10. Золотая цепочка спасения

Мы продолжаем наше изучение основных тем Послания апостола Павла к Римлянам. И должен признаться, мне ужасно тяжело скользить по тексту послания с такой скоростью. Это скольжение по верхам пронзает мое сердце. Я бы очень хотел рассмотреть все эти вопросы гораздо более подробно. Но цель нашей серии состоит в том, чтобы дать вам хотя бы немного почувствовать вкус некоторых важнейших тем, которые мы находим в Послании к Римлянам. Поэтому мне так сложно решить, о чем вести речь, настолько богато все послание по своему содержанию.

Сейчас мы переходим к 8 главе. В ней апостол завершает свое учение об освящении и призывает нас жить по духу, а не по плоти. После этого он говорит о том, какие глубокие изменения происходят в нашей жизни под влиянием Евангелия, и главное среди них — что наряду с освящением происходит принятие нас в семью детей Божиих.

Павел говорит об этом в 8 главе, начиная с 12 стиха: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: ‘Авва, Отче!’ Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».

Это становится для Павла отправной точкой разговора об избрании и о суверенности Бога в процессе искупления. Но обратите внимание, что апостол начинает развивать сложную доктрину предопределения в этом письме, написанным к христианам Рима, совсем не в контексте абстрактных теоретических размышлений. Для меня это очень важно отметить потому, что спор о предопределении чаще всего происходит именно в таком стиле и в такой атмосфере. Я знаю, что студенты семинарии, в которой я преподаю, очень любят спорить о проблеме предопределения. Это стало частью их семинарской жизни. Мы очень легко вырываем эту важнейшую доктрину из того библейского контекста, в котором она находится.

Контекстом же обсуждения проблемы суверенного избрания Богом людей служит для Павла тема страданий. Он только что сказал нам, что мы приняты в семью детей Божиих. Мы стали сыновьями и дочерьми Бога. И потому мы стали сонаследниками вместе со Христом. Все то дары, которые приготовил Бог Сыну Своему, отныне Он обещает и тем, кто был искуплен Сыном.

И апостол добавляет, что это подразумевает участие в страданиях и скорби, которые перенес Христос. Те, кто живут по духу, кто был усыновлен Богом и кому Дух Божий открывает, что они приняты в семью детей Божиих, и в них взывает: «Авва, Отче!» — таких людей ожидают ужасные страдания. В стихе 18 апостол говорит: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих». И в завершение этого отрывка, в котором он старается укрепить своих слушателей перед лицом страданий, Павел произносит, возможно, самые известные слова во всем Послании к Римлянам. Стих 28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».

Вот в каком обрамлении Павел начинает развивать доктрину предопределения. Он говорит римлянам о суверенной избирающей благодати Божией, чтобы дать им успокоение и силы во время страданий и гонений. Апостол говорит им: когда вы, стремясь жить по духу, идете на муки и страдания, которые выпадают на вашем пути, знайте, что Бог за вас, знайте, что все эти трудности и препятствия Бог обращает во благо тем, кто любит Его и кто был Им призван к вере. Поэтому, говорит апостол, помните в ваших страданиях и муках, что вы — те, кого Бог от создания мира предопределил к искуплению. Он призвал вас, согласно Своему замыслу. Так что все страдания и горести, которые сейчас выпадают на вашу долю, составляют часть божественного замысла. Бог использует все это для того, чтобы привести вас к полному и окончательному спасению.

Вы видите? Учение о том, что Бог от вечности предназначил вам пройти через испытания, определил провести вас через муки, чтобы затем ввести в Свое Царство, это не просто отвлеченная доктрина избрания. Это свидетельство глубочайшей заботы Бога о верующих в Него.

И в этом же контексте Павел высказывает то, что принято называть «золотой цепочкой». Я имею в виду 29 стих 8 главы: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Это место называют «золотой цепочкой», потому что оно построено в виде соединенных между собой звеньев, первым из которых стоит предвидение (или «предузнание»), затем предопределение, затем призвание, затем оправдание и, наконец, прославление.

В теологии есть специальный термин — ordo salutis, или «порядок спасения», который относится к тем событиям и аспектам, которые выступают составными частями процесса искупления. В 8 главе послания Павел приводит неполный список этих составляющих. Он ничего не говорит об освящении, если не считать указания на более общее понятие прославления. Но так или иначе апостол показывает, что Бог не перестает изменять нас на всем протяжении процесса искупления. Начинает же Павел указанием на предвидение, после чего сразу переходит к предопределению.

