Доктрина о человеке

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Быт. 1:27

«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен… Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было».

Пс. 138:14,16

«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с ним не дарует нам и всего?»

Рим. 8:32

«Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа…»

Деян. 3:19—20

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

*

От обсуждения доктрины Бога перейдем к обсуждению доктрины человека — творения рук Божиих. Изучение человека в теологии не следует смешивать с изучением человека в антропологии, поскольку предметом изучения в теологии является не человек как таковой, а его отношение к Богу. В данном разделе рассмотрим основные субстанции человека и природу того, что мы называем его душой.

А. Основные субстанции человека. Существуют две точки зрения на число субстанций, определяющих природу человека.

1. Дихотомическая точка зрения. Согласно этой точке зрения, человек состоит из двух и только двух составляющих: тела и души, или духа. Такая точка зрения находится в полной гармонии с осознанием человеком того, что он состоит из материального и духовного элементов. Эта точка зрения подтверждается и Писанием, из которого следует, что человек состоит из «тела и души» (Матф. 6:25; 10:28); или «тела и духа» (Екк. 12:7; I Кор. 5:3,5). Два слова «душа» и «дух» не обозначают два различных элемента человека, а служат для обозначения его единой духовной сущности. Дихотомическая точка зрения отчетливо подтверждается следующим: (а) разделами Библии, из которых ясно видно, что человек состоит только из двух субстанций

(Рим. 8:10; I Кор. 5:5; 7:34; II Кор. 7:1; Ефес. 2:3; Кол. 2:5); (б) описанием смерти, которая иногда представляется как отделение души (Быт. 35:18; III Цар. 17:21; Деян.

15:26) или как отделение духа (Пс. 30:6; Лук. 23:46; Де-ян.7:59); (в) тем, что нематериальный элемент усопших в одних случаях определяется как «душа» (Откр. 20:4), а в других как «дух» (I Петр. 3:19; Евр. 12:23). Эти два термина используются, чтобы определить духовное начало человека с двух различных точек зрения. Слово «дух» в этом контексте рассматривается как движущее начало жизни и деятельности, которое контролирует тело, тогда как слово «душа» относится к личностному элементу в человеке, который думает, чувствует, желает, а в некоторых случаях как к месту, которое является источником эмоций (Быт. 2:7; Пс. 61:2; 62:2; 102:1,2).

2. Трихотомическая точка зрения. Параллельно с дихотомической существует точка зрения, согласно которой человек состоит из трех субстанций: тела, души и духа.Эта концепция, получившая развитие в работах некоторых немецких и английских теологов, основана, однако, не на Писании; ее истоки лежат в древнегреческой философии. Сторонники этой концепции не имеют единого мнения относительно природы души и ее отношения к телу и духу. Одни рассматривают душу как главную составляющую животной жизни человека, а дух — как главную составляющую его рациональной и нравственной жизни. Мнение же других заключается в том, что душа является промежуточным звеном между телом и духом. Авторы этого подхода усердно искали поддержку в Библии, особенно в таких ее разделах, как I Фес. 5:23 и Евр. 4:12. Однако эти разделы не поддерживают точки зрения, что человек состоит из тела, души и духа.

Действительно, в первом разделе Павел говорит о «духе, душе и теле», но это отнюдь не означает, что он считает их тремя различными субстанциями, а не тремя различными аспектами человека. Когда Иисус говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим» в Матф. 22:37, — Он не имеет в виду три различные субстанции. Приведенные слова используются только для того, чтобы подчеркнуть, что имеется в виду человек в целом. Более того,из раздела Евр. 4:12 не следует делать вывод, что Слово Божие обращается отдельно к душе и духу, что естественно бы подразумевало существование двух различных субстанций; в действительности же речь идет об обращении к двум различным аспектам человека, его мыслям и намерениям его сердца.

Б. Происхождение души в отдельном человеке. Существуют три теории относительно происхождения души в отдельном индивидууме.

