Евангелие от Матфея 26:47-56

47 И когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.

48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

49 И тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.

50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.

51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;

53 Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?

54 Как же сбудутся Писания, что так должно быть?

55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.

56 Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставивши Его, бежали.

В этих стихах мы видим, как чаша страданий Христа начинает наполняться. Иисус был предан одним из Своих учеников, другие ученики оставили Его, а враги взяли под стражу. Никто на земле не переносил больших страданий, чем Он. Всякий раз, читая об этом в Библии, нам следует напоминать себе, что наши грехи были причиной этих страданий. Иисус был «предан за грехи наши» (Рим. 4:25).

Эти стихи показывают, какое огромное снисхождение проявлял Христос к Своим ученикам.

Эта мысль подтверждается драматичностью происшедшего в ночь предательства. Когда Иуда Искариот привел толпу к тому месту, где был Учитель, он дал им знак: «…Кого я поцелую, Тот и есть». Этот знак должен был помочь в сумерках отличить Иисуса от Его учеников. Поэтому, подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви!» — и поцеловал Его. Этот факт свидетельствует о теплых отношениях между Учителем и учениками. На востоке есть обычай приветствовать друзей целованием (Исх. 18:7, 1 Цар. 20:41), поэтому, когда Иуда поцеловал Христа, он сделал лишь то, что все ученики считали обычным.

Отношение и поведение Христа должны послужить утешением для нашей души. Наш Господь Иисус Христос — нежный и снисходительный Спаситель. Он не строгий и жестокий (как человек знатного рода из притчи), Он не отгоняет грешников и не сторонится их. Христос не отличается от нас по природе, так что мы можем относиться к Нему не с трепетом, а с любовью. Иисус Сам хочет, чтобы мы считали Его старшим братом и лучшим другом. И сейчас на небесах Его сердце такое же, каким оно было на земле: кроткое, милостивое, полное снисхождения к немощным людям. Будем доверять Ему и не будем ничего бояться.

Далее обратим внимание на то, как наш Господь осуждает тех, кто пытается использовать земное оружие ради Него и Его дела. Христос порицает одного из учеников за то, что тот ударил мечом раба первосвященника, и велит ему: «Возврати меч твой в его место», после чего делает очень важное заявление: «…все, взявшие меч, мечом погибнут».

У меча есть законное предназначение. Он может быть использован правильно, например, при защите народа от завоевания; меч становится необходимым, когда нужно обезопасить землю от беспорядков, грабежа и разбоя. Но его нельзя использовать для того, чтобы распространять Евангелие. Христианство не может распространяться путем пролития крови, и вера не может появляться под воздействием силы. Не стоит забывать об этом.

К сожалению, в истории христианства встречаются факты о насильственных попытках изменения религиозных представлений людей при помощи наказания, тюремного заключения и смерти. К чему это привело? Страницы христианской истории дают ответ. Не было более кровопролитных войн, чем те, которые разгорались на религиозной почве. Очень часто те люди, которые ратовали за такие войны, были сами убиты. Не будем же забывать, что оружие христианской войны духовное, а не земное (2 Кор. 10:4).

В Своем смирении Господь сделался пленником Своей свободной воли. Его схватили не потому, что Он не смог убежать. Если бы Он посчитал нужным, Он смог бы всех Своих противников развеять по ветру. «…Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

Эти слова Христа раскрывают секрет Его добровольного подчинения врагам. Он пришел специально для того, чтобы исполнить обещания и пророчества Ветхого Завета и, исполнив их, приобрести спасение для мира. Христос намеренно и добровольно стал Агнцем Божьим, пасхальным Агнцем и жертвой, на которую были возложены беззакония людей. Его сердце желало совершить этот подвиг. Но всего этого могло бы и не быть, если бы Иисус на время не «утаил Свою силу» (Авв. 3:4), став добровольным страдальцем. Христос был взят, подвергнут суду, наказан и распят исключительно по Своей свободной воле.

Эти слова содержат великое ободрение. Охотно принявший страдания, несомненно, будет охотно и спасать. Всемогущий Сын Божий, позволивший людям взять Себя и отвести в заключение, когда Ему достаточно было слова, чтобы остановить их, должен быть полон готовности спасти всякого прибегающего к Нему. Давайте же научимся больше доверять Ему и ничего не бояться.

И последний урок заключается в том, что христиане очень мало знают о своих слабостях, пока не приходят испытания.

Печальное свидетельство этому — поведение апостолов Христа. Отрывок заканчивается такими словами: «…Тогда все ученики, оставив Его, бежали». Они забыли о своих клятвенных обещаниях, сделанных несколько часов тому назад; они забыли, что были готовы умереть за своего Учителя, они забыли обо всем, кроме опасности, с которой столкнулись. Страх перед смертью одолел их, и они оставили Господа и разбежались.

Как много людей, называющих себя христианами, поступает точно так же! Как много людей под воздействием эмоций после участия в Вечере, после сильной проповеди или после теплого христианского общения дают обещание, что никогда ни устыдятся имени Христа! У них появляется рвение, любовь и готовность сказать каждому, кто сомневается в их преданности: «Неужели слуга Твой пес, чтобы поступить так?» Однако через несколько дней их чувства остывают, приходит испытание, и они уступают под его натиском, они отвергают Христа!

Пусть этот отрывок научит нас смирению и самоотречению. Давайте поставим перед собой цель стремиться быть кроткими и не самоуверенными. Давайте помнить, что даже лучшие из христиан могут совершить что-то ужасное, если не будут бодрствовать, молиться и пребывать в благодати Божьей. Пусть нашей ежедневной молитвой будут слова: «…поддержи меня, и спасусь» (Пс. 118:117).