1. Измена истине

Думаю, что сегодня я лишний раз докажу правоту известной пословицы: «Глупый лезет туда, куда боятся заглянуть ангелы». Потому что в предстоящие несколько недель мы попытаемся совершить то, что просто повергает меня в ужас. За это время мы рассмотрим основные темы Послания апостола Павла к Римлянам, обозревая все послание с высоты птичьего полета.

И я чувствую ужасное волнение, потому что мне приходилось читать курсы лекций по Посланию к Римлянам в самых разных аудиториях и рассматривать это послание с различных точек зрения. Но я привык подходить к нему очень внимательно, изучая его стих за стихом, так что весь курс лекций обычно занимал не меньше года. В центре «Легионер» у нас есть учебное пособие, и его можно приобрести, под названием «Интерактивное Послание к Римлянам». В нем дается очень подробный и глубокий анализ текста, сопровожденный программой обучения, которая поможет студенту самому детально изучить это послание. И поскольку при желании вы можете воспользоваться им, это оставляет мне некоторую свободу, чтобы бегло пройтись по более общим проблемам, которые мы и рассмотрим с вами в предстоящие дни.

Сказав несколько слов в свое оправдание, я хотел бы начать с того, что Послание к Римлянам, несомненно, представляет собой Magnum Opus[1] апостола Павла. Из всего корпуса написанных Павлом посланий именно в нем мы находим в сжатой форме наиболее систематическое выражение богословских взглядов апостола.

Считается, что Послание к Римлянам дало толчок к развитию Реформации, так как именно в ходе подготовке лекций по нему Лютер сформулировал важнейший для Реформации тезис об оправдании только верой. Влияние, которое оно оказывало на христиан в течение церковной истории, огромно. Мы можем увидеть его уже в первые века, вспомнив об обращении Св. Августина, который в юности вел дикую и распутную жизнь язычника, но однажды, как он сам пишет, услышал голос ребенка, играющего и повторяющего фразу: Tolle lege, tolle lege…, «возьми и читай». Он взял Библию, раскрыл ее наугад, его взгляд остановился на словах из Послания к Римлянам, и они заставили Августина изменить всю свою жизнь. Джон Уэсли считал, что обращение произошло с ним в тот момент, когда он слушал на улице Олдерсгейт в Лондоне проповедь, посвященную Посланию к Римлянам, и вдруг почувствовал, как «в сердце его стало необыкновенно тепло».

Поэтому приступая к изучению Послания к Римлянам, я чувствую некоторый страх и нерешительность ввиду значения этого текста и ввиду того, что именно в нем апостол Павел с наибольшей ясностью и глубиной раскрывает свое учение о спасении.

После такого краткого введения давайте непосредственно обратимся к нашей задаче и посмотрим на первую главу послания. В первой главе Павел начинает свое письмо (так же, как он начинает практически все письма) с обычных приветствий, выражения заботы о той общине, к которой обращено это послание, и так далее. А затем в 16 стихе первой главы он говорит: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается праведность[2] Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет».

В этих немногих словах, как полагает большинство ученых, Павел выражает основную мысль всего послания. Главное, о чем он хочет сказать своим слушателям, это откровение праведности Божией, которая дается нам через веру. Размышляя над этим отрывком, Августин писал, что когда апостол Павел говорит «о праведности Божией», он имеет в виду не праведность Самого Бога, которая вечно и имманентно присуща Его природе. Скорее апостол говорит о той праведности, которой Бог наделяет людей через веру. Павел не случайно цитирует книгу пророка Аввакума, его слова: «Праведный верою жив будет».

После этого вы могли бы предположить, что апостол сразу же начнет излагать Евангелие, которого он не стыдится и которое он считает силой Божией ко спасению и которое, как он говорит, обращено как к евреям, так и к эллинам. Вы ждете, что он сразу же начнет последовательно развивать доктрину оправдания. Но этого не происходит. Вместо того апостол заявляет об откровении гнева Божьего, который становится явленным всему миру. И делает это в контексте первой главы, где он развивает идею так называемого «общего откровения», которое названо «общим», потому что в этом откровении Бог являет Себя всем людям. Мы склонны думать, что единственное откровение, которое дано нам Богом, содержится в тексте Священного Писания. Но в теологии такое откровение называется «особым», в отличие от «общего откровения», которое дано всем людям.