Мне уже не раз приходилось говорить, что если вы хотите, чтобы ваше богословие имело серьезную опору в Библии, то вы так или иначе должны говорить о предопределении. Иногда люди думают, что доктрина предопределения и само понятие предопределение являются более поздним изобретением таких мыслителей, как Лютер или Кальвин, или Джонатан Эдвардс, забывая о том, что эта доктрина и само это понятие содержатся Библии. Основной смысл греческого глагола про-оридзо указывает на то, что Бог заранее выбирает определенных людей, чтобы они были искуплены Христом. Да и наше слово «пред-определение», если взять его прямое значение, говорит о том, что Бог нечто заранее определяет.

Итак, апостол начинает с предвидения: «Кого Он предузнал, тем и предопределил…» Но прежде чем я начну говорить об этом, давайте посмотрим какова цель предопределения. К чему Бог предопределил избранных Им людей? «…быть подобными образу Сына Своего». Хочу вновь предостеречь вас от того, чтобы рассматривать предопределение как исключительно отвлеченную доктрину, говорящую о метафизическом детерминизме и т.п. Главное, что в ней содержится, это отражение вечного замысла Бога уподобить нас Своему Сыну. Иными словами, избрание всегда происходит в и ради Христа. Мы предопределены для Христа — в этом все дело.

А теперь давайте вновь вернемся к этому предложению. Оно начинается словами: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил…» Эти слова стали предметов жарких споров в ходе церковной истории. Как я только что сказал, каждый, кто всерьез относится к Библии, должен так или иначе признавать учение о предопределении. Вопрос в том, как мы должны понимать предопределение?

Наверное, самое распространенное в христианском мире представление состоит в том, что поскольку апостол Павел вначале говорит о предведении Божием и только затем — о предопределении, это значит, что Бог осуществляет предопределение на основе Своего «предзнания», или всеведения, поскольку оно очевидным образом предшествует предопределению.

И я не могу не согласиться с этим. В этом не может быть сомнений. Бог не мог избрать человека, ничего не зная о нем. Конечно же, необходимым условием предопределения Богом людей является некоторое предварительное знание Им людей, которых Он избирает. Этот пункт пока остается бесспорным. Горячие споры вспыхивают тогда, когда встает вопрос о том, на каком основании происходит Божественное предопределение. И в каком смысле Павел говорит в своем послании о предведении Бога.

И опять я начну с самого распространенного представления. Оно состоит в следующем. Бог обозревает всю реку времени и заранее знает тех людей, кто, услышав призыв Евангелия Христова, откликнется на него, и отделяет их от тех, кто отвергнет этот призыв. То есть Бог из вечности смотрит на поток времени и видит две группы людей: тех, кто скажет Христу «да», и тех, кто скажет «нет». И вооруженный этим знанием будущего поведения каждого человека, Бог предназначает, или предопределяет тех людей, которые, как Он знает, откликнутся на призыв Евангелия, вкусить плоды своего решения. Он постановляет, что те, чей положительный ответ Христу Ему заранее известен, действительно будут спасены. Таким образом, предопределение рассматривается как такое решение Бога, которое Он принимает на основании знания Им того, как поведут себя грешные люди, когда услышат призыв Евангелия.

Классическая реформатская и августинианская точка зрения решительно не соглашается с этим. Она утверждает, что Бог в вечности не только знает, кто из людей обратится ко Христу, но и решает, кто к Нему обратится, и предназначает определенную часть человеческого рода прийти к спасительной вере, наделяя этих людей особой благодатью, которую мы называем «внутренним призванием Святого Духа». Но эту спасительную благодать Он дает не всем. Такое понимание ставит многих людей в тупик.

Хорошо, давайте возвратимся к «золотой цепочке» и рассмотрим оставшуюся ее часть. Что следует после предведения Божия? Вот звенья этой цепи: предведение, затем предопределение, затем призвание, затем оправдание, затем прославление. Вот что говорит Павел: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил».

Этот отрывок, в котором содержится «золотая цепочка», также послужил причиной немалых споров потому, что он оставляет широкий простор для интерпретации и может быть истолкован по-разному. Причем характер нашей интерпретации во многом зависит от того, как мы понимаем эллиптическую структуру этой цепочки. Все интерпретаторы соглашаются с тем, что здесь мы имеем дело с эллипсисом. Под «эллипсисом» я понимаю то, что эта фраза содержит в себе определенную недосказанность — то, что апостол очевидным образом подразумевает, но не выражает прямо на письме. И спор здесь идет о том, какое слово опущено эллиптической конструкцией оригинала — слово «некоторые» или «все»? То есть, хочет ли апостол сказать здесь, что «некоторых из тех, кого Бог предопределил, Он также призвал, и некоторых из тех, кого Он призвал, также оправдал; а некоторых из тех, кого оправдал, также прославит»?

