2. Осуждение через закон и помимо его

Я люблю повторять анекдот, который донесла до нас церковная история, о том, что человек, проводивший разделение английской Библии на стихи и главы, был странствующим проповедником, который провел большую часть своей жизни в седле, а когда ему было нечего делать, то занимался тем, что делил текст Нового Завета на стихи и главы. И если мы посмотрим на общую структуру Послания к Римлянам, мы увидим, что стоит за этим анекдотом.

Потому что вторая глава начинается со слова «итак», а мы знаем, что слово «итак» служит обозначением перехода от доводов или предпосылок, которые были представлены в доказательстве, к следующему из них заключению. Так что нам остается только в недоумении спрашивать себя, как мог тот, кто выделял главы, начать новую главу именно со слова «итак».

На что указывает Павел с помощью «итак»? Этот союз, повторяю, обращает нас к тому, что было только что сказано, а именно, что Бог ясно явил Себя всем людям, но люди отвергли это знание Бога, так что все мы по природе своей грешим против откровения в природе, данного нам Богом, причем не только отказываемся повиноваться Ему, но и других побуждаем проявить неповиновение. Поэтому Павел говорит: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». Павел уже второй раз говорит в своем послании, что мы не имеем извинения. В первой главе, когда он показывает, что все люди имеют ясное представление о Боге, он добавляет: «…так что нет у них извинения»[3]. Но теперь он заявляет, что мы не только виновны в том, что отказываемся достойно ответить на открытость нам Бога, но виновны и с нравственной точки зрения за то, что судим других людей.

Обратите внимание, что Павел начинает со слов: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек». Для людей, читающих это место по-английски, может показаться, что речь здесь идет исключительно о мужчинах, однако очевидно, что Павел обращается не только к читателям мужского пола — в слово «человек» он вкладывает более общий смысл. Павел говорит, обращаясь к каждому человеку: «У тебя нет извинения, кто бы ты ни был, если ты обвиняешь другого человека в совершении тех поступков, которые творишь сам».

Но это место содержит в себе еще один скрытый смысл. Слово «человек» в Новом Завете часто употребляется применительно к Израилю. Даже Иисус называет Себя бар енаш, «Сын человеческий». Можно сказать, что в каком-то смысле Израиль — это «сын человеческий». Это типичное обращение Павла, когда он говорит именно об израильском народе. И я думаю, большинство исследователей согласится с тем, что когда Павел говорит: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек», — он обращается к Израилю, к иудейской аудитории, которая, прочитав первую главу послания, вполне может с пониманием покачать головой, говоря: «Ну конечно, Павел здесь обвиняет язычников, нечистых, но уж никак не нас, ведь всякому известно, что мы наследники завета с Богом, мы избранные дети Божии, святой народ, нам принадлежат данные Богом пророчества, мы исполняем данный Богом закон, мы совершаем обрезание, мы дети Авраама и так далее. И соблюдение религиозных обрядов позволит нам избежать суда Божьего».

Задумайтесь над этим на мгновение. Я не знаю, сколько тысяч или даже миллионов людей во всем мире полагают, что могут быть уверены в своем спасении только благодаря принадлежности определенной религиозной общине или определенной церкви. «Я принадлежу этой церкви, и меня не коснется суд Божий». Как будто это членство само по себе способно кого-то спасти! В последующих стихах Павел стремится показать, что даже принадлежность к израильскому народу в эпоху Ветхого Завета не служила гарантией того, что тот или иной человек получит спасение. Посмотрим, что он говорит: «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя».

Позвольте мне сказать несколько слов об этом. Я уже не раз говорил, что любой язычник в Америке знает слова Библии: «Не судите, да не судимы будете». Потому что любому человеку неприятно, когда его ругают. Но неверующие часто представляют себе христиан людьми, которые осуждают их, которые считают себя святыми, а их грешниками и говорят: «Вот мы праведны, а они нет. Мы лучше, чем они» и тому подобное. Но если это так, то мы совершаем ужасный грех, о котором говорит Павел, осуждая других людей за то, что совершаем сами, а это верх лицемерия.

