Евангелие от Матфея 26:1-13

1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:

2 Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,

4 И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;

5 Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,

7 Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

8 Увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня;

11 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;

12 Возливши миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;

13 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

Мы подошли к заключительной стадии земного служения Иисуса Христа. До этого мы читали о Его словах и делах, теперь нам предстоит читать о Его страданиях и смерти. До этого мы видели в Нем великого Пророка, теперь мы увидим в Нем Первосвященника.

К этой части Писания нужно подходить с особым благоговением и вниманием. Место, на которое мы вступаем, — «земля святая». Мы увидим, как семя жены размозжит голову змея, мы увидим великую жертву, на которую уже давно указывали все жертвы Ветхого Завета, мы увидим, как была пролита кровь, «очищающая от всякого греха», и как был заклан Агнец, «берущий на себя грех мира» (1 Ин. 1:8, Ин. 1:29). Мы увидим, как благодаря смерти Христа — величайшей тайне, открытой нам, — Бог может оставаться справедливым, оправдывая нечестивых. И не удивительно, что все четыре евангелия содержат подробный рассказ об этом поразительном событии. Некоторые из других событий в жизни нашего Господа описаны только одним евангелистом, но, когда речь идет о распятии, каждый из евангелистов дает детальное описание.

В прочитанных нами стихах, во-первых, мы видим, что Господь старается привлечь внимание учеников к Своей смерти. Он сказал им: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

Эти слова поразительным образом связаны с предыдущим отрывком, в котором наш Господь рассуждал о Своем втором пришествии в славе и силе в конце света. Описывая последний суд и все его величие, Иисус говорил о Себе как о Судье, перед престолом Которого соберутся все народы. И тут же, без остановки, Он продолжает говорить о Своем распятии. Пока еще не успела рассеяться картина будущей славы Христа в воображении Его учеников, Он в очередной раз напоминает им об ожидающих Его страданиях. Он напоминает им, что прежде, чем вступить в права Царя, Он должен стать жертвой за грех, прежде, чем надеть венец, Он должен совершить искупление на кресте.

Нельзя переоценить важность искупительной смерти Христа. В Слове Божьем это центральный факт, и глаза нашей души никогда не должны перестать его рассматривать. Без пролития Его крови не было бы прощения грехов. Эта истина — основа всего христианства. Евангелие без нее — все равно, что арка без замкового камня, высокий дом без основания или солнечная система без солнца. Для нас много значат Его воплощение, пример Его жизни, Его чудеса и притчи, Его дела и Его слова, но сверх этого для нас много значит Его смерть. Давайте радоваться тому, что у нас есть надежда на Его второе пришествие и Его тысячелетнее царство, но и об этих замечательных событиях мы не должны думать больше, чем о Голгофском искуплении. Христос умер за грехи наши — вот главная истина. Будем держать ее перед глазами каждый день, питать ею ежедневно свою душу. Пусть другие, как древние греки, насмехаются над этим учением и называют его «глупостью», мы же, как и Павел, «не желаем хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).

Во-вторых, заметим, какими почестями Христос наделяет тех, кто чтит Его.

Здесь сказано, что когда «Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного», то во время трапезы к Нему подошла женщина и возлила на Его голову сосуд драгоценных благовоний. Несомненно, она сделала это из почтения и любви. Для этой женщины ни один знак почитания не был бы чрезмерным по сравнению с полученным от Христа благом для своей души. Но этот поступок вызвал неодобрение окружающих, которые называли его «тратой». Они считали, что лучше было бы продать благовония, а деньги раздать нищим. Господь поспешил ответить этим бесчувственным обвинителям. Иисус сказал им, что «она доброе дело сделала», а Христос одобряет тех, кого принимает. После этого Он делает поразительное предсказание: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

Из этого эпизода видно, насколько хорошо Христос знал о днях грядущих и как непринужденно Он мог раздавать почести. Его пророчество об этой женщине исполняется каждый день на наших глазах. Ее поступок вспоминается везде, где читается Евангелие от Матфея. Слава и свершения царей, императоров, вождей стерлись из памяти человечества, как если бы о них было записано на песке, но об одном поступке смиренной христианки записано на ста пятидесяти разных языках и известно всему миру. Человеческая похвала — на несколько дней, похвала Христа — вечна. Запомните, что путь к вечной славе лежит через почитание Христа.

И последняя, но не малозначительная мысль: этот эпизод отражает те удивительные события, которые произойдут в день суда. В тот великий день никакие почести, оказанные Христу на земле, не будут забыты. Пламенные речи политиков, выдающиеся подвиги воинов, великие произведения поэтов и художников не будут даже упомянуты в тот день, но самое незначительное дело, совершенное слабой христианкой для Иисуса или Его учеников, будет записано в книге вечного напоминания. Ни одно доброе слово или дело, ни одна чаша холодной воды или сосуд благовоний не будут пропущены в этой книге. Пусть не было у этой женщины серебра и золота, пусть не обладала она титулами, властью и влиянием, но если она любила Христа, исповедовала Его имя и служила Ему, то памятник ей будет стоять на возвышенном месте, и ей воздадут почести перед лицом всего мира.

Знаем ли мы, что значит служить Христу? Если да, то ободримся и не будем оставлять служение. Пусть нас воодушевит история этой женщины. Мир может смеяться над нами и унижать; люди могут не понимать наши мотивы, превратно толковать наше поведение; наши жертвы для Христа могут быть названы «тратой» — тратой времени, тратой денег, тратой сил, но мы не позволим миру воздействовать на нас. Тот, Кто был в Вифании, в доме Симона прокаженного, смотрит на нас, помнит все, что мы делаем, и радуется. Так давайте будем тверды, непоколебимы, будем всегда преуспевать в деле Господнем, зная, что труд наш не тщетен пред Господом (1 Кор. 15:58)!