12. Орудия спасения

Мы снова приступаем к разбору важнейших тем Послания к Римлянам. В нашу прошлую встречу мы разобрали, наверное, самую сложную среди тех проблем, о которых говорит апостол Павел — проблему суверенной благодати Бога в избрании. И я говорил вам в прошлый раз, что обращаясь к комплексу проблем, связанных с Божественным предопределением и избранием, вы столкнетесь с множеством очень непростых вопросов, на которые должны будете ответить. Чаще всего в мой адрес звучит один и тот же вопрос: «Если Бог одних людей предназначает к спасению, а других нет, и если правда то, что Библия говорит об избрании людей, почему нам тогда не лечь и не начать плевать в потолок? Если Бог все уже заранее предопределил, если Он с самого начала решил, кто будет спасен, а кто нет, зачем нам тогда проповедовать, учить и говорить с людьми о Христе?»

В связи с этим я люблю рассказывать одну историю, которую некоторые из вас, наверное, уже слышали. Но думаю, что нет ничего страшного в том, что я повторю ее еще раз. Эта история произошла в то время, когда я учился в семинарии. Наш профессор как раз говорил о всех этих вопросах. Он проводил свои лекции в форме диалога, то есть он не просто становился на кафедру и читал лекцию, а мы ее прилежно записывали — он активно вовлекал студентов в диалог. Он сам называл этот метод методом «диалекции». Для нас же эти «диалекции» были сплошной пыткой. Потому что учитель не давал нам ни на минуту остаться «беспечными на Сионе» и немного повитать в облаках за время его лекции. Мы никогда не знали, в какой момент он поднимет кого-то и начнет задавать провоцирующие вопросы.

Итак, однажды он вошел в класс после того, как прочитал несколько лекций о проблеме предопределению, и сказал: «Хорошо, джентльмены, если Бог действительно в вечности предопределил часть людей к спасению, зачем мы в таком случае занимаемся миссионерством?» На этот вопрос нам предстояло ответить. И в тот раз он решил поступить так. Все мы, примерно 22 человека, сидели в комнате большим полукругом, и профессор начал обходить кругом всю комнату слева направо и обращаться к каждому студенту по очереди, задавая один и тот же вопрос: «Зачем нужны миссионеры, если существует предопределение?» Я никогда не забуду тот день, потому что профессор начал свой путь с левого края, а я занимал последнее место на противоположном крыле этого полукруга. И я решил, что этот допрос завершится задолго до того, как очередь дойдет до меня.

И вот, профессор обратился к первому студенту на противоположном конце комнаты: «Как Вы думаете, господин такой-то, зачем мы должны заниматься миссионерской деятельностью, если существует предопределение?» Тот бедный студент, весь сжавшись, ответил: «Я не знаю, профессор. Этот вопрос всегда мучил меня, но я так и не нашел на него ответа». Профессор сказал: «Хорошо», — перешел к следующему студенту и спросил: «А Вы что думаете?» Тот поднял руки вверх и сказал: «Сдаюсь». И так, один за другим все студенты, как оловянные солдатики, падали от этого безжалостного вопроса. Я же чувствовал в себе все возрастающую панику, потому что профессор медленно приближался ко мне. И вот, наконец, после того как он подверг пытке всех моих товарищей, он обратил свой взор на меня. К тому времени он уже был охвачен эйфорией. Он сказал: «Ну-с, господин Спраул, уж Вы-то наверняка сможете сказать, зачем нам заниматься миссионерской деятельностью, несмотря на то, что Бог от вечности определил тех, кто будет спасен».

Меня всего трясло, и слабым извиняющимся голосом я произнес: «Видите ли, профессор. Наверное, вы хотите услышать совсем не это. Ответ, конечно же, гораздо более сложен, чем я могу себе представить. Но знаете, все-таки хотя бы крошечной причиной тому, что мы должны продолжать заниматься миссионерством, служит то, что… знаете… все-таки об этом говорил Христос».

И как только я произнес эти слова, профессора взорвало. Это был взрыв издевательств. Всей этой сценой он хотел преподать нам урок. С величайшим сарказмом он посмотрел на меня сверкающими глазами и произнес: «Конечно, господин Спраул, что может быть менее важным, чем слова Спасителя Вашей души, Господа Иисуса Христа, Царя царей и Господа господствующих! Разве об этом нужно вообще говорить?!» Тогда он просто уничтожил меня своими словами. Но их смысл, который я запомнил на всю жизнь очень прост: мы не всегда в состоянии понять, почему Бог требует чего-то от нас. Но если вся доктрина предопределения основывается на положении об абсолютной власти Бога и суверенности Его благодати и если мы признаем, что Бог имеет абсолютную власть, разве это не говорит и об абсолютности Его требований? Так что если Бог говорит нам делать что-то, у Него есть абсолютная власть требовать этого, и мы призваны это исполнять.