Однако Павел говорит о любом человеке, который хоть за что-то осуждает другого. Если вы хоть раз сказали, что кто-то поступил плохо и заслуживает наказания, тем самым, уже своим суждением, вы признали саму возможность суда и реальность таких понятий, как добро и зло. Если вы утверждаете, что другие люди совершают грехи и поступают неправильно по отношению к вам, вы должны в первую очередь признать виновным себя самого. То есть само наше понимание и сам факт того, что мы судим других людей, выступают высшим судом над нами, потому что в этом проявляется знание нами того, что все человечество заслуживает суда, а это значит, что будим судимы и мы.

Вы видите, что Павел строит здесь основание для всеобщего осуждения, под которое подпадает все человечество, иудеи и эллины, иудеи и язычники, которые все должны предстать перед единственным Судьей. Короче говоря, он хочет сказать: все мы должны будем на последнем Суде ответить за свою жизнь, согласно святому и истинному закону, установленному Богом, и никто из нас не избежит этого.

Дальше апостол продолжает: «А мы знаем, что суд Божий на делающих такие дела согласен с истиной»[4]. И это страшно. Когда я осуждаю другого человека за то же, что совершаю сам, то я не творю истинного суда. Этот суд неистинен, потому что я поступаю, как лицемер. Но суд Бога над человеком всегда основан на истине. Его приговор нам не может быть ложным или ошибочным. Его приговор нам служит выражением Его совершенного знания и Его совершенной природы. Этот Судья не может быть подкуплен. Он не смотрит на лица людей. Его суд всегда основан на истине. И это страшно! Потому что истина состоит в том, что мы заслуживаем осуждения. Если бы хоть раз в жизни мои действия были оценены точно в согласии с истиной, то что показала бы истина? Что я снова и снова, и снова нарушаю закон Бога.

Затем апостол говорит: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?» Это риторический вопрос. Павел говорит: «На самом деле ты думаешь так!» Огромное количество живущих ныне людей думают, что смогут избежать суда Божьего. Многие из тех людей, кто слушает меня сейчас, где-то в глубине своего сердца все же верят, что им никогда не придется быть судимыми в свете истины. Они рассчитывают на то, что Бог будет снисходителен или даже поступится Своей природой и Своим законом. Но сейчас апостол говорит нам не о Евангелии. Апостол говорит о законе. А пока мы не узнаем закона, не поймем, что такое закон, для нас останется непонятным и смысл Евангелия.

«…Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». Да, это страшные слова. Вы слышите, что говорит Павел? Вам понятно это? Мы пренебрегаем долготерпением Бога. Почему люди думают, что смогут избежать Божьего суда? Потому что они поют старую песню: «Завтра, завтра, не сегодня…» «Я дожил до сегодняшнего дня и в ад пока не попал, а что будет завтра, посмотрим». В Ветхом Завете говорится о том, что пасть ада раскрывается все шире и шире, чем больше люди ожесточают свои сердца и не желают раскаяться.

И Павел говорит здесь, что люди на самом деле думают, что им не придется отвечать за свои поступки. Но думая так, они пренебрегают долготерпением Бога. Бог не торопится наказать нас за наши беззакония в течение жизни, но вместо того, чтобы покаяться и прославить Его милость и доброту, мы склонны думать, что либо Бог никогда не призовет нас к ответственности, либо даже если Он и сделает это, то Он уже отказался от попыток как-то изменить нас или остановить в совершении беззаконий, так что в любом случае Его не стоит бояться. Но самое страшное, что при этом происходит, это то, что наше сердце становится ожесточенным и неспособным к покаянию. Так что в итоге мы копим себе гнев на день гнева. И я думаю, что это одно из самых трезвых размышлений, которые мы находим в Новом Завете.

Павел пользуется здесь экономическими понятиями. Он говорит, что мы словно открываем себе счет в банке, и регулярно, может быть, каждую неделю или каждый день, пополняем его вкладами, надеясь, что понемногу скопим себе приличное состояние, которое в конце концов начнет приносить определенный доход. Павел использует эту метафору из сферы экономики, из области финансов, и применяет ее к нравственному состоянию человечества: каждый раз, когда Бог терпит жестокость нашего сердца, каждый раз, когда мы отказываемся раскаяться, мы делаем новый вклад в гнев Бога. Мы увеличиваем его. Мы скапливаем гнев Бога против самих себя. Так что человек не просто должен предстать на суде святого Бога, быть судимым согласно истине и ощутить на себе Его гнев вследствие испорченности своей природы, но мы неизменно увеличиваем свою вину с каждой минутой жизни.

«…ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! …Ибо нет лицеприятия у Бога».

А затем апостол говорит: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков».

Этот отрывок часто понимают неверно. Для многих людей, которые читают это место, его смысл состоит примерно в следующем. Иудеи знают закон Божий во всей полноте. Им даны Десять заповедей. Но они нарушили закон. В то время как язычники, которые ничего не знают о Десяти заповедях, соблюдают закон Божий. Вот такой вывод делают люди из этого текста.

Но Павел говорит здесь о другом. Он говорит, что те, кто знает закон, будут и судимы согласно закону, то есть Десяти заповедям. А те, кто не знает закона, вверенного Богом Израилю, тоже будут судиться согласно закону. Но это будет уже другой закон — это закон, «написанный в их сердцах». Здесь Павел добавляет новое измерение к тому, о чем он говорил в первой главе: Бог открывает Себя в творении не только через природу — Он также поместил нравственный закон в сердце каждого человека, так что все мы по природе своей знаем разницу между добром и злом. Нам всем дана совесть, которую называют «внутренним голосом Бога» и которая одобряет или порицает нас за совершение тех или иных поступков.

И Павел говорит: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают…» Он не говорит, что язычники соблюдают закон. Он говорит, что даже отвергая закон, данный Израилю, язычники показывают, что в них есть нравственное чувство, что им знакомо представление о том, что такое нравственность, потому что у них есть собственные законы, есть правители — есть «дела закона». Они демонстрируют в jus Gentium, в «законе народов», что хотя они и не находились у горы Синай, в них говорит сама природа, так что каждый народ и каждый человек в какой-то мере знают закон Божий. Но будь то закон Десяти заповедей, данный на горе Синай, или закон, написанный в человеческих сердцах, — этот закон обнаруживает вину каждого человека, так что мы все должны предстать на суде, как должники, которые не в состоянии заплатить свой долг.

Затем Павел говорит в 17 стихе: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ‘не прелюбодействуй’, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».

Что делает Павел? Он снова приводит всех нас на суд Божий. И он предостерегает тех, кто думает, что они могут быть спасены только благодаря тому, что они евреи, что они обрезаны и чье обрезание должно было быть величественным символом, призывающим людей исполнять закон. Обрезание само по себе не освобождает от закона, скорее оно делает человека еще более ответственным, потому что он на своем теле несет знак обязательства соблюдать закон. Если же кто-то имеет обрезание, но нарушает закон, то его обрезание становится необрезанием. Тот носит на себе только внешний знак, но сердце его остается необрезанным.

Павел стремится, таким образом, показать, что в конечном итоге Бог будет судить человека не по тому, какие тот исполнял религиозные ритуалы. Его суд над каждым человеком будет основан на том, что он увидит в его сердце, в его душе. И когда Он взглянет на ваше сердце, увидит ли Он сердце, которое все пронизано любовью к Нему, которое живет тем, что постоянно славит Творца? Или же, взглянув на вас, Он найдет сердце, превратившееся в камень, сердце упрямое, заплывшее жиром и нераскаявшееся? Вот что говорит апостол: Бог будет судить нас не по тому, к какой общине мы принадлежим, а по тому, каким Он найдет наше сердце.

Я бы хотел, чтобы из 2 главы послания мы запомнили две вещи. Во-первых, предупреждение об опасности пути, на котором мы скапливаем гнев на день гнева, уверяя себя, что Бог никогда не станет наказывать нас, потому что не наказывал до сих пор. В центре учения Иисуса из Назарета во время Его земного служения стоит предупреждение о том, что все мы должны предстать на последнем суде, на котором ответим за каждое слово, когда-либо произнесенное в жизни, на котором все, что было сделано тайно, станет явным, и когда мы за все дадим ответ. Иисус провозглашает, что есть высшая справедливость, если и не в этой жизни, то в жизни будущей. Потому что Бог будет судить меня, так же как и вас, и будет судить согласно истине. И второй момент: моя религия, со всей ее внешней бутафорией, не сможет оправдать меня или избавить меня от суда. Вот почему нам нужна праведность Христа. Меня спасает не принадлежность к церкви — меня спасает принадлежность ко Христу.