных обстоятельствах «бежать». Без сомнения, раб Христа не должен быть трусом. Он должен исповедовать своего Господина перед людьми, он должен желать умереть, если это необходимо, за истину. Но раб Христа не должен подвергать себя опасности, если того не требует его христианский долг. Не стыдно заботиться о своей безопасности, если смерть на посту не принесет ничего хорошего. Это очень мудрый урок. Истинные мученики никогда не спешат расстаться с жизнью. Нынешнее время располагает к тому, чтобы вести тихую жизнь, спокойно ждать и молиться, а не вызывать на бой противников и бросаться в битву. Будем же поступать мудро во время гонений! Быть безумцем так же плохо, как и быть трусом. Пользы не приносит не только тот, кто холоден, но и тот, кто чрезмерно горяч.

Во-вторых, мы видим, что, пророчествуя, наш Господь выделяет субботу. «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше… в субботу», — говорит Он. Эти слова заслуживает нашего особого внимания.

В наше время даже благочестивые люди часто утверждают, что христианам не обязательно исполнять заповедь, касающуюся субботы. Они говорят нам, что соблюдение субботы — это не более, чем церемониальный закон, который на христиан не распространяется. Трудно себе представить, как такая точка зрения может согласовываться с этими словами нашего Господа. Очевидно, что Христос намеренно вспоминает о субботе, когда предсказывает окончательное разрушение храма и отмену моисеевого церемониального закона, чтобы почтить этот день. Иисус как бы намекает, что, хотя Его люди и освободятся от бремени жертвоприношений и всяческих других установлений, они все же должны будут соблюдать субботу. Все друзья святого Воскресения должны помнить, что написано в Послании к Евреям 4:9, так как этот стих многое доказывает.

В-третьих, мы видим, что Бог всегда особым образом заботится о Своих избранных . Дважды в этом отрывке наш Господь говорит об этом. «Ради избранных сократятся» дни великой скорби. Невозможно будет прельстить «избранных». Бог по-особому любит тех, кого Он избрал ко спасению во Христе, они как драгоценные камни среди человечества. О них Господь заботится больше, чем царь заботится о своем троне, если, конечно же, царь не обратился к Богу. Господь слышит молитвы Своих избранных, и ради их блага и освящения Он определяет жизнь всей земли и всех народов, устанавливает мир или допускает войну. Бог дает избранным Святого Духа и не позволяет ни дьяволу, ни человеку вырвать их из Своей руки. Какая бы скорбь ни пришла в мир, избранные Божии всегда в безопасности.

Не останавливайтесь же, пока не убедитесь, что и вы находитесь в их числе! Нет человека на земле, который может доказать, что он не находится в числе избранных. Обещаниями Евангелия может воспользоваться каждый. Будем же делать свое призвание и избрание твердым! Божьи избранные — это те люди, которые взывают к Нему днем и ночью. Когда Павел увидел веру, надежду и любовь фессалоникийцев, тогда «узнал» их избрание (1 Фес. 1:4; Лк. 18:7).

И наконец из этого отрывка мы видим, что, когда бы ни произошло второе пришествие Христа, произойдет оно неожиданно . Оно будет подобно тому, как «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада». Об этом мы всегда должны помнить. Из Писания мы знаем, что наш Господь Иисус придет опять в мир как человек, знаем мы и то, что придет Он во время великой скорби, но мы не знаем, когда именно, не знаем ни года, ни месяца, ни дня, ни часа — все это сокрыто от нас. Мы знаем только то, что произойдет это очень неожиданно. А поэтому мы должны быть всегда готовы к Его возвращению. Будем же ходить верой, а не видением, будем же верить в Христа, служить Христу, следовать за Христом, любить Христа. Поступая так, мы всегда будем готовы к Его возвращению, когда бы Он ни пришел.