Евангелие от Матфея 27:27-44

27 Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк

28 И, раздевши Его, надели на Него багряницу;

29 И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

30 И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове.

31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

33 И пришедши на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место»,

34 Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

35 Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий;

36 И, сидя, стерегли Его там.

37 И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими

40 И говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:

42 Других спасал, а Себя Самого не может спасти! если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;

43 Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.

44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Эти стихи описывают страдания Господа Иисуса Христа, которые Он претерпел от рук безжалостных римских солдат, после того как был осужден Пилатом. Эта картина поразительна. Нас ошеломляет тот факт, что претерпел эти страдания, как вечный Сын Божий. Нас также поражает мысль, что Он терпел эти страдания из-за нас и наших грехов. Он «…умер за грехи наши» (1 Кор. 15:3).

Прежде всего, обратим внимание, насколько велики и реальны были страдания нашего Господа.

Перечень всех мук, перенесенных Христом, воистину ужасает. Мало кто перенес такие же страдания в последние часы жизни. Наверное, даже самые дикие племена со своей утонченной жестокостью не смогли бы своими изощренными пытками доставить жертве больше боли, чем приняло тело нашего дорогого Господа. Он обладал таким же человеческим телом, как и мы с вами, таким же хрупким и таким же чувствительным к боли. Как много страданий перенесло это тело!

Христос перенес бессонную и тревожную ночь и был крайне утомлен, когда из Гефсимании Его привели на синедрион, а оттуда — на суд Пилата, где Иисус дважды подвергался несправедливому осуждению. Христа жестоко избили и после всех этих страданий Его отдали в руки римских солдат, которые славились особой жестокостью и отсутствием сострадания. Они «собрали на Него весь полк» и, не мешкая, приступили к бесчинству. Они раздели Его и, насмехаясь, надели на Него багряницу, потом сплели терновый венец и издевательски водрузили его на голову Иисуса. Они преклоняли перед Ним колени, как перед воображаемым царем, они «плевали на Него и … били Его по голове». И наконец, вернув Ему одежду, вывели вон из города к месту, называемому Голгофа, и распяли Его там между двумя разбойниками.

Но что такое распятие? Постараемся осознать весь его ужас. Человека клали на деревянный брус, в верхней части которого была прибита перекладина, или на ствол дерева с расходящимися в две стороны ветвями, служившими перекладиной. Распростертые вдоль перекладины руки прибивали к дереву гвоздями. Ноги прибивали к вертикальной части креста. После того как тело было надежно закреплено, крест поднимали в вертикальное положение и фиксировали. Несчастный страдалец висел на кресте, пока боль и изнеможение не убивали его. Человек на кресте не умирал быстро, так как ни один жизненно важный орган не повреждался во время распятия, но претерпевал раздирающую боль от прибитых рук и ног, не имея возможности пошевелиться. Такой смертью умер за нас Христос! Шесть нескончаемых часов висел Он на кресте перед насмехающейся толпой, обнаженный, весь истекающий кровью. Его голова была изранена шипами тернового венка, а спина истерзана бичом, Его руки и ноги изодраны гвоздями. К тому же Он молча переносил сыпавшиеся, как град, насмешки и издевательства враждебной толпы.

Нам нужно чаще перечитывать историю о крестной агонии Христа. Все эти ужасные страдания были перенесены без ропота, ни одно слово негодования не сорвалось с уст Христа. И в смерти Он был так же совершенен, как и в жизни. Сатана так и не смог найти что-либо против Него (Ин. 16:30).

Все страдания Христа были заместительными. Он страдал не за Свои грехи, а за наши. Он был воистину мучим вместо нас.

Это истина очень важна. Если бы это было не так, то вся история о страданиях Христа осталась бы таинственной и необъяснимой. Но Библия говорит нам, что Христос «…грехи наши Сам вознес телом Своим на древо…» и что Он «…пострадал за грехи наши, праведник за неправедных», что Его, «не знавшего греха Он [Бог] сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом», что Он «сделался за нас клятвою», что Он «однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих», что Он «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши», что «Господь возложил на Него грехи всех нас» (1 Пет. 2:22, 1 Пет. 3:18, 2 Кор. 5:21, Гал. 3:13, Евр. 9:28, Ис. 53:5, Ис. 53:6). Пусть эти стихи останутся в нашей памяти: они являются камнями, лежащими в основании Евангелия.

Христос приносил заместительную жертву не только тогда, когда страдал непосредственно на кресте. Жертва Его была во всех муках, которые предшествовали распятию. Мы должны пройти вместе с Ним Его путь от трона Пилата до последней минуты Его жизни и на каждом шагу видеть в Нем своего великого Заместителя, своего Главу, своего Поручителя, своего Представителя и Друга, решившегося занять наше место и купить наше искупление ценой великого подвига и страданий. Был ли Христос истязуем? Да. Для того чтобы мы могли исцелиться Его ранами. Был ли Он осужден, хотя был невиновен? Да. Для того чтобы мы могли быть оправданы несмотря на свою вину. Возложили ли на Его голову терновый венец? Да. Для того, чтобы мы могли носить венцы славы. Раздели ли Его? Издевались и насмехались ли над Ним? Еще как, но для того чтобы мы могли одеться в вечную праведность и получить благословения. Считали ли Его преступником и причислили ли Его к злодеям? Да. И это для того чтобы нас могли считать невиновными и очищенными от греха. Считали ли Его неспособным спасти Себя? Да. Для того чтобы Он мог спасать других. Умер ли Он самой отвратительной и ужасной смертью? Без сомнения. Для того чтобы мы могли жить вечно и однажды узреть наивысшую славу. Эти слова достойны того, чтобы над ними задуматься и запомнить. Путь к миру и покою лежит через правильное понимание заместительных страданий Христа.

Я надеюсь, что история страданий Христа наполнит нас благодарностью. Наши грехи тяжелы и многочисленны, но за них было совершено великое искупление. Страдания Христа обладают безграничной ценностью, это были страдания Того, Кто был одновременно Богом и человеком. Наш долг и обязанность ежедневно прославлять Бога за смерть Христа.

Давайте чаще вспоминать о страданиях Христа, чтобы ненавидеть грех больше и больше. Грех был причиной всех Его страданий. Это наши грехи сплели терновый венок, наши грехи вонзили гвозди в руки и ноги Иисуса, за наши грехи была пролита Его кровь. Мысль о распятом Христе должна отвратить нас от греха. В поучении англиканской церкви о страданиях есть прекрасные слова: «Пусть этот образ распятого Христа навсегда будет запечатлен в нашем сердце. Пусть он зажжет в нас ненависть ко греху и побудит наш разум к искренней любви к всемогущему Богу».