Евангелие от Матфея 27:1-10

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;

2 И связавши Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,

4 Говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.

5 И бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.

6 Первосвященники, взявши сребренники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

7 Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;

8 Посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.

9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,

10 И дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».

В начале двадцать седьмой главы говорится о том, как Христос был предан в руки язычников. Иудейские первосвященники и старейшины отвели Его к Понтию Пилату, римскому управителю. Мы можем увидеть в этом обстоятельстве перст Божий. По воле провидения язычники стали причастны к убийству Христа, так же как и иудеи; по воле провидения первосвященники открыто заявили, что «отошел скипетр от Иуды». Они не могли никого наказать смертью, не обратившись прежде к римлянам. Таким образом, исполнились слова Иакова. Мессия, «Примиритель», действительно пришел (Быт. 49:10).

Основная тема этих стихов — трагичный конец жизни лжеапостола, Иуды Искариота. Здесь достаточно уроков для нас.

Во-первых, конец Иуды показывает нам, что все обвинения, выдвинутые против Христа, были ложными.

Если бы и мог кто-то засвидетельствовать против Христа, так это был Иуда Искариот, избранный Христом апостол. На протяжении трех лет Иуда был постоянным спутником Христа во всех Его странствиях. Он внимал всему, что Иисус говорил открыто и тайно. Лжеапостолу было бы хорошо известно, если бы Христос хоть в одном слове или деле поступил беззаконно. После того, как Иуда оставил компанию Учителя и предал Его в руки врагов, доказательство вины Христа стало его личным интересом. Если бы он смог доказать, что его бывший Учитель — преступник и самозванец, он смог бы оправдать и свой поступок.

Почему же Иуда не вызвался свидетелем? Почему он не предстал перед синедрионом и не высказал своих обвинений, если они у него были? Почему он не помог первосвященникам в разговоре с Пилатом и не доказал римлянам, что Иисус — злодей? На эти вопросы можно дать только один ответ. Иуда не выступил свидетелем, потому что это сделать ему не позволила совесть. Несмотря на всю свою подлость, он не мог доказать вину Христа, несмотря на всю свою испорченность, он знал, что его Учитель свят, неповинен, непорочен, чист и истинен. Не будем забывать об этом. Отсутствие Иуды Искариота при обвинении Христа является доказательством того, что Агнец Божий был без пятна и порока, Он был безгрешен.

Во-вторых, смерть Иуды говорит о том, что может наступить момент, когда каяться уже поздно. Очевидно, что Иуда раскаялся. Он даже пошел к первосвященникам и сказал: «…согрешил я», но он не покаялся во спасение.

Есть такая поговорка, что «покаяться никогда не поздно». Но эти слова верны только тогда, когда покаяние истинно. К сожалению, позднее покаяние редко бывает подлинным. Человек может сознавать свои грехи и жалеть о том, что он их совершил, испытывать сильное чувство вины и сожаления о содеянном, испытывать угрызения совести и сильно беспокоиться о своем состоянии и в то же время не раскаяться от всего сердца. Не действие Святого Духа, а близкая опасность или страх перед смертью могут быть причинами его переживаний.

Не будем откладывать покаяние. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». Один кающийся разбойник был спасен в час своей смерти, чтобы не было причин для отчаяния, но только один, чтобы не было причин расслабляться. Не будем откладывать на потом вопросы, которые касаются благополучия нашей души, особенно не будем откладывать покаяние, ошибочно полагая, что времени для него еще хватит. Слова Соломона о людях, отвергнувших страх Господень, звучат устрашающе: «…будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня» (Прит. 1:28).

В-третьих, смерть Иуды свидетельствует о том, как мало утешения приносит человеку беззаконие.

Иуда бросил в храме тридцать серебрянников, за которые он продал Иисуса, и вышел опечаленный. Эти деньги достались ему с огромным трудом, но, когда он получил их, они не принесли ему ожидаемой радости (Здесь возникает некоторое затруднение. Слова, записанные, как здесь сказано, «Иеремией, пророком», не являются частью книг Иеремии. Мы находим их в Книге пророка Захарии. Вот какие решения этой проблемы предлагались богословами.

1. Некоторые считают, что цитата, записанная Матфеем, на самом деле принадлежит Иеремии, но не была записана им самим. Это пророчество дошло до Захарии, который и записал его. В пользу этой точки зрения можно сказать, что в Деяниях 20:35 записаны слова Христа, которых нет в евангелиях, а в Книге Иуды записано пророчество Еноха.