1. Преэкзистенцианизм. Сторонники этой точки зрения считают, что души людей существовали в некоем предсо-стоянии и что пребывание их в этом предсостоянии ответственно за их состояние сейчас. По мнению сторонников преэкзистенцианизма, это позволяет естественным образом объяснить, что все люди рождаются грешниками. Однако в настоящее время этот подход почти не встречает поддержки.

2. Традуцианизм. Согласно традуцианизму, душа человека зарождается вместе с его телом и поэтому передается от родителей детям. Эта точка зрения, считают ее сторонники, находит поддержку в Писании в том утверждении, что Бог почил от творения после того, как Он создал человека (Быт. 2:2), в том, что Библия ничего не говорит о создании души Евы (Быт. 2:23; I Кор. 11: 8) и что потомки находятся во чреслах их отцов (Быт. 46:26; Евр. 7:9,10). Более того, эта точка зрения как будто поддерживается: (а) аналогией с животным миром, в котором по наследству передаются душа и тело; (б) фактами наследования интеллектуальных и семейных качеств, которые, как это достаточно очевидно, принадлежат не телу, а душе;

(в) наследованием качеств нравственной несостоятельности или греха, которые, конечно же, являются свойствами души, а не тела.

Традуцианизм, однако, имеет ряд слабых сторон: (а) утверждение, что родители являются, в некотором смысле, творцами души ребенка, или предположение, что душа родителей может разделяться на несколько душ, противоречит не только библейской доктрине, но и основному положению психологии, согласно которому душа не допускает никакого деления; (б) утверждение, что после окончания творения Бог действует только в качестве посредника, не является обоснованным: в труде по искуплению и чудесах Бог действует непосредственно; (в) безгрешность Иисуса: если исходить из того, что как тело, так и душу Он получил от грешной Марии, отстаивать эту безгрешность очень трудно.

3. Креацианизм. Теория креацианизма утверждает, что душа каждого человека есть непосредственное создание Бога, результат прямого акта творения, время которого мы не можем точно определить. В этой теории предполагается, что душа была сотворена невинной, но она стала грешной еще до рождения за счет вхождения в тот грех, которым опутано человечество. Эта теория находится в большей гармонии с Писанием, чем предыдущие, поскольку Библия всегда исходит из положения, что тело и душа являются различными субстанциями (Екк. 12:7; Ис. 42:5; Зах. 12:1; Евр. 12:9; Чис. 16:22). Более того, эта теория больше согласуется с природой человеческой души, чем традуци-анизм, поскольку креацианизм более бережно относится к духовной и поэтому невидимой части человеческой души. И наконец, креацианизм избегает несоответствия доктрине Христа, свойственного традуцианизму, поскольку не противоречит безгрешности Иисуса. Это, однако, не означа-ет.что креацианизм выше критических замечаний. Теория креацианизма не позволяет объяснить воспроизводство умственных и нравственных качеств родителей в детях, приписывает животным больше возможностей в передаче наследственных факторов, чем людям. И наконец, в этой теории имеется опасность быть понятой так, что Бог, хотя бы частично и косвенно, ответствен за грех, поскольку душа, будучи сотворена невинной, затем попадает в условия, которые неизбежно совратят ее. Тем не менее, эта теория, несмотря на отмеченные несовершенства, является более предпочтительной, чем предыдущие.

Вопросы для самопроверки В чем суть дихотомической точки зрения на основные элементы человеческой природы? Каким образом эта точка зрения обосновывается в Писании? В чем суть трихотомической точки зрения? Какие аргументы из Писания используются в три-хотомической точке зрения для обоснования ее правоты? Какие возражения выдвигаются против трихотомической точки зрения? Какие теории о происхождении души человека Вы знаете? Каковы основные положения теории преэкзистенцианизма? Каковы основные положения теории традуцианиз-ма? Какие аргументы могут рассматриваться, как подтверждающие правоту этих теорий? Какие возражения выдвигаются против этих теорий? В чем суть теории креацианизма? Какие аргументы говорят в пользу этой теории? В чем суть возражений против теории креацианизма?