Но назвав эту очевидную причину необходимости говорить людям о Боге, наш профессор пошел гораздо дальше и объяснил нам то, что мы также должны были знать — что поручение проповедовать Евангелие, возвещать о Христе, заниматься евангелизацией является не только обязанностью христианина, но в первую очередь огромным даром. Мы должны прежде всего понять, что Богу не нужна моя проповедь или лекции, чтобы спасти какого-то человека. Бог может обратиться к любому человеку в этом мире прямо и открыто, сказав ему те слова, которые тому необходимо услышать, и для этого я не нужен. Это аксиома: Бог не нуждается в моей помощи. Исполнение того, что замыслил Бог, не зависит от нас. Однако всемогущий Бог, Творец неба и земли, чудесным образом избирает не только тех людей, которых Он предназначает к спасению, но и орудия, с помощью которых Он осуществляет их спасение. Он избирает то, что Библия называет «юродством проповеди», проповедь Слова, как инструмент действия Духа Святого, чтобы привести людей к спасительной вере. В другом месте Павел говорит, что это «сокровище… мы носим в глиняных сосудах». То есть мы призваны стать посланниками и глашатаями Иисуса Христа, нося сокровище Евангелия в своих грешных душах. И как я уже сказал, ничто не заставляло Бога избрать именно этот путь призвания людей к вере. Но по милости Своей Он избрал этот способ. И мы должны помнить, что абсолютная власть Бога проявляется не только в том, что Он определяет цели человеческих действий, но также и в том, что Он избирает средства для достижения этих целей.

Люди часто задают вопрос: «Хорошо, если Бог имеет абсолютную власть и решает все, зачем мне тогда молиться?» Потому что Он своей властью использует наши молитвы, так же как и нашу проповедь, наши свидетельства, чтобы приводить людей к вере. И это дает нам большое преимущество, о чем мы поговорим с вами через несколько минут в контексте 10 главы послания. Преимущество же состоит в том, что мы не только становимся детьми Божиими и входим в Его семью, но и получаем высшую честь быть соучастниками Бога в деле приведения людей к искуплению.

Но Бог не нуждается в нас. Помню, когда я устроился работать в больнице в течение одного лета, меня послали работать в плотницкую. Там работал профессиональный плотник. А я не знал, с какого конца взяться за молоток. И с первого дня своей работы я очень хорошо понял одну вещь — что плотнику я был совершенно не нужен. Однако он относился ко мне как к равному, учил меня всяким полезным вещам, так что я стал своего рода подмастерьем у него. Так же поступает с нами и Бог. Мы не нужны Ему. Однако Он допускает нас стать Его помощниками в деле искупления.

Об этих вопросах говорит апостол Павел в 10 главе Послания к Римлянам. В 8 стихе он спрашивает: «Но что говорит Писание? (Павел имеет в виду Писание Моисея.) Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Люди подходят ко мне и спрашивают: «Как я могу спастись, если я не избран?» Я отвечаю: Откуда вы знаете, что не избраны? Никто не может уверенно говорить этого, пока не умрет. Перестаньте думать о тайных замыслах Бога. Это просто не ваше дело. Если бы это было вашим делом, то Бог открыл бы эти замыслы вам, а не скрывал их. Давайте смотреть проще. Библия говорит: «Если ты веруешь в сердце и исповедуешь устами, будешь спасен». Так что единственный вопрос, который ты должен задавать себе: есть ли у тебя подлинная вера? Если есть, ты спасешься. Все очень просто.

Павел продолжает: «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Конечно же, в этом предложении есть лакуны. Здесь имеется в виду, что всякий, кто искренне призовет имя Господне, спасется.

И вот начинается та часть, на которую я хочу обратить ваше внимание. Павел только что заявил, что каждый призвавший имя Господа спасется. Затем в 14 стихе он ставит очень практические вопросы: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали?» Очевидно, что ни один человек не станет всерьез взывать к Богу с мольбой о спасении, если не будет верить, что Бог действительно может дать ему спасение. Разве вы будете взывать к тому, кому не верите? Если вы не верите в Бога или не верите в Его способность спасать людей, то не станете тратить время и силы на то, чтобы просить Его спасти вас.

«Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» Это так просто. Павел говорит о самых элементарных вещах. Вы не будете призывать того, кому не верите. И вы не можете поверить тому, о ком ничего не слышали. Должны быть соблюдены определенные условия. Перед тем как поверить в Господа Иисуса Христа, вы должны услышать о Господе Иисусе Христе. Если же вы слышите о Христе, вы должны быть уверены, что Он способен вам помочь, и вы можете прибегать к Его помощи. Но вы не станете взывать к Нему, если не верите в Него. И не сможете поверить в Него, если вы ничего не слышали о Нем. Все очень просто.

Затем апостол делает еще один шаг: но как они смогут услышать, если никто им не скажет? Вот его слова: «Как слышать без проповедующего?» Очевидно, что никто не сможет услышать проповедь, которую никто не произносил. Чтобы кто-то услышал проповедь нужно, чтобы был проповедник. Дальше: «И как проповедовать, если не будут посланы?» Это очень важный текст для миссионеров и для всего миссионерского движения. Слово «миссия» происходит от латинского missio, что значит «посылать». Миссионер это тот, кто был послан.