2. Некоторые полагают, что пророчеством Иеремии евреи называли всю часть Писания, содержащую пророчества. Поэтому Матфей не имел в виду, что именно Иеремия записал это пророчество. Этой точки зрения придерживается и Лайтфут.

3. Существует мнение, что изначально Матфей записал «реченное через пророка», не приводя никакого конкретного имени, а слово «Иеремия» было вписано неграмотным переписчиком. В пользу этой точки зрения можно сказать, что Сирайский список, один из самых древних, содержит только слова «реченное через пророка». Персидский список евангелия также опускает имя пророка.

4. Другие считают, что Матфей изначально записал «реченное через пророка Захарию», а неграмотные переписчики изменили имя на «Иеремию». Не нужно удивляться, так как имена в манускриптах обычно записывались в сокращенной форме, из-за чего имя Захарии (ZOU) было очень похоже на имя Иеремии (IOU).

Я не предлагаю своей версии решения этой проблемы. Проблему такого рода, озадачивавшую многих толкователей, вряд ли может решить кто-то в этом мире. Одно из решений этой проблемы я все-таки приведу, но только для того, чтобы потом отвергнуть его. Многие современные богословы говорят: «Матфей просто забыл, о чем он писал, и совершил ошибку. Он цитировал по памяти, поэтому допустил неточность. Он имел в виду Захарию, а не Иеремию». Я должен сказать, что в таком случае нам вообще нужно отказаться от идеи богодухновенности Писания. Если авторы Библии могли совершать подобные ошибки, тогда мы не можем быть уверенными ни в каком тексте. Используя такой довод, мы вооружаем ариан и социниан, а они хорошо знают, как этим оружием пользоваться. Отвергая дословную богодухновенность Библии, мы становимся на зыбкую почву.), потому что «не доставляют пользы сокровища неправедные» (Прит. 10:2).

Грех — самый жестокий хозяин. Он обещает многое за службу, но платит не счастьем, которое обещал, а горем, скорбью, угрызениями совести и очень часто смертью. Сеющие в плоть действительно пожинают тление.

Если грех искушает нас, вспомним слова Писания: «…испытаете наказание за грех ваш, которое постигнет вас» (Числ. 32:23) и противостанем искушению. Будьте уверены, что рано или поздно, в этой жизни или в жизни после смерти, в этом мире или в день суда грех и грешник встретятся лицом к лицу, и эта встреча будет ужасной. Будьте уверены: из всех занятий — грех самое невыгодное. Иуда, Ахан, Гиезия, Анания и Сапфира узнали об этом из своего личного опыта. Хорошо сказал апостол Павел: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь» (Рим. 6:21).

Наконец смерть Иуды показывает, к какому плачевному состоянию приходит человек, когда он неправильно пользуется привилегиями, которыми наделен. Этот человек «удалился и удавился». Какая ужасная смерть. Апостол Христа, бывший проповедник евангелия, друг Петра и Иоанна совершает самоубийство и направляется в Божье присутствие неподготовленным и непрощенным.

Самые большие грешники — те, которые грешат против истины и света. Никто не ведет себя так вызывающе по отношению к Богу, как они. Ничья жизнь, по свидетельству Писания, не заканчивалась так внезапно и страшно, как их. Для примера вспомним жену Лота, Фараона, Корея, Дафана и Авирона, Саула, царя Израильского. У Буньяна есть очень сильное выражение: «Никто не падает в яму так глубоко, как те, кто падает вперед спиной». В Книге Притчей записано: «Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления» (Прит. 29:1). Давайте стремиться к свету. Некоторые совершают грех против Святого Духа. Ясное понимание истины в уме в сочетании с упрямой любовью ко греху в сердце приводят их к этому.

Каково состояние наших сердец? Не подвергаем ли мы себя искушению, полагаясь на свои познания в религии и на исповедание веры? Будем осторожны, помня об Иуде. Нет ли в нас любви к этому миру и тяги к деньгам? Будем помнить об Иуде и будем осторожны. Равнодушно ли смотрим на грехи других людей? Успокаиваем ли мы свою совесть надеждами на будущее покаяние? Будем помнить об Иуде, чтобы не погибнуть. История о нем оставлена нам в качестве предупреждения, поэтому будем внимательны, читая ее.