Евангелие от Матфея 25:31-46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

45 Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В этих стихах наш Господь Иисус Христос описывает судный день и главные его события. Во всей Библии не найдется отрывка, который бы так пронизывал и испытал наши сердца, поэтому давайте внимательно рассмотрим его.

Прежде всего мы видим Того, Кто будет Судьей в последний день. Мы читаем, что им будет Сын Человеческий, Сам Иисус Христос. Тот самый Иисус, Который родился в яслях Вифлеема, принял образ раба и Который был презираем и отвергнут людьми; Которому зачастую не было где преклонить голову и Который был осужден властителями этого мира и предан издевательствам, бичеванию и крестной смерти. Да, именно Он Сам будет судить мир, когда вернется во славе. В Его руки Отец отдал всякий суд (Ин. 5:22). Перед Ним в конце концов преклонится всякое колено и каждый язык исповедует, что Он есть Господь (Фил. 2:10, 11).

Эта мысль — утешение для верующих. Сидящий на престоле в тот великий и страшный день суда будет их Спасителем, их Пастырем, их Первосвященником, их Братом, их Другом. При виде Его у них не будет причин для тревоги.

Эта мысль — устрашение для неверующих. Они будут судимы Тем, Чье евангелие они отвергли, и от Чьего милостивого приглашения отказались. Как велико будет их смятение в последний день, когда им откроется, что всю свою жизнь они упорствовали в неверии и теперь должны умереть во грехах! Осуждение ужасно само по себе, но быть осужденным Тем, Кто мог бы их спасти, будет во много раз ужаснее. Хорошо сказал псалмопевец: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался» (Пс. 2:12).

Во-вторых, посмотрим, кто будет осужден в последний день. Мы читаем, что перед Христом «соберутся … все народы». Все когда-либо жившие, однажды дадут за себя отчет перед судом Христа. Там все должны будут повиноваться великому Царю и предстанут перед Ним, чтобы услышать приговор. Те, кто не поклонился Христу на земле, вынуждены будут смириться перед Его судом, когда Он придет в этот мир во второй раз.

На суде все будут разделены на две большие группы. Больше не будет деления на царей и подданных, господ и слуг, еретиков и верных, не будет отличия по званиям или деноминациям, потому что все это пройдет. В последний день будет деление только на тех, кто принял благодать и кто нет, на тех, кто обратился и кто нет. Тот, кто пребывал во Христе, будет причислен к Его овцам и поставлен «по правую… сторону», а тот, кто был не в Нем, будет причислен к козлам и поставлен «по левую». Верно заметил Шерлок: «В наших разделениях нет никакого смысла, если мы не позаботимся о том, чтобы оказаться в числе овец Христа, когда Он придет для суда».

В-третьих, отметим, каким образом будет проходить суд в последний день. Мы можем увидеть несколько поразительных деталей этого процесса.

Последний суд будет основываться на свидетельствах. Дела человека будут свидетелями, вызванными к ответу, и самыми полезными из свидетелей будут дела добродетели. Важнее всего будет не то, что мы говорили, но что делали, не то, что исповедовали, но как поступали. Несомненно наши дела не смогут нас оправдать (мы оправдаемся верой независимо от дел закона): истинность нашей веры будет проверена нашей жизнью. Вера без дел мертва (Иак. 2:11).

Последний суд будет радостным для всех истинно верующих. Они услышат чудесные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство». Они будут у своего Господина, Который исповедует их перед Своим Отцом и святыми ангелами, и само «царство» будет платой, которую Он даст Своим верным рабам. Самый малый, самый ничтожный, самый нищий в семье Божьей будет царем с венцом славы на голове!

Последний суд приведет всех неверующих людей в смятение. Они услышат в свой адрес слова проклятия: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный». Они будут отвергнуты великим Главой Церкви перед лицом вселенной и на деле узнают, что «сеющий в плоть… пожнет тление» (Гал. 6:8). Они не хотели слышать Христа, когда Он призывал их: «Придите ко Мне… и я утешу вас», но теперь они вынуждены услышать от Него другие слова: «Идите… в огонь вечный». Они не хотели нести крест Христа, и поэтому для них нет места в Его Царстве.

Последний суд выявит сердца и потерянных, и спасенных. Те, кто будут по правую сторону от Христа, Его овцы, будут, как и прежде, «облечены смиренномудрием» (1 Пет. 5:5), и они удивятся, что их похвалили за добрые дела. Те, кто будут по левую сторону, не Христовы, так и останутся слепыми и самоправедными, они не смогут осознать, каким образом пренебрегали Христом. «Господи! — спросят они. — Когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе?» Пусть эта мысль останется в нашем сознании. Состояние сердца человека на земле определит то, чем он будет обладать на небе. С каким сердцем человек умрет, с таким и воскреснет.

Наконец отметим, какими будут окончательные результаты судного дня. Об этом сказано в словах, которые нельзя забыть: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Положение человека после суда останется неизменным навеки. Ничтожество погибших, и блаженство спасенных схожи только в том, что они вечны. И пусть никто не смеет утверждать иное. Библия ясно говорит об этом. Вечность рая и ада покоится на том же основании, что и вечность Бога. То, что небеса — это вечный день без ночи, а ад — вечная ночь без дня, так же истинно, как и то, что Бог вечен.

Кто может передать словами блаженство вечной жизни? Это не под силу человеческой мысли, поэтому мы можем пользоваться только примерами и сравнениями. Вечный покой после походов и сражений, вечное общество святых после ударов и плевков злого мира, вечное славное и совершенное тело после слабостей и болезней, вечное общение со Христом лицом к лицу после веры — все это блаженство, но это не все блаженство. Я не передал и его малой части.

Кто может описать ничтожество вечного наказания? Это нечто совершенно неописуемое и непостижимое. Вечные муки тела, вечное жало обличающей совести, вечное общество злодеев, дьявола и бесов, вечная память об упущенных возможностях и отвергнутом Христе, вечное тоскливое и безнадежное будущее — все это ужасные страдания. От этих слов идет дрожь по телу и холодеет внутри. Однако это описание не идет ни в какое сравнение с тем, что будет на самом деле.

Прочитав этот отрывок, загляните в свое сердце. Спросите себя, по какую сторону от Христа вы можете оказаться в последний день: по правую или по левую. Блажен тот, кто не успокаивается, пока не получит удовлетворительный ответ на этот вопрос.