ЧЕЛОВЕК КАК ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОГА и ЗАВЕТ ПОСЛУШАНИЯ

Обсуждение нравственного и духовного состояния человека очень важно начать с рассмотрения его первоначального положения. Особую актуальность при данном обсуждении приобретают два аспекта: человек как подобие Бога и человек в завете послушания.

А. Человек как образ и подобие Бога.

1. Писание о человеке как носителе образа Бога. Согласно Библии,человек является венцом творения рук Бо-жиих и его слава состоит в том, что он создан по образу Бога и Его подобию (Быт. 1:26,27). В свое время были сделаны попытки резко разграничить термины «образ» и «подобие». Некоторые теологи придерживались мнения, что термин «образ» относится к телу, а термин «подобие» к душе. Августинцы считали, что интеллектуальные и нравственные качества человека являются факторами души. Римская католическая церковь понимает под термином «образ» проявление качеств, которыми природа наделила человека, а под термином «подобие» — проявление качеств, которыми человек был одарен сверхъестественным путем, т.е. те качества, которыми он был одарен в своей первоначальной праведности. Однако, возможно, термины «образ» и «подобие» используются просто как синонимы, отражающие одну и ту же сущность, но с несколько различных точек зрения. Это достаточно ясно видно из следующих разделов Библии: Быт. 1:26,27;5:1; 9:6; I Кор. 11:7; Иак.

3:9. Слова «по нашему подобию» в Быт. 1:26, вероятно, служат для того, чтобы подчеркнуть, что «образ» очень похож или очень подобен. Доктрина сотворения человека по образу Божию имеет огромное значение, поскольку это наиболее важный отличительный признак человека как от животных, так и от других объектов творения. Насколько мы знаем, даже ангелы не удостоены столь высокой чести и не являются носителями образа Бога в том смысле, в котором удостоен этого человек.

2. Исторические концепции образа Бога в человеке. Мы выделим три наиболее важные исторические концепции образа Бога в человеке.

Точка зрения римской католической церкви. Римская католическая церковь исходит из того , что Бог при творении одарил человека духовностью, свободой воли и бессмертием тела. Эти качества определяют и образ Бога. Однако у человека была также подверженность низменным инстинктам и страстное желание восстать против высших сил, которые определяют разум и совесть. Эта подверженность сама по себе не является грехом, но становится им, как только воля оказывается побежденной и тенденция становится добровольным деянием. Для того чтобы помочь человеку контролировать свои низкие инстинкты, Бог одарил его также сверхъестественным даром, который называется первоначальной праведностью. Римская католическая церковь считает, что именно этим определяется подобие человека Богу.

Лютеранская точка зрения. В лютеранской доктрине отсутствует единая точка зрения на содержание термина «образ Бога». Превалирующим является, однако, мнение, что термин «образ Бога» проявляется в духовных качествах, которыми человек был одарен при акте творения и которые называются первоначальной праведностью. Этими качествами являются истинное знание, праведность и святость. Такое толкование термина «образ Бога» не позволяет до конца осознать истинную природу человека, которая проявляется, с одной стороны, в отличии его от животных, а с другой стороны, в отличии его от ангелов. Если «образ Бога», состоящий из истинного знания, праведности и святости, составляет суть человека, то возникает естественный вопрос: как может человек потерять этот образ (а он это сделал, совершив грех) и все-таки оставаться человеком? И далее, если образ Бога, понимаемый таким образом, определяет суть человека, в чем же разница между людьми и ангелами, которые также являются носителями этих духовных качеств?

