Евангелие от Матфея 26:26-35

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

27 И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все;

28 Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

30 И воспевши пошли на гору Елеонскую.

31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада»;

32 По воскресении же Моем предварю вас в Галилее.

33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.

34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

В этих стихах описывается установление таинства Вечери Господней. Христос хорошо знал, что Его ждет, и последний спокойный вечер до распятия Он использовал для того, чтобы передать Своей Церкви дар причастия. С каким трепетом, должно быть, Его ученики впоследствии исполняли это таинство, вспоминая события той ночи. Как печально сознавать, что заповедь о Вечере Господней из-за ее неправильного толкования стала серьезным поводом для разногласий и споров. Она должна была объединить Церковь, но вследствие нашего греха она стала причиной разделений. Она должна была служить для нашего духовного благополучия, но для многих она стала причиной падения.

Прежде всего, давайте попробуем понять истинный смысл слов Христа: «Сие есть тело Мое… сие есть плоть Моя».

Ни для кого не секрет, что этот вопрос является причиной разделений в видимой Церкви Христа. На эту тему написаны огромные тома, где излагаются самые разные точки зрения, но мы все же должны иметь свое твердое мнение, несмотря на то, что богословы спорят и разделяются. Отсутствие здравой точки зрения по этому вопросу вызвало многие предрассудки.

Очевидно, что смысл слов Христа заключается в следующем: «Этот хлеб символизирует Мое тело. Это вино символизирует Мою кровь». Он не имел в виду, что хлеб, который Он давал Своим ученикам, был Его плотью в буквальном смысле, а вино, которое Он давал им, было в буквальном смысле Его кровью. Давайте будем твердо держаться этого толкования, ведь для этого есть веские причины (Епископ Лоу заметил, что в еврейском языке нет выражения «значит», «символизирует» и что, «представлять», «отображать», а в греческом оригинале в этом отрывке используется грамматическая конструкция, где слово «есть», обозначает «значить» , «символизировать» . То же самое явление наблюдается и в других отрывках. Например, когда говорится: «…три ветви — это [есть] три дня…», имеется в виду, что три ветви символизируют три дня (Быт. 40:12). Таким же образом этот глагол используется и в Быт. 41:26, Дан. 7:24, Мтф. 13:38, Откр. 1:20.) Поведение учеников на вечере не позволяет нам думать, что хлеб, полученный ими, был плотью Христа, а вино — Его кровью. Все ученики были евреями, наученными с детства тому, что есть плоть с кровью — великий грех (Втор. 12:23-25). Но слова Христа не привели апостолов в замешательство, потому что они не предполагали, что хлеб и вино могли претерпеть какие-то превращения.

И сегодня здравый смысл не позволяет нам верить в то, что хлеб и вино во время хлебопреломления превращается во что-то другое. Чувство вкуса говорит нам, что мы принимаем хлеб и вино, а не плоть и кровь. Библия требует от нас веры в то, что превосходит наше понимание, но она не требует веры в то, что противоречит нашим чувствам.

Истинное учение о человеческой природе Христа не позволяет нам верить в то, что хлеб и вино Вечери — это Его плоть и кровь, потому что тело Христа в один момент времени может быть только в одном месте. Если бы тело Христа могло одновременно находиться за столом и вкушаться Его учениками, то совершенно ясно, что мы не смогли бы считать, что у Него было такое же человеческое тело, как и у нас. Слава христианства в том, что наш Искупитель полностью человек и полностью Бог.

Наконец особенность языка, на котором Христос обращался к Своим ученикам во время вечери, избавляет нас от необходимости буквального толкования Его слов. В Библии мы часто сталкиваемся с символами, которые нельзя толковать буквально. Так, Христос называет Себя «дверью» и «лозой», говоря о Себе образно. Поэтому, если мы будем считать (помня о серьезных возражениях против буквального толкования слов Христа), что Иисус, устанавливая Вечерю, также использовал образный язык, мы еще больше утвердимся в мысли, что хлеб и вино — это символы.

Давайте же сохраним все эти истины в сердце и не будем их забывать. Во времена господства ереси нужно быть хорошо вооруженным, помня, что невежество в понимании языка Библии может привести к серьезным спорам и разделениям.

Далее, давайте рассмотрим, для чего же предназначалась Вечеря Господня .

Это еще один вопрос, окутанный мраком. Таинство Вечери считалось чем-то мистическим и недоступным для понимания. Туманность и витиеватость языка, используемого многими авторами для описания этого таинства, нанесли огромный ущерб христианству, затрудняя понимания истинной цели Вечери. Чем проще наше понимание цели этого таинства, тем ближе оно к библейскому учению.

