Евангелие от Матфея 26:14-25

14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам

15 И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;

16 И с того времени он искал удобного случая предать Его.

17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?

18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими».

19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;

21 И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

24 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

В начале этого отрывка мы читаем о том, как наш Господь был предан в руки Своих врагов. Первосвященники и книжники, страстно желавшие предать Христа смерти, не могли реализовать свои намерения, потому что боялись народных волнений. Но в лице Иуды Искариота, предложившего свои услуги, они нашли подходящий инструмент воплощения своих планов. Этот лжеапостол согласился предать им своего Господина за тридцать сребренников.

Жизнь Иуды Искариота — это черная страница в библейской истории. Более вопиющего свидетельства испорченности человека вы не найдете нигде. Один из наших поэтов сказал, что «неблагодарность ребенка острее змеиных зубов». Что же нам сказать об ученике, предавшем своего Господина, об апостоле, предавшем Христа? Несомненно, это был один из самых горьких глотков, который наш Господь испил из чаши страданий.

Пусть этот отрывок научит нас, во-первых, тому, что человек может обладать большими привилегия ми, может громко заявлять о своей вере, в то время как его сердце отвергает Бога.

Иуда Искариот обладал самыми большими религиозными привилегиями. Он был избранным апостолом, спутником Христа, он был очевидцем чудес, совершенных Господом; он слышал Его наставления и видел то, чего не видели Авраам и Моисей, слышал, то, чего не слышали Давид и Исаия. Иуда Искариот находился в обществе одиннадцати апостолов, был соработником Петра, Иакова и Иоанна, но несмотря на все это его сердце так и не изменилось. Оно лелеяло излюбленный грех.

У Иуды Искариота было достойное исповедание веры: во внешнем поведении лжеапостола было только то, что правильно, уместно, пристойно. Он имел, казалось, такую же веру, как и остальные апостолы, и был готов отдать все ради Христа. Он вместе с остальными был послан проповедовать и совершать чудеса, поэтому ни у одного из апостолов не было основания обличать Иуду в лицемерии. Когда Господь сказал: «…один из вас предаст Меня», то никто не сказал: «Не Иуда ли?». Однако все это время его сердце оставалось неизмененным.

Нам нужно помнить об этом: эти мысли смиряют и назидают. Как и жена Лота, Иуда Искариот должен служить предостережением для всей Церкви. Давайте почаще вспоминать о нем и, вспоминая, говорить: «Проверь меня, Господи, и испытай мое сердце, нет ли в нем злых помыслов». Давайте по благодати Божьей решим не успокаиваться, пока наше сердце не изменится целиком и полностью.

Во-вторых, пусть этот отрывок научит нас тому, что любовь к деньгам — величайшая ловушка для человеческой души. Сложно привести более убедительное доказательство этому, чем пример Иуды. Этот гнусный вопрос «что вы дадите мне?» выявляет скрытый грех, погубивший Иуду. Он много чего оставил ради Христа, но он не оставил грех сребролюбия.

Слова апостола Павла должны постоянно быть у нас на слуху: «…корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). История церкви изобилует примерами, подтверждающими эту истину. Иосиф был продан своими братьями, Самсон был предан филистимля нам за деньги, ради денег Гиезий обманул Неемана и солгал Елисею, ради денег Анания и Сапфира пытались обмануть Петра, ради денег Сын Человеческий был предан в руки беззаконных. Поразительно, что человек так сильно любит источник такого страшного зла.

Давайте будем остерегаться любви к деньгам. Она наполняет мир и сегодня, чума гуляет на свободе. Тысячи людей, которым ненавистна мысль о поклонении Джаггернауту, не стыдятся делать золотого идола. Мы все от мала до велика подвержены этой инфекции. Мы можем любить деньги, даже не имея их, и мы можем иметь деньги, не любя их. Это зло очень коварно: оно пленяет нас, когда мы еще не замечаем цепей. Только допустите сребролюбие в свое сердце, и оно ожесточит, озлобит, иссушит, остудит и отравит вашу душу. Оно погубило апостола Христа, остережемся же, чтобы оно не погубило и нас. Из-за небольшой течи может утонуть огромный корабль, а из-за одного неумерщвленного греха может погибнуть душа.

Нам почаще следует приводить на память слова: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» и «…мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него». Слова «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» (Прит. 30:8) должны быть нашей ежедневной молитвой. Нашим постоянным стремлением должно быть возрастание в благодати. «Желающие обогащаться» земными владениями в конце концов обнаружат, что сделка с совестью — самое невыгодное дело (1 Тим. 6:9). Подобно Исаву, они поменяли вечное на временные наслаждения; как и Иуда Искариот, они продали себя на вечные муки.

Наконец этот отрывок может научить нас тому, что положение людей, умерших необращенными, безнадежно. Слова Христа по этому поводу очень серьезны. Он говорит Иуде: «…лучше было бы этому человеку не родиться…»

Можно дать только одно толкование этим словам: человеку лучше вообще не жить, чем жить без веры и умереть без благодати. Умереть в таком состоянии — значит погибнуть навеки, значит упасть туда, откуда не поднимаются, значит понести невосполнимую потерю. В аду не бывает изменений. Пропасть между адом и раем преодолеть невозможно.

Не было бы никаких оснований обращаться к этим словам, если бы в учении о всеобщем спасении была бы хоть доля истины. Если бы действительно было верно то, что рано или поздно все люди попадут на небеса и ад опустеет, тогда нельзя было бы сказать, что кому-то «лучше было бы… не родиться». Ад перестал бы быть ужасным, если бы он не был вечным, а мучения в аду можно было бы перенести, зная, что через миллионы веков ожидает освобождение и рай. Но учение о всеобщем спасении не может опереться на Писание, потому что Слово Божие отвергает его. Там, в аду, будет червь, который не умирает, и пламя, которое не угасает (Мр. 9:44). «Если человек не родится свыше», наступит день, когда он пожалеет, что родился вообще. «Лучше, — говорит Бакет, — не жить, чем не иметь жизни во Христе».

Давайте хорошо усвоим эту истину. Всегда будут люди, отрицающие реальность и вечность ада. Мы живем во время, когда лжеучителя со своей нездоровой благотворительностью рождают у людей неправильное представление о Божьей милости, а значит, и о Его справедливости. Лжеучителя осмеливаются говорить о том, что «Божья любовь не слабее ада». Противостанем такому учению со святой ревностью и пребудем в учении Священного Писания! Не будем стыдиться ходить путем древним и верить в существование вечного Бога, вечного рая и вечного ада. Отказавшись от этих истин, мы поддаемся влиянию скептицизма, который в конце концов заставит нас отказаться от всех евангельских истин. Но будьте уверены, что вера в вечность ада никогда не приведет к открытому безбожию.