Евангелие от Матфея 27:45-56

45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого.

46 А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить.

49 А другие говорили: постой; посмотрим, придет ли Илия спасти Его.

50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись;

52 И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли,

53 И, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;

56 Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

Здесь говорится о завершении страданий Христа. После шести часов мучительной агонии он принял смерть и «испустил дух». Три мысли здесь заслуживают особого внимания.

Во-первых, обратим внимание на необычные слова, произнесенные Христом незадолго до смерти: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Эти слова пронизаны таинственностью, и человеку их никогда не постичь. Они были произнесены не из-за телесной боли. Такое их объяснение никуда не годится и бесчестит благословенного Спасителя. Эти слова должны были выразить необычайное давление, которое оказывали на Его душу грехи всего мира, они должны были показать, что Его жертва была действительно заместительной. Он сделался за нас жертвою за грех, клятвою (был проклят вместо нас), Он принял на Себя весь справедливый Божий гнев на грехи мира. В этот ужасный момент наши беззакония были полностью возложены на Него. «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (Ис. 53:10). Он понес наши грехи и беззакония. Раз Он, вечный Сын Божий, мог сказать о Себе, что Он «оставлен», то это было действительно непомерно тяжелое бремя, а Его замещение было реальностью.

Пусть это слово пронзит наше сознание, и останется в нашем сердце. Нет лучшего доказательства ужасности греха, и того, что жертва Христа была заместительной, чем Его слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Этот возглас должен возбудить в нас ненависть ко греху и помочь нам доверяться Христу (Ниже приведенные цитаты заслуживают внимательного рассмотрения, потому что они проливают свет на эту важную часть Писания.

«Христос произнес эти слова, глубоко переживая гнев Своего Отца на человечество, вместо которого Он переносил то, что предназначалось для грешных людей. Его слова «…для чего Ты Меня оставил?» предполагают, что Бог на время лишил Его чувства и видения Своего утешающего присутствия. Его слова «Боже Мой» говорят о силе Его веры, благодаря которой он ожидал помощи и поддержки от Своего вечного Отца» (Епископ Холл).

«Все вопли и стоны обреченных на вечные муки не идут ни в какое сравнение по степени выражения ужаса греха с этими несколькими словами: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»» (Джемисон))Во-вторых, заметим, как много содержится в нескольких словах, описывающих кончину Христа. Нам сказано всего лишь, что Он «испустил дух».

Ни один последний вздох не был таким же значимым как этот, ни от одного события не зависело так много. Ни римские солдаты, ни любопытная толпа не заметили ничего значительного, они видели лишь человека умирающего, как и все люди, которые были распяты, с обычными для такой смерти агонией и муками. Но они ничего не знали о вечных последствиях происходящего.

Эта смерть полностью оплатила тот долг, который грешники были должны Богу, и отворила дверь жизни перед каждым верующим. Эта смерть удовлетворила требования святого Божьего закона, благодаря ей Бог остается праведным, оправдывая нечестивых (Рим. 3:26). Эта смерть не была просто примером самоотверженности, она была искуплением и умилостивлением за грехи мира и повлияла на состояние и перспективы всего человечества. Эта смерть решила труднейшую задачу: до нее Бог не мог быть совершенно справедлив и совершенно милостив одновременно. Она стала источником, в котором весь мир может омыть свой грех и нечистоту. Это была полная и открытая победа над сатаной. «…покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и… приведена была правда вечная» (Дан. 9:24). «Греховность греха» была доказана тем, какая большая жертва понадобилась, чтобы искупить его; любовь Бога к людям была доказана тем, что Он послал Своего Сына, чтобы Он совершил это искупление. Никогда не было и больше не будет такой смерти. И не удивительно, что земля сотряслась, когда Христос умер на проклятом древе вместо нас. Твердыня этого мира поколебалась от изумления, когда душа Христа «принесла жертву умилостивления» (Ис. 53:10).

В час смерти Христа в самом центре иудейского храма произошло удивительное чудо — «завеса в храме раздралась надвое». Завеса, которая отделяла святое святых от остального храма и за которую мог войти только первосвященник, неожиданно разделилась «сверху донизу».

Из всех чудес, сопровождавших смерть Христа, ни одно не было таким же многозначительным, как это. Трехчасовая тьма посреди дня была поразительным событием. Землетрясение, от которого расселись камни, должно было привести в замешательство, но в том, что завеса разодралась надвое, было особое значение, которое должно было подействовать на любого разумного иудея. Совесть Каиафы, первосвященника, должна была быть совершенно черствой, если известие о разодранной завесе не встревожило его.

Это событие возвестило о том, что церемониальный закон остался в прошлом, о том, что приношение жертв и совершение обрядов утратило смысл. Они исполнили свой долг, и перестали быть полезны для человека с момента смерти Христа. Больше не нужен был первосвященник на земле, больше не нужен был ковчег, не нужно кропление крови и курение фимиама, не нужен день очищения. Наконец пришел истинный Первосвященник, был заклан Агнец Божий и открыт путь к престолу Божьему. Отпала необходимость в тенях будущего и в образах. Сооружать алтарь и жертвенник и устанавливать священство теперь — все равно что зажигать свечку среди бела дня.

Разодравшаяся завеса возвестила об открытии пути спасения для всего человечества. Пока не умер Христос, путь в Божие присутствие был неведом язычникам и лишь смутно видим иудеями. После того как Христос принес совершенную жертву и приобрел вечное искупление, тьма и неведение отступили. Теперь все могут вступить в Божие присутствие с дерзновением и приблизится к Богу с уверенностью, по вере во Христа. Дверь отворилась настежь, и путь жизни стал доступен всему миру. Будем помнить об этом! После смерти Христа путь мира уже не должен скрываться мраком таинственности, на нем уже нет заграждений. Евангелие — это откровение тайны, сокрытой от многих поколений. Сегодня веру облачают в таинственность только те, кто не постигли сути христианства.

Пусть и на этот раз история о распятии Христа наполнит наши сердца желанием прославлять Бога. Прославим Бога за то, что распятие Христа является основанием нашей надежды на прощение. Грех наш может быть огромным, но плата, внесенная нашим великим Заместителем, перевешивает его. Будем прославлять Бога за то, что Он открыл нам Свою любовь. Неужели Тот, Который не пощадил Своего единородного Сына, но предал Его за грехи всех нас, не дарует нам с Ним и всего (Рим. 8:32)? Будем же славить Бога и за то, что Он открыл нам сострадание, которое Иисус питает к Своему народу. Наши несовершенства заставляют Его сердце сострадать, Он знает, что такое страдание, Он как раз тот Спаситель, в Котором нуждается несовершенный человек с немощным сердцем в злом мире.