Реформатская точка зрения. Реформатская точка зрения на термин «образ Бога» является более всеобъемлющей, чем точка зрения римской католической церкви и лютеран. Согласно реформатской точке зрения, следует различать термины «образ» в ограниченном и более широком смысле этого слова. В ограниченном смысле термин «образ Бога» включает такие духовные качества, с которыми человек появился в результате творения, т.е. истинное знание, праведность и святость. То, что эти качества принадлежат образу Бога, следует из посланий Ефес. 4:24 и Кол. 3:10. Образ Бога во всеобъемлющем смысле этого слова включает такие качества, как духовность, разумность, нравственность и бессмертие тела, но не как материальной субстанции, а как вместилища души. Эти качества определяют превосходство человека над более низкими творениями. Отметим, что Писание связывает это превосходство непосредственно с подобием человека образу Божию (Быт. 1:26). Именно благодаря тому, что человек подобен образу Божию в широком смысле этого слова, он, даже после того как потерял образ Божий в ограниченном смысле этого слова, может продолжать называться носителем образа Бога (Быт. 9:6; I Кор. 11:7; 15:49; Иак. 3:9).

Б. Человек в завете о послушании. Естественная связь между Богом и человеком была дополнена договорным отношением, в котором Бог поставил будущее совершенство и счастье человека в зависимость от его послушания. Это договорное отношение получило название завета о послушании. .

1. Библейские доказательства завета о послушании.

Ввиду того что некоторые отрицают само существование завета о послушании, проанализируем его с точки зрения Писания. Библейские доказательства существования завета о послушании следующие:

Все элементы завета о послушании указаны в Библии,

и если это так, то мы не только имеем право, но и обязаны объединить и выделить их в единую доктрину и дать ей соответствующее название. Явно выделяются два участника соглашения — Бог и человек; имеется условие соглашения — условие послушания, которое Бог налагает на человека (Быт. 2:16,17); имеется также обещание — обещание вечной жизни. Вечная жизнь рассматривается как альтернатива смерти, явившейся в результате непослушания (Рим.

10:5 и Гал. 9:6), а также символизирует древо жизни (Быт. 3:22).

Параллель, которую проводит Павел в связи с грехопадением Адама и праведностью Христа (Рим. 5:12—21), может быть объяснена только в предположении, что Адам, подобно Христу, был главой завета о послушании. И поэтому, если мы разделяем вместе с Христом Его праведность, мы должны также разделить с Адамом его вину.

В Писании имеется раздел, в котором рассказывается, как Адам нарушил завет о послушании. В Ос. 6:7 мы читаем: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет»*. Эта цитата взята из текста перевода «Датской Библии». Однако в английском варианте Библии издания 1611 года, употребляемом в англиканских церквах, говорится: «Но они, подобно человекам, нарушили завет». Первый вариант, на наш взгляд, должен быть предпочтительнее, и, кроме того, его текст поддерживается в Иов. 31:33.

2. Составные элементы завета о послушании. Следующие составные элементы завета о послушании наиболее важны и должны быть выделены:

Договаривающиеся стороны. Договор всегда представляет соглашение между двумя сторонами. В случае завета послушания одной из договаривающихся сторон был триединый Бог, владыка всего сущего, связавший себя актом снисходительной милости — дать человеку при условии его послушания благословение вечной жизни и совершенное счастье. Другой договаривающейся стороной был Адам, представитель рода человеческого, абсолютно зависимый от Бога и не имеющий к Нему никаких претензий. Бог благосклонно разрешил Адаму во имя его и его потомков заключить завет о послушании, в котором предполагалась, как само собой разумеющееся, ответственность за неповиновение.

* В русском синодальном переводе звучит так же.

Обещания человеку в завете о послушании. Величайшим обещанием человеку в завете о послушании было не просто обещание продолжения естественного существования, а жизни в высшем смысле этого слова, жизни, поднятой до уровня вечного блаженства и славы. Хотя Адам был сотворен Богом в состоянии святости и не подпадал под действие закона о смерти, он еще не обладал всеми высочайшими привилегиями человека; он не был поднят выше того, чтобы совершать ошибки, грешить и умирать. Он также не обладал высочайшей степенью святости, не мог наслаждаться радостями жизни во всей ее полноте.

