Евангелие от Матфея 25:14-30

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».

21 Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».

23 Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

24 Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал;

25 И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

26 Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью;

28 Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30 А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Притча о талантах, которую мы только что прочитали, очень похожа на притчу о десяти девах. Обе они заставляют задуматься об одном важном событии — о втором пришествии Иисуса Христа. Обе говорят об одних и тех же людях — людях, исповедующих себя членами Церкви Христовой. Девы и рабы — это одни и те же люди, которых Иисус описывает с разных сторон. Эти притчи отличаются только уроками, которые мы из них извлекаем. Первая учит быть бдительными, а вторая — усердными. Рассказ о десяти девах призывает Церковь бодрствовать, а рассказ о талантах призывает ее трудиться.

Во-первых, из притчи о талантах мы узнаем, что все, кто исповедует себя христианами, получили что-то от Бога. Все мы Божии «рабы», у всех у нас есть «таланты», которыми нам доверили распоряжаться.

Слово «таланты» в современно языке используется несколько в ином значении. Оно применяется к людям, которые обладают какими-то выдающимися способностями. Таких людей называют талантливыми. Однако Иисус употребляет это слово в притче по отношению ко всем крещенным людям, безо всякого различия. В глазах Бога у всех у нас есть «таланты» — мы все талантливые.

И мы можем благодарить Бога за свой «талант». Наши дары, влияние, деньги, знания, здоровье, силы, время, эмоции, разум, интеллект, память, чувства, привилегированное положение члена Церкви, доступность Библии — это все таланты. Откуда все это берется? Чья рука дает? Почему мы те, кто мы есть? Почему мы не черви, которые ползают по земле? Есть только один ответ на все эти вопросы: все, что мы имеем, Бог дал нам взаймы, потому что мы слуги Бога, мы Его должники. Задумайтесь об этом.

Во-вторых, мы узнаем, что многие злоупотребляют милостью Божьей. Притча описывает человека, который талант свой «закопал… в землю и скрыл серебро господина своего». И таких людей множество.

Спрятать свой талант — это значит пренебречь возможностью прославить Бога. Крещеные, но презирающие Библию, пренебрегающие молитвой, нарушающие субботу, неверующие, сладострастные, думающие только о земном, мелочные, неразумные, ищущие одних удовольствий, любящие деньги, жадные, все себе прощающие — все эти люди похожи на того раба, который закопал свой талант в землю. У них есть свет, а они его не используют. Бог многое дал им, а они ничего не возвращают Ему, обкрадывая Его. Слова Даниила, адресованные Валтасару, можно смело относить к каждому необращенному: «Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил» (Дан. 5:23).

В-третьих, мы узнаем, что все исповедующие себя христианами однажды дадут Богу отчет. В притче мы читаем, что «по долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета».

Всем нам предстоит суд. Если его не будет, Библия не имеет смысла; отрицать перспективу суда — значит искажать Писание. И судить нас будут по нашим делам, судить строго и неизбежно. Богатые и бедные, образованные и необразованные — все мы предстанем перед Богом-Судьей, чтобы услышать вечный приговор. Невозможно будет миновать суда. В конце концов мы должны встретиться лицом к лицу с Богом, чтобы отчитаться за каждую нам данную привилегию, за каждый нас радовавший луч света. Бог смотрит на нас как на создания, способные нести ответственность, поэтому с тех, кому больше дано, больше и спросится. Будем же постоянно помнить об этом и судить самих себя, чтобы не быть судимыми (1 Кор. 11:31).

В-четвертых, мы узнаем, что истинные христиане в день расплаты получат хорошее вознаграждение. Притча говорит нам, что рабов, хорошо распорядившихся деньгами господина, назвали «добрыми и верными», что они вошли «в радость господина своего».

Эти слова — огромное утешение для всех верующих, они заставляют нас удивляться и восхищаться. Даже самые лучшие из христиан — это всего лишь бренные создания, которые нуждаются в искупительной крови Христа. Но придет день, когда даже самый малый из верующих обнаружит, что и он раб Христа и что его жизнь в Господе была не тщетна. К своему изумлению он поймет, что ценность его усилий угодить своему Господину в глазах последнего намного больше, чем в его собственных. Он увидит, что в книге памяти записан каждый час, который он потратил на служение Христу, каждое слово, сказанное ради Его имени. Верующие, помните об этом и не смущайтесь. Может быть, сейчас крест тяжел для вас, но славная награда восполнит все. По словам Лейтона, «сейчас капли радости входят в нас, но потом мы войдем в радость».

И наконец мы узнаем, что неверные члены Церкви Христовой в день суда будут осуждены и выброшены вон. Притча говорит нам, что раб, который закопал свой талант, знал требования своего господина и поэтому ничем не мог оправдать себя. Он был назван «негодным» и выброшен во тьму внешнюю, где будет, по словам нашего Господа, «плач и скрежет зубов».

В последний день необращенные христиане уже не смогут получить прощение. Тогда им станет ясно, что все их надежды бесполезны и тщетны: они сами виноваты в гибели своей души, а Судья всей земли праведен. «Ты знал», — эти слова нашего Господа должны громко прозвучать в ушах многих людей и уколоть их в самое сердце. Сегодня тысячи людей живут без Христа, не обратившись, но ничего не могут с этим поделать. Они знают, что виновны, так как совесть подсказывает им это, но все же продолжают зарывать свои таланты, не делая то, что могут. Блажен тот, кто вовремя поймет это! В последний день ничего нельзя будет скрыть и изменить.

Заканчивая изучение этой притчи, примите решение по Божьей благодати не довольствоваться исповеданием веры без дел. Мало только говорить о вере — надо еще и делать. Мало ощущать значимость веры — надо еще трудиться. Иисус не говорит, что неверный раб был убийцей, вором или что он растратил деньги господина. Раб просто ничего не сделал, в этом была его роковая ошибка, приведшая к гибели! Опасайтесь нечего не делающего христианства: такая вера не исходит от Святого Духа. «Не приносить вреда, — сказал Бакстер, — это слава, которую воздает камень, а не человек».