Евангелие от Матфея 25:1-13

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху;

2 Из них пять было мудрых и пять неразумных;

3 Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла;

4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих;

5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

6 Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему».

7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

8 Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».

9 А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.

11 После приходят и прочие девы и говорят: «господи! господи! отвори нам».

12 Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».

13 Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

В этой главе, как и в предыдущей, описываются пророчества нашего Господа на Елеонской горе. Очевидно, что все пророчества в ней относятся ко второму пришествию Христа и к концу мира.

Всю главу можно разделить на три большие части. В первой из них наш Господь, говоря о Своем пришествии, показывает на примере притчи о десяти девах, что надо бодрствовать и постоянно проверять свое сердце. Во второй части Иисус рассказывает притчу о талантах, показывая, что надо терпеть и быть верным. И в третьей части Он подводит всему этому итог, описывая великий день суда (этот отрывок по своей красоте и величию не знает себе равных во всем Новом Завете).

Притча о десяти девах содержит важные уроки, которые должны пробудить нас от спячки. Давайте же остановимся на них.

Во-первых, мы видим, что во второе пришествие Христа станет очевидно, что в Церкви рядом находились благочестивые и нечестивые люди.

Людей, исповедующих себя христианами, Иисус сравнивает с десятью девами, «которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху». У всех у них были светильники, но только пятеро из них имели сосуды с маслом, чтобы поддерживать огонь. Все девы утверждали, что стремятся к одной цели, но только пятеро из них были «мудрые», а остальные оказались неразумными. Видимая Церковь находится точно в таком же положении: все ее члены принимали крещение во имя Христа, но не все слышат Его голос и следуют за Ним; все они называют себя христианами и исповедуют христианскую веру, но не все имеют благодать Духа в сердце и не все являются теми, за кого себя выдают. Об этом говорят наши глаза, а Иисус говорит о том, что так будет и тогда, когда Он вернется. (Я думаю, стоит отметить, что некоторые комментаторы по-другому толкуют эту притчу. Они полагают, что все десять дев представляют истинных верующих и что пять неразумных дев — это те верующие, которые отпали, или верующие, которые во второе пришествие нашего Господа будут лишены определенных привилегий, но все же спасутся.)

Я не считаю, что такая точка зрения правильна. Мне кажется, что толковать этот отрывок подобным образом — значит не обращать внимания на то, как эта притча заканчивается, не учитывать контекст и противоречить многочисленным отрывкам Священного Писания.

Я думаю, что десять дев представляют две части видимой Церкви: обращенные люди и необращенные люди, лжехристиане и настоящие христиане, лицемеры и истинные верующие, неразумные строители и мудрые строители, хорошая рыба и плохая, живые и мертвые, пшеница и плевелы.

И такая точка зрения не нова. В целом ее придерживались многие комментаторы.

Обратите внимание на это описание: оно смиряет сердце. Несмотря на наши проповеди и молитвы, несмотря на наше учение и посещения больных, несмотря на нашу миссионерскую работу, многие в последний день окажутся мертвыми в своих преступлениях и грехах! Нечестие человека и отсутствие в нем веры — это тема, в которой все мы должны хорошо разобраться.

Во-вторых, мы видим, что второе пришествие Христа, когда бы оно ни произошло, будет неожиданностью . Эта истина прекрасно отражена в притче о десяти девах.

«В полночь», когда девы задремали и уснули, раздался крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему». То же самое произойдет и тогда, когда придет Иисус. Окажется, что человечество в большинстве своем не верит и не готово к Его приходу, а множество верующих в Него людей спят духовно. В деревне и в городе будут все так же работать; люди все так же будут уделять много времени и внимания политике, торговле, поиску удовольствий; богатые все так же будут жить в роскоши, а бедные плакать и жаловаться; в церквах все так же будет полно разделений, забот о мелочах; богословские споры будут все так же ожесточенно вестись; проповедники все так же будут призывать людей покаяться, а большинство сидящих в собрании все так же будут откладывать день своего обращения на потом. И посреди всего этого неожиданно появится наш Господь Иисус. Тогда, когда ни один человек не будет и думать о пришествии Господа, испуганный мир побросает свои заботы и предстанет перед законным Царем. Думать об этом страшно, но так написано и так будет. Один умирающий проповедник когда-то хорошо сказал: «Никто из нас не бодрствует больше, чем наполовину».

Еще мы видим, что, когда Господь придет вновь, изменять свое отношение к вере будет слишком поздно. Притча говорит нам, что, когда пришел жених, неразумные девы сказали мудрым: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». Но поскольку у мудрых не было лишнего масла, неразумные пошли покупать его сами. Когда же они вернулись, двери уже затворились и бесполезно было взывать: «Господи! Господи! отвори нам». Все эти слова — яркий образ того, что нас ждет. Не пробуйте же проверить это на собственном опыте, навечно погубив свою душу!

Придет день, и все люди изменят свое отношение к христианству, они убедятся в его истинности. Сегодня, и мы все это видим, большинство людей, исповедующих себя христианами, не заботятся о своей душе. Они не осознают, что они грешны; они не любят Христа и не пережили рождения свыше. Покаяние, вера, благодать, святость для них не больше чем слова, все это или не нравится им, или не заботит вовсе. Но однажды все изменится. Человеческий разум мгновенно поймет, что знание и убежденность в вере — это важно, что душа имеет большую ценность, что все нуждаются в Спасителе. Но уже будет слишком поздно! Слишком поздно будет покупать масло, когда вернется Господь. К сожалению, люди не смогут осознать своей ошибки, пока не наступит день, когда уже невозможно будет что-либо изменить.

Может быть, над вами насмехаются, преследуют, считают недалекими из-за вашей веры? Терпите и молитесь за своих преследователей: они не знают, что делают, но однажды они узнают. Вы еще услышите, как они признают, что вы были мудрыми, а они неразумными. Весь мир когда-то поймет, что святые Божии сделали правильный выбор.

И наконец эта притча говорит, что, когда Христос вернется, истинные христиане получат вознаграждение за все свои страдания ради Господа. В притче говорится, что, когда пришел жених, «готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились».

Только христиане будут готовы ко второму пришествию. Омытые искупительной кровью, одетые в одежды праведности, обновленные Духом, они смело встретят своего Господа и воссядут за брачным столом Агнца, чтобы остаться там навсегда. Истинно, тогда наступит блаженство, потому что верующие будут со своим Господом, с Тем, кто возлюбил их и отдал Свою жизнь за них; с Тем, кто примирился с ними и помогал в их земном пути, с Тем, кого они по-настоящему любили и за кем верно следовали на земле через страдания, со слезами. Истинно, тогда наступит блаженство.

Дверь в конце концов закроется и оставит за собой боли и печали, испорченный мир, дьявольские искушения, сомнения и страхи, закроется и больше никогда не откроется. Истинно, можно повторить опять, тогда наступит блаженство. Помните об этом и размышляйте, потому что все это истина. Верующий может много страдать, но его ждет утешение. «…вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс. 29:6). День второго пришествия Христа воздаст за все.

Заканчивая изучение этой притчи, примите решение не мириться с любыми препятствиями в своем сердце, мешающими действовать благодати. Светильник, имя христианина, исповедание христианства своей верой и исполнение различных христианских установлений — это хорошо, но этого не достаточно. Не успокаивайтесь, пока не удостоверитесь, что в ваших сердцах есть масло Святого Духа.