Итак, Павел говорит, что никто не будет взывать к Богу, если не услышит о Нем, и не сможет услышать о Нем, если кто-нибудь не расскажет ему, но никто не сможет ничего рассказать, если его не пошлют для этого. После этого Павел цитирует слова из книги Исайи: «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» В нашей передаче на радио, которая называется «Обновление ума», мы очень внимательно рассматривали это место в Ветхом Завете. Я объяснял его культурный и исторический контекст. И сейчас я хочу снова потратить некоторое время на это, чтобы те, кто не слышал моего объяснения, могли понять, что стоит за словами пророка[10].

В древности, когда люди хотели узнать что-то или ждали известий о каком-то большом событии, они не имели возможности следить за всем с помощью радио или телевизоров, которые передавали бы через спутники картину происходящего прямо с места событий. До нас новости доходят мгновенно. Как только что-то происходит, мы тут же узнаем об этом. Но в древности весть о катастрофах, о событиях большой важности могла идти много дней, месяцев, а иногда даже и лет. Когда кто-то отправлялся в далекое путешествие для исследования новых земель, люди могли ничего не знать о судьбе этой экспедиции в течение 2–3 лет, потому что обычно столько времени требовалось для того, чтобы корабли вернулись обратно в порт.

В древности на Ближнем Востоке, во времена и греков, и римлян обычно весть о каком-то важном событии доставлялась бегунами. Мы знаем, что одно из крупнейших сражений между греками произошло в долине, которая носила название Марафон. И известие об исходе этого сражения было принесено ожидавшим жителям одного из городов бегуном, бежавшим со скоростью примерно 40 или 45 километров в час (как на современном марафоне), который сообщил, что жители этого города одержали победу.

Когда же все знали о том, что где-то происходит сражение, жители города, солдаты которого принимали в нем участие, выставляли на стены наблюдателей. Люди с нетерпением ожидали известий об исходе битвы. А наблюдатели пристально следили за горизонтом, ожидая приближения вестника. И как только они замечали, что вестник издалека бежит по направлению к городу, они кричали и поднимали на ноги всех жителей города, сообщая им, что приближается вестник. Причем, эти наблюдатели были настолько искусны в своем деле, что могли по едва виднеющейся вдалеке фигуре бегущего человека определить, несет ли он хорошие или плохие вести. Потому что те, кто нес весть о поражении, кто нес весть о разгроме, бежал тяжело и грузно, еле волоча ноги. Когда я бегал по утрам, то называл это походкой «умирающего лебедя»: вы не можете оторвать ног от земли, потому что вконец измучены, измотаны и лишены последних сил. Но они заметили, что когда посланец нес добрую весть, или «Евангелие» (Евангелие переводится как «благая весть»), то они могли по ногам определить, что их ждет радостное сообщение, потому что бегун взметал ногами клубы пыли на склонах гор, изо всех сил спеша принести добрую весть. Именно этот образ стоит перед глазами пророка Исайи, когда он говорит: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость…»

Но вестник не придумывал благую весть. Вестник не совершал победы над врагом. Его делом было только сообщить об этом. Но после того как он приносил радостную новость, люди сжимали его в объятиях и носили на плечах. Этот образ использует и апостол Павел, обращаясь к нам: мы несем благую весть о Христе. Так что хотя мы сами и не совершаем спасения ни одного человека, те, кому мы передаем радость Евангелия, кто силой Духа Святого приходят к вере, впуская в себя слово, которое они слышат — они не только чувствуют радость и благодарность по отношению к Богу, Который сотворил все это, но чисто по-человечески испытывают благодарную любовь к тому, от кого они услышали слова Евангелия.

Я всегда буду чувствовать себя в неоплатном долгу перед человеком, кто впервые заговорил со мной о Христе. Я знаю, что он не дал мне спасения. Я знаю, что меня спас Бог и что это Дух Святой привел меня ко Христу через свидетельство того человека. И все же его ноги кажутся мне прекрасными, потому что через него Бог обратился ко мне.

Сегодня мы увидели, что несмотря на суверенность Божественной благодати, миссионерская работа остается для нас не только обязанностью, но и величайшей радостью, которая открывает огромные возможности для верующих людей. И мы занимаемся ей не потому, что что-то принуждает нас, в смысле простого повиновения абстрактному закону — нас ведет к этому любовь Христова. Наша благодарность и радость выражается в том, что мы рассказываем людям о жертве Иисуса Христа и той милости, которая была оказана Богом в ней. И за нашу веру Бог наделяет нас новыми дарами, которые Он использует в Своих целях. И снова хочу подчеркнуть, друзья мои, что Бог не нуждается в нас. Он обходился без меня до того, как я появился на свет, и может продолжать обходиться и далее. Говорят, что на кладбище лежат люди, которые при жизни были «незаменимы». Бог вполне может «заменить» нас чем-то другим. Но по богатству Его милости и благодати во время своего земного пути мы имеем высокую честь исполнять самую важную и великую работу, которая только может совершаться на земле.