И я думаю, мы можем понять, почему Павел начинает с общего откровения. Обычная схема проповеди Павла строится как движение от Закона к Евангелию. Я всегда повторяю, что Благая Весть Евангелия не может быть понята или воспринята именно как благая весть до тех пор, пока мы не поймем до конца ужасной вести, которую несет нам Закон Божий. Евангелие представляет собой благую весть только для тех людей, которые видят над собой угрозу суда Божьего.

В этом состоит суть оправдания — в ответе на фундаментальный вопрос: как могут неправедные, грешные люди надеяться на восстановление отношений со святым и справедливым Богом? Оправдание в конечном итоге есть ничто иное, как превращение неправедного человека в праведного, или объявление его праведным, или его искупление. Мы искуплены жертвой Иисуса Христа. Он — наша праведность. Это самая лучшая, самая добрая весть, которую мы можем услышать, если мы прежде поймем, что Бог праведен, а мы нет, и что Закон Божий делает нас должниками и преступниками.

Но наше время и наша культура заставляет нас думать, что мы не связаны никакими преступлениями, что люди просто попадают на небеса благодаря милости и благодати Божией, так что мы не должны чувствовать страха перед законом Бога и Его справедливым наказанием. Павел же стремится приготовить своих слушателей к пониманию всего богатства и глубины того, что было совершено для нас Иисусом Христом, и потому начинает с самого основного — показывает то состояние, от которого мы были избавлены, и абсолютную необходимость для человека обратиться ко Христу и Его праведности, если он хочет стоять перед святым Богом.

Не знаю, как часто мне приходилось, говоря с людьми о Христе, слышать в ответ: «Господин Спраул, если Вы верите в Иисуса Христа, и это почему-то важно для Вас, хорошо, что у вас есть вера. Но думаю, мне Иисус не нужен». Не знаю, сколько раз я слышал от людей эти слова: «Мне Иисус не нужен». И скажу вам честно — каждый раз, когда кто-нибудь произносит их, мне хочется рвать на себе волосы. Мне хочется сказать этому человеку: «Как вы не понимаете, что нет ничего, в чем вы нуждались бы острее, чем во Христе, если, во-первых, Бог существует и Он свят, и во-вторых, если вы хоть раз нарушили установленный Им закон. Тогда вам нужен Иисус, вам нужен Искупитель».

Именно это стремиться показать Павел — почему всем людям нужен Спаситель. И он начинает свое рассуждение об общем откровении в первой главе послания словами 18 стиха: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Итак, мы читаем, что праведность Бога заставляет Его гневаться при виде всякой «неправды», то есть неправедности. Неправедность, о которой говорит апостол, в данном случае выражается в подавлении истины. И это такое подавление истины, в котором виновны все мы. Речь идет не о научной истине, не об истине химической или политической — Павел говорит о подавлении истины, касающейся Самого Бога.

Он продолжает: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце». Вот на чем основано осуждение всего человеческого рода справедливым судом Божиим. Вы слышите, что говорит апостол? Он говорит, что с самого первого момента творения Бог явил и продолжает являть Свою природу, ясно и отчетливо, для всех людей; и что это откровение доходит до каждого из нас, так что всем имеем естественное знание о Боге. С помощью этого естественного знания вы не сможете написать полноценного трактата по систематической теологии. Оно не включает в себя знания всех деталей природы и деяний Бога. Но оно включает в себя представление о Его вечной силе и Божестве.

Слова апостола звучат как удар грома в обстановке современного секуляризма. Он говорит об очень простой вещи: каждый человек, который живет сейчас или когда-либо рождался на земле, знает, что есть Бог, потому что Творец открыл Себя для всех; но все мы по своей природе подавляем это знание о Боге, отказывась прославить Бога так, как должны Его славить, и благодарить Его так, как должны благодарить. Короче говоря: мы все знаем, что есть Бог, но по своей природе отказываемся славить и благодарить Его как Бога.

Более того, поступая так, мы мним себя мудрыми, хотя на самом деле глупы. И потому что люди, как пишет апостол, «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки».