Вечеря Господня это не жертва. Принимая в ней участие, мы ничего не должны приносить, кроме молитв, хвалы и благодарения. С того дня, как умер Христос, уже не нужны жертвы за грех, потому что «одним приношением Он сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). Надобность в священниках, алтарях и жертвенниках отпала, когда Агнец Божий был принесен в жертву.

Вечеря Господня не может быть полезной для тех, кто приступает к ней без веры. Вкушение хлеба и питье вина совершенно бесполезны для неверующих. Поэтому следует помнить, что эта заповедь предназначена для возрожденных людей, а не для мертвых «по грехам и преступлениям».

Вечеря Господня была дана для постоянного (до дня второго пришествия) напоминания о жизни Христа, принесенной Им в жертву. Она может принести только духовные благословения, а не физические, поэтому о ее действии нужно судить по внутреннему человеку. Вечеря была предназначена для того, чтобы у нас в виде хлеба и вина было осязаемое напоминание о том, что тело и кровь Христа, принесенные в жертву на кресте, являются единственным средством нашего искупления, и в них — жизнь души верующего. Вечеря была предназначена и для того, чтобы помочь нашей немощной душе иметь более тесное общение с распятым Спасителем через принятие тела и крови Христа духовным образом.

Эта заповедь — для искупленных грешников, а не для святых ангелов. Исполнением ее мы открыто заявляем о своей вине и о нужде в Спасителе, о доверии Христу и любви к Нему, о желании жить Им одним и о надежде на вечную жизнь. Подходя к Вечере с таким пониманием, мы обнаружим, что наше покаяние стало глубже, вера сильнее, надежда ярче, а любовь больше, что грех, преследующий нас, стал слабее, а живущие в нас добродетели окрепли.

Мы должны помнить об этом, потому что время близко. К сожалению, человеку свойственно превращать в идолов все, что можно потрогать руками и увидеть глазами, или ожидать, по крайней мере, от этих вещей чудодейственного воздействия. Будем особенно внимательны к этой предрасположенности в вопросе Вечери. Берегитесь, чтобы, как говорится в поучении англиканской церкви, «воспоминание не превратилось в жертвоприношение».

И наконец обратим внимание на тех, кто принимал участие в вечере. Это послужит утешением и наставлением.

Небольшая группка, которой Господь впервые заповедал Вечерю, состояла из апостолов, избранных Иисусом для помощи в земном служении. Это были бедные и необразованные люди, любящие Христа, но слабые в вере и в знании. Апостолы слишком мало понимали из того, что говорил и делал их Учитель, мало они знали и о нищете своей души. Они думали, что готовы умереть с Иисусом, но в ночь предательства они все оставили Его и разбежались. Христос прекрасно знал обо всем этом, состояние их сердец не было для Него загадкой, но Он все же не отказал им в Вечере Господней.

Эти обстоятельства могут многому научить нас. Они дают нам ясно понять, что глубокое познание и сильная вера не являются качествами, абсолютно необходимыми для участия в Вечере. Человек может знать очень мало, быть духовно слабым, как дитя, но допущенным к столу Вечери. Если человек действительно осознает свои грехи, любит Христа и желает служить Ему, то мы должны ободрить его и принять. Конечно, мы должны делать все возможное, чтобы не допустить к Вечере недостойных, то есть тех, кто ничего не знает о благодати, но мы должны быть очень осторожны, и не исключить тех, кто принят Христом. Неразумно быть более строгими, чем были Христос и Его ученики.

Итак, давайте серьезно задумаемся о своем отношении к Вечере Господней. Возможно, кто-то отказывается принимать в ней участие. Если это так, то каковы причины такого отношения? Нельзя в качестве отговорки назвать это таинство бесполезным. Это было бы оскорблением Христа и заявлением о нашем неповиновении Ему. Нельзя в качестве отговорки считать себя недостойным участия в Вечере. Это было бы заявлением о неготовности умереть и встретиться с Богом. Братья и сестры, это очень серьезный вопрос, так что хорошо подумайте, прежде чем отказаться от Вечери.

Регулярно ли мы участвуем в Вечере? Если да, то с какими мыслями мы приступаем к хлебу и вину? С пониманием, смирением и верой? Насколько хорошо мы представляем состояние своего сердца? Действительно ли мы осознаем свою греховность и нужду во Христе? Действительно ли мы стремимся жить христианской жизнью и исповедовать христианскую веру? Блаженна та душа, которая готова дать положительные ответы на эти вопросы. Пусть она пребывает в этом состоянии.