Условия завета. Обещания, данные человеку в завете о послушании, предполагали абсолютное и безусловное повиновение. Бог может требовать только абсолютного послушания. Требование к Адаму не есть плод с древа познания добра и зла, безусловно, было испытанием на абсолютное послушание. Все условия завета о послушании, по существу, сводились к одному вопросу, который необходимо было решить: будет ли человек безусловно повиноваться Богу или следовать велению собственного «Я».

Наказание за нарушение завета. Наказанием за нарушение завета о послушании была смерть в наиболее всеобъемлющем смысле этого слова — физическая, духовная и вечная. Идея смерти заключается не в прекращении существования, а в отделении от источника жизни и в появлении горя и скорби. Она включает в себя не только отделение тела от души, но также, и это самое главное, отделение души от Бога.

Таинства Писания. Имеются различные мнения, касающиеся таинств, содержащихся в завете о послушании. Хотя некоторые считают, что завет о послушании содержит два, три или даже четыре таинства, превалирующим является мнение, что единственным таинством завета является древо жизни. И, как нам кажется, именно наличие этого таинства находит подтверждение в Писании. Древо жизни, по всей вероятности, было определено символом и залогом, или печатью, жизни. Тогда слова Библии (Быт. 3:22) могут быть поняты, как относящиеся к таинству.

3. Действенность завета о послушании в настоящее

время. Арминианцы в семнадцатом веке поддерживали мнение, что завет о послушании был полностью аннулирован грехопадением Адама, вследствие чего его потомки полностью свободны от всяких обязательств по этому завету. В противоположность этому реформаты считают, что завет лишь частично утратил силу, а частично продолжает действовать до сих пор.

В каком смысле завет о послушании сохраняет свою силу в настоящее время. До сих пор остается в силе положение завета об абсолютном повиновении. Проклятие и наказание, которое должно постигнуть нарушителей этого положения завета, действенно в отношении тех, кто продолжает жить во грехе. И вознаграждение, обещанное Богом за послушание, также остается. Бог мог бы его забрать, но не забрал (см. Лев.18:5; Гал. 3:12). Очевидно, однако, что после грехопадения никто из людей не может соответствовать условиям завета.

В каком смысле завет о послушании потерял свою силу. Определенные обязательства этого завета потеряли свою силу для тех, кто живет по благодати. Это, однако, значит не то, что эти обязательства потеряли свою значимость, а лишь то, что Христос оплатил их своей кровью, искупив всех, кто в него верует. Более того, завет о послушании после грехопадения человека не может рассматриваться как путь, следуя по которому можно получить вечную жизнь.

Вопросы для самопроверки

Почему так важна доктрина об образе Бога в человеке? Одинаковые или различные понятия обозначают слова «образ» и «подобие»? В чем заключается точка зрения римско-католической церкви на образ и подобие Божие в человеке? Какова лютеранская точка зрения на образ Божий в человеке? Какие возражения вызывает эта точка зрения? В чем особенность реформатской точки зрения на образ Божий в человеке? Что понимается под образом Божиим в ограниченном смысле этого слова, в более широком смысле этого слова? Какие доказательства, касающиеся завета о послушании, имеются в Библии? Кто является участником этого завета? Каковы последствия, условия, наказания и таинства этого завета? В каком смысле завет о послушании сохранил свою силу, а в каком потерял ее?

ЧЕЛОВЕК В СОСТОЯНИИ ГРЕХА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГРЕХА

*

А. Происхождение греха. Проблема происхождения греха постоянно привлекает внимание мыслящих людей и ставит в тупик тех, кто пытается понять ее вне толкования Библии. Некоторые теологи пытались вообще уйти от нее, утверждая, что души людей грешны изначально и поэтому люди уже при рождении являются грешниками. Великий философ Иммануил Кант признавал существование врожденного зла в человеке, но не мог объяснить его происхождение. Эволюционисты пытаются объяснить наличие зла в человеке наследованием качеств, свойственных животному миру. Библия, однако, останавливает наше внимание на факте грехопадения человека. Согласно Библии, корень всего нравственного зла в мире лежит в грехе Адама — первого представителя рода человеческого.