Вы помните, когда Моисей провозгласил Десять заповедей на горе Синай, двумя первыми среди них были заповеди, запрещающие идолопоклонство: «…да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» и «Не делай себе кумира…» Но Павел говорит, что фундаментальным ответом на самооткровение Бога в природе стало стремление извратить это знание, подмена истины ложью и обращение в идолопоклонство, которое в каком-то смысле есть «религия».

Мы склонны думать в наши дни: Богу все равно, во что мы верим, если мы «живем честно», то есть если мы как-то «религиозны». Но когда вы раскроете Писание и будете читать Ветхий Завет, вы увидите, как сурово наказывает Бог ханаанейцев за поклонение Ваалу. Они тоже были религиозны, но их религиозность выражалась в идолопоклонстве. Значит просто быть религиозным недостаточно. Бог требует истинной религии. Он требует, чтобы мы поклонялись Ему как единственному Богу и не переносили Его славу на что-то в сотворенной Им реальности.

Павел говорит, что Евангелие приходит в мир, который уже несет на себе вину перед Богом, потому что все мы отвергли Его. Мне часто задают вопрос: «Что будет с бедным невинным аборигеном в Африке, который никогда не слышал о Христе?» В ответ я говорю: «Бедный невинный африканец, который никогда не слышал о Христе, отправится прямо на небо. Ему не нужно проходить все клетки поля и набирать нужное количество очков. Ему не нужен Христос». Тогда люди в недоумении смотрят на меня и говорят: «Неужели вы думаете, что не нужна миссионерская работа?» Я отвечаю: «Почему же, миссионерская работа необходима». «Но как же вы тогда говорите, что эти люди попадают прямо на небо, и им не нужен Христос?» Я говорю: «Вы спросили меня о том, что произойдет с невинным аборигеном. Невинным людям вообще не нужен Христос, живут ли они в Африке, или Антарктике, или Америке, или Европе, или где-либо еще». Вопрос в том, есть ли хоть один невинный человек в Африке, или Австралии, или где-либо на земле. Павел говорит здесь, что нет ни одного невинного человека и что Иисус приходит в мир, который не имеет оправдания перед Богом.

Апостол завершает первую главу очень мрачной картиной человеческой развращенности. Стих 26: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».

Затем он продолжает список грехов: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия» и так далее. И на этом не кончается список тех злодеяний, которые относятся не к закоренелым преступникам, чье место только на самой тяжелой каторге — они относятся ко всем нам, грешным людям.

И Павел заканчивает этот раздел словами: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют». Все человечество упорно противится Закону Божьему. В последующих двух-трех главах апостол будет развивать мысль, которую он затрагивает уже здесь, в конце первой главы: мы не только делает что-то безнравственное и оскорбляющее Бога, но, делая это, мы знаем, что поступаем плохо. И мы не только продолжаем делать то, что, как мы знаем, плохо, но и других людей приглашаем делать то же. Мы также стараемся найти себе нравственное оправдание или рациональное объяснение, чтобы защитить свое зло перед святым Богом.

Павел хочет сказать, что падение человечества достигло своей самой низкой точки: мы пали так низко, что не только поступаем нечестиво, но делаем это, прекрасно понимая, что Бог запрещает нам и что Он призовет нас к ответственности. Более того, мы заставляем себя поверить в то, что сами слова Бога неистинны. Добро мы называем злом, а зло — добром. Люди, которые поступают так перед лицом святого Бога, которые открыто преступают данный Им закон — эти люди больше всего нуждаются в Спасителе.

В первой главе апостол провозглашает совершенно неожиданную мысль, что Бог не только открыл Себя каждому человеку, но открыл Себя совершенно ясно. Нам не нужно искать скрытых намеков в останках древних ископаемых или в сложных логических построениях, чтобы что-то узнать о Боге. Все творение представляет собой грандиозный театр славы Божией, который свидетельствует о Боге не намеками, но явно и прямо указывает на своего Творца. В греческом тексте стоит слово фанерос, переведенное как «явно». В латинском переводе это слово было передано прилагательным manifestum — откровение Бога есть громкий и четкий «манифест» Бога о Самом Себе. Мы просто не можем не заметить его. И на самом деле мы видим и знаем об откровении Бога. Так что гнев Божий обращен не на тех людей, которые ничего не знают о Его существовании, а на тех, кто прекрасно знает, что Бог есть, но отказывается прославить Его как Бога.