Если дело обстоит именно так и здесь подразумевается слово «некоторые», то есть не все количество, а только его часть, и если мы последовательно будем вкладывать этот смысл в предложение, мы должны, во-первых, сказать, что из тех людей, кого Бог предузнал, Он предопределил только некоторых. Это вполне согласуется с учением, что предопределение основано на знании Богом тех, кто откликнется на призыв Евангелия. Однако если мы будем последовательно говорить только о «некоторых» на всем протяжении цепочки, то столкнемся с большими трудностями. Потому что в таком случае мы должны будем признать, что только часть из тех людей, кто был предопределен к спасению, была призвана к спасению. Не правда ли, довольно глупо звучит то, что Бог кого-то предопределил к спасению, однако не стал призывать его. Если Бог предопределил определенных людей к спасению, то Он должен призвать всех из них, или это уже не предопределение. Если мы пойдем дальше и скажем, что из призванных только некоторые были оправданы, то это не будет резать наш слух, ибо «много званых, но мало избранных». И если мы подумаем о том, как люди откликаются на извне идущий к ним призыв Евангелия, то согласимся, что только немногие отвечают на него. Так что здесь нет больших проблем. Но затем перед нами встает новое затруднение. Мы сталкиваемся с тем, что «некоторых из тех, кого Бог оправдал, Он также прославил», что значит, что есть люди, которые были оправданы по вере в Иисуса Христа, но в конечном счете не получили прощения, а это поднимает целый рой вопросов о действенности благодати Божией для человека.

Однако если мы вернемся на несколько веков назад, то Августин и его последователи утверждали, что эллипсис в этом предложении подразумевает слово «все». Что значит, что всех, кого Бог предузнал в том смысле, что принял в любви и предызбрал, Он предопределил уподобиться образу Христа. И всех, кого Он предопределил уподобиться образу Христа, Он призывает. То есть все, кто были предопределены к спасению, были призваны к вере. Но если дело обстоит именно так, то Павел никак не может иметь в виду внешний призыв Евангелия, или, как мы сказали, призыв, идущий извне, но он говорит о внутренней работе Духа Святого, которая пробуждает и возрождает к вере тех, кого Бог предназначил к спасению. Только в таком случае мы можем сказать, что все, кто были предопределены, были и призваны. И все те, кто таким образом были призваны, получили оправдание. Только такое понимание придает смысл словам Павла о призвании, потому что мы хорошо знаем, что не каждый человек, который слышит извне идущий к нему призыв Евангелия, получает оправдание. То есть оправдываются только те, кто предопределен откликнуться на этот призыв. Те же, кто был оправдан, непременно будут прославлены. Это значит, что от вечности есть определенная последовательность в исполнении замысла Божьего о спасении Своего народа, и это замысел неизменен от начала до конца.

Мы еще будем говорить об этом, когда обратимся к 9 главе. Но в завершение давайте посмотрим на тот вывод, который делает Павел в 31 стихе. Он говорит: «Что же сказать на это?» Сказать ли на это, что Бог несправедлив, или что Бог — капризный деспот, или какое-нибудь другое обвинение в адрес Бога? Нет, Павел говорит совсем о другом: «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».

Вы видите? Все это говорится, чтобы поддержать верующего. Неважно, сколько страданий и непонимания мы встречаем в этом мире, потому что всемогущий Бог по благодати Своей предопределил нас уподобиться образу Сына Своего. А что Бог в вечности обещает совершить, Он непременно совершит, совершит несмотря ни на что.

Так «что же сказать на это»? Верным ответом на предопределение служит только радость в славе благодати Божией, радость о том, что Deus pro nobis, «Бог за нас», Бог за верующих в Него. Он не только подбадривает нас, но не оставляет ни на минуту одних и ведет к окончательному спасению.

Апостол Павел завершает этот раздел послания, посвященный великой «золотой цепочке» действия благодати Божией, новыми словами ободрения. Он задает риторический вопрос. И это вопрос: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, — говорит апостол, — что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Вот в чем смысл доктрины избрания: нам дана твердая уверенность в том, что ничто в этом мире не сможет отлучить нас от Христа, после того как Он принял нас. Потому что ничто не может изменить волю Бога, Который предназначил нас к спасению.