1. Природа первородного греха. Причиной первородного греха стало вкушение Адамом и Евой плодов с древа познания добра и зла, что было строжайше запрещено Богом. Мы не знаем конкретно, что за дерево это было. Оно называлось «древо познания добра и зла»; возможно, оно предназначалось, чтобы установить: (а) будет ли будущее людей добрым или злым; (б) позволит ли человек Богу определять, что есть добро и что есть зло, или же будет пытаться это делать сам. Первый совершенный человеком грех позволил полностью выявить его сущность и природу: осуществив акт неповиновения, человек отказался отдать себя воле Бога и позволить Ему определять ход своей жизни. Он решил, что будет это делать самостоятельно. В рациональном плане в первом грехе проявилось неверие человека и его гордость; в волевом — желание быть подобным Богу; в эмоциональном — неблагочестивое удовольствие от вкушения запретного плода.

1. Обстоятельства совершения первого греха. Человек был соблазнен змеем, который посеял в его разуме семена сомнения, недоверия. Хотя целью змея было принудить Адама, главу одной из договаривающихся сторон завета о послушании, пасть, искуситель обратился все-таки к Еве, потому что она (а) не была главой одной из договаривающихся сторон завета о послушании и поэтому не имела должного чувства ответственности; (б) получила завет не непосредственно от Бога и потому была более восприимчива к заблуждению; и (в), как следствие этого, была наиболее эффективным орудием в руках змея против Адама. Говорящий змей для очень многих теологов всегда был большим камнем преткновения и часто придавал грехопадению человека двусмысленную интерпретацию. Однако из Писания отчетливо видно, что змей был всего лишь инструментом в руках сатаны, истинного искусителя Адама, точно так же, как люди и свиньи оказывались инструментом в руках Иисуса в дни Его служения (Иоан. 8:44; Рим. 16:20; II Кор. 11:3; Откр. 12:9).

2. Последствия первого греха. Следствием падения человека была потеря им образа Божия в ограниченном смысле этого слова, истинного знания Бога, праведности и святости. Более того, он был абсолютно лишен, т.е. лишен каждой частью своего тела, врожденной потребности, заложенной Богом, творить в любой форме духовное добро. Это изменение в истинном состоянии человека также нашло отражение в его осознании себя, чувстве осквернения, проявившемся в появлении стыда, чувстве вины, которое нашло свое выражение в страхе перед Богом. Кроме того, человек в самом полном смысле этого слова стал смертным

(Быт. 3:19; Рим. 5:12; 6:23), хотя окончательное исполнение этого приговора было отложено. И наконец, человек был изгнан из рая и изолирован от древа жизни, которое символизировало вечную жизнь в завете о послушании.

104

Б. Сущность греха. Существует много ошибочных концепций сущности греха, хотя истинная трактовка дается только в Писании. Подчеркнем основные моменты, касающиеся сущности греха, как это изложено в Писании.

1. Грех как специфическая форма зла. В настоящее время имеется тенденция подменять слово «грех» словом «зло». Но это плохая подмена. Хотя абсолютно справедливо, что всякий грех есть зло, утверждение, что всякое зло есть грех, далеко не всегда является справедливым. Например, болезнь является злом, но едва ли ее можно назвать грехом. Более того, современные тенденции говорить о зле, а не о грехе привели к тому, что некоторые стали рассматривать грех как болезнь или некое несовершенство, за которое человек не несет ответственности. Из Библии, однако, следует, что грех есть специфическая форма зла, а именно нравственная его форма, за которую человек несет прямую ответственность и которая подводит его под приговор о проклятии.

2. Абсолютность греха. С точки зрения этики, противопоставление добра злу является абсолютным и ничего промежуточного между ними нет.Такова же точка зрения Писания. Тот, кто не любит Бога всем сердцем, уже является носителем зла. Библия не признает нравственного нейтралитета. Она требует от падших стать праведными и очень часто приводит примеры праведных, впавших во зло. Однако в ней нет ни одного примера нейтрального отношения к добру и злу. Человек может быть либо прав, либо не прав (Матф. 10:32,33; 12:30; Лук. 11:23; Иак. 2:10).

3. Грех всегда имеет отношение к Богу и Его воле.

Некоторые современные теологи настаивают на интерпретации греха через призму социальных условий. Грех есть, по их мнению, неправедность по отношению к согражданам. Но такая точка зрения не является правильной, ибо неправедность не может быть названа грехом только потому, что она противоречит воле Божией. Грех можно определить как несогласие с законом Божиим, что абсолютно несовместимо с требованием о безоговорочной любви к Богу. Совершенно очевидно, что Писание рассматривает грех только во взаимосвязи с Богом и это находит свое отражение либо в законе, заложенном в нашем сердце, либо в заветах, оставленных нам Моисеем (Рим.1:32; 2:12—14; 4:15; 5:13; Иак. 2:9,10; I Иоан. 3:4).

4. Грех включает в себя как вину, так и осквернение.

Грех есть прежде всего вина, т.е. нарушение закона,за которое согрешившие должны нести наказание от праведного Бога. Однако имеются люди, которые отрицают, что грех включает в себя вину, хотя такому отрицанию противоречат как предупреждение, которое получает грешник, так и наказание, которое за этим следует, а также прямые указания Писания, такие, как Матф. 6:2; Рим. 3:19; 5:18; Ефес. 2:3. Грех есть также осквернение, внутреннее разложение, которому подвержен каждый грешник. С осквернением всегда связано чувство вины. Каждый из нас, виновный в грехе Адама, только появившись на свет, уже несет на себе печать осквернения. Об осквернении грехом четко сказано в Библии (Иов. 14:4; Иер. 17:9; Матф. 7:15—20; Рим. 8:5-8; Ефес. 4:17—19).

1. Грех находится в сердце. Грех находится в сердце человека, которое, в соответствии с Писанием, является центральным органом души и источником жизни (Прит. 4:23). Именно из сердца влияние греха распространяется на интеллект, волю, эмоции, короче говоря, на всего человека, включая его тело (Прит. 4:23; Иер. 17:9; Матф. 15:19,20; Лук. 6:45, Евр. 3:12).

2. Грех проявляется не только с внешней стороны. В противоположность пелагианцам и полупелагианцам следует подчеркнуть, что грех имеет не только внешнюю сторону, но и внутреннюю, которая включает грешные привычки и обычаи, а также грешное состояние сердца. Грешное состояние является базой для грешных привычек, а грешные привычки ведут к грешным деяниям. То, что злые мысли, чувства, намерения в сердце должны рассматриваться как грешные, следует из таких мест, как (Матф. 5:22,28; Рим. 7:7; Гал. 5:17,24.

В. Не соответствующие Писанию точки зрения на грех. Кроме изложенной, имеются и другие, хотя и не соответствующие Писанию, точки зрения на природу и сущность греха. На некоторых из них мы кратко остановимся.

1. Пелагианская точка зрения. Пелагианцы не принимают изложенную концепцию природы греха и поэтому не разделяют мнения о том, что каждый человек рождается грешным. Их концепция зиждется на том, что Адам был создан и каждый из его потомков рожден в состоянии нравственной нейтральности, т.е. не абсолютно хорошим и не абсолютно плохим. Грех есть результат свободного выбора каждого человека. Никто не будет грешить, если только он этого не хочет. Не существует таких понятий, как грешная природа, грешный характер или грешные наклонности. Грех состоит в преднамеренном выборе зла; этот выбор является абсолютно свободным, точно так же, как абсолютно свободным является выбор добра.

2. Точка зрения римской католической церкви. Согласно точке зрения римской католической церкви, первоначальная греховность проявляется в отсутствии праведности, которая сверхъестественным образом была дана человеку. Отсутствие праведности является состоянием, антагонистичным Богу, и поэтому является состоянием греха. В действительности же грехом называются именно действия человека в результате его свободного выбора. Наклонности, желания и эмоции, которые лежат в основе греховного деяния, могут иметь греховную природу и способствовать совершению греха, но не могут сами по себе называться грехом в строгом смысле этого слова.

3. Точка зрения эволюционистов. В современной либеральной теологии точка зрения эволюционистов на грех очень популярна, хотя не всегда является однозначной. Эта точка зрения была достаточно хорошо представлена в работах Теннанта. Согласно Теннанту, у человека имеется много врожденных качеств, унаследованных им от животных. Эти качества сами по себе не являются греховными, но могут проявиться как грех при некоторых условиях. В человеке имеется постоянно развивающееся чувство нравственности, подавляющее животные качества, однако, если человек будет уступать им, несмотря на останавливающий голос совести, он совершит грех. Поэтому грех состоит в том, что человек как нравственное существо позволяет себе жить по воле чувств и страстей, в основе которых лежат

животные инстинкты, не стремясь к преодолению их своей духовной силой.

Вопросы для самопроверки Какова точка зрения Библии на природу греха? Какие другие точки зрения вы знаете? Что такое первородный грех? Почему дерево, о котором идет речь в Библии, называется «древом познания добра и зла»? Какие элементы можно выделить в первом грехе? Почему искуситель избрал своим объектом Еву? Можете ли Вы доказать, что именно сатана в действительности был искусителем Евы? Каковы последствия первого греха? Почему было бы неправильно подменять слово «грех» словом «зло»? Может ли человек занимать нейтральную позицию, т.е. быть одновременно ни добрым, ни злым? Можно ли интерпретировать грех как нечто связанное только с человеком? Как можно доказать, что грех предполагает чувство вины? Где сосредоточены источники греха в человеке? Как можно доказать, что грех состоит не только из действий, которые видны всем? Какова точка зрения пела-гианцев, римской католической церкви и эволюционистов на грех?

ГРЕХ В ЖИЗНИ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

*

А. Связь между грехом Адама и греховностью рода человеческого. Пелагианцы отрицают существование какой-либо связи между грехом Адама и греховностью рода человеческого. Ранние арминианцы утверждали, что хотя человек унаследовал свою греховность от Адама, однако он не несет ответственности за его грех; в то же время их последователи, или веслианские арминианцы, допускают,что врожденная греховность человека включает в себя и чувство вины. Можно выделить три различных подхода к объяснению связи между грехом Адама и греховностью рода человеческого.

1. Реалистическая теория. Исторически первым из трех выделенных подходов является реалистическая теория. Согласно этой теории, Бог первоначально создал единую человеческую сущность, которая с течением времени разделилась на столько частей, сколько людей живет в мире. Адам был единственным обладателем этой человеческой сущности, и поэтому, вследствие греха Адама, каждая отдельная часть этой единой сущности впоследствии стала также греховной и нечистой. Эта теория не объясняет, почему мы ответственны только за первородный грех Адама, а не за все остальные его грехи, которые совершались той же человеческой сущностью, всеми нашими предками. Эта теория также не дает ответа на вопрос, почему Христос не нес ответственности за грех Адама, хотя Он нес в Себе ту же человеческую сущность, которая согрешила в Адаме.

2. Теория непосредственной ответственности (завет о послушании). Согласно этой теории, Адам находился в двойственном отношении к своим потомкам. Он был не только первым из рода человеческого, его праотцем, но,

в соответствии с заветом о послушании, был также его первым представителем и главой. Поэтому, когда он согрешил, вина за его грех распространилась на всех тех, кого он представлял; и, как следствие этого, все они рождаются в состоянии греховности. Эта теория объясняет, почему род человеческий ответствен только за тот грех, который Адам совершил, будучи его представителем и главой, и не несет ответственности за грехи своих предков, и почему Христос, который не является потомком Адама, не разделяет его вину.

3. Теория опосредованной ответственности. Эта теория покоится на утверждении, что вина за грех, совершенный Адамом, распространяется на его потомков не прямо, а опосредованно; вина за богоотступничество Адама передается