Евангелие от Матфея 27:11-26

11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва.

17 Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18 Ибо знал, что предали Его из зависти.

19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят!

23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят!

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25 И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие.

Этот отрывок рассказывает, как Христос предстал перед Понтием Пилатом, римским управителем. Ангелы Божьи восхищались этой картиной. Тот, Который будет судить мир, позволил, чтобы Его самого обвинили и осудили, хотя Он «…не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9). Тот, из уст Которого в день суда Пилат и Каиафа услышат приговор о вечном осуждении, молча выслушал вынесенный Ему приговор. Безмолвные страдания Христа были исполнением пророчества Исаии: «…не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание» (Ис. 53:7). Благодаря этим страданиям у верующих есть мир и надежда, благодаря им верующим не будет стыдно в день суда, хотя спасенные не смогут ничего сказать в свое оправдание.

Поведение Пилата говорит о том, как печально состояние человека, обладающего высоким положением, но не высокими принципами.

Складывается впечатление, что Пилат был согласен в душе с тем, что Христос не совершил ничего достойного смерти, нам ясно сказано, что «он знал, что из зависти предали Его». Если бы Пилат не испытывал на себе внешнего давления, он скорее всего отвергнул бы выдвинутые против Христа обвинения и отпустил бы Его. Но ситуация в обществе была взрывоопасной. Поэтому Пилат старался угодить народу и завоевать его расположение. Ради славы человеческой он был готов закрыть глаза на свой грех против Бога и против совести. Хотя Пилат и был готов сохранить Иисусу жизнь, он не смог этого сделать, потому что боялся обидеть иудеев. После слабой попытки обратить гнев толпы на Варавву вместо Иисуса и после еще более неудачной попытки успокоить свою совесть, Пилат умывает руки перед народом и в конце концов осуждает Того, Кого сам назвал «справедливым». Не остановило Пилата и таинственное предупреждение жены, которой приснился вещий сон. Правитель отказался внимать своей совести и «предал Иисуса на распятие».

Понтий Пилат похож на многих правителей этого мира, которые знают, что поступают неправильно, но им не хватает мужества поступать по совести. Они боятся людей, боятся, что над ними будут смеяться; они не вынесут, если перестанут быть популярными. Как мертвая рыба, они поднимаются только с приливом. Слава человеческая — это их идол, в жертву которому они приносят совесть, внутренний покой и бессмертную душу.

Какое положение в жизни мы бы ни занимали, пусть нами руководит страх Божий, а не корысть. Слава человеческая мимолетна: сегодня она есть, а завтра нет. Будем стараться угодить Богу, и пусть нас не беспокоит недовольство других. Будем бояться Бога, тогда не будет никого, кого нам нужно бояться.

Поведение иудеев, описанное в этих стихах, говорит нам о крайней испорченности человеческой природы.

Пилат предоставил первосвященникам и старейшинам возможность изменить свое отношение к происходящему. Пилат, не желая осуждать Христа, дал врагам Иисуса время еще раз хорошо обо всем подумать. Но в их голове были те же мысли, что и раньше. Они твердо стояли на своем и отвергли предложенный Пилатом компромисс, отдав предпочтение гнусному преступнику Варавве, а не Иисусу. Первосвященники и старейшины настойчиво требовали распять Христа. И в довершение ко всему они безрассудно приняли на себя вину за Его смерть, произнеся эти чудовищные слова: «…кровь Его на нас и на детях наших».

Что же сделал Христос, что иудеи так сильно Его ненавидели? Он не был грабителем или убийцей, Он не хулил их Бога и не оскорблял их пророков. Вся жизнь Христа была любовью. «Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деян. 10:38). Он ни в чем не согрешил против закона Божьего или против закона человеческого. И все же евреи ненавидели Его и не успокоились, пока не распяли Его! Они ненавидели Христа, потому что Он сказал им истину, они ненавидели Его за то, что Он засвидетельствовал о делах их, что они были злы; они ненавидели свет, потому что он освещал их тьму. Они ненавидели Христа, потому что Он был праведен, а они были нечестивы, потому что Он был свят, а они нечисты, потому что Он свидетельствовал против греха, а они не хотели расставаться со своими похотями.

Очень сложно поверить в испорченность человеческой природы. Люди воображают, что если встретят совершенного человека, то полюбят его и будут им восхищаться. Они тешат себя мыслью, что их отталкивает непоследовательность некоторых христиан, а не сама религия. Но они забывают, что, когда действительно совершенный человек был на земле в лице Христа, Сына Божия, Он был ненавидим и в конце концов предан смерти. Уже этого факта достаточно, чтобы доказать истинность древнего высказывания: «Необращенные люди убили бы Бога, если бы смогли до Него добраться».

Пусть нас не удивляет испорченность этого мира. Лучше будем скорбеть о ней и пытаться ее уменьшить, но не будем удивляться, когда зло умножается. Какие угодно мысли могут родиться в сердце человека, и что угодно он может сделать своими руками, но не будем ни на минуту доверять своему сердцу, даже если оно обновлено Святым Духом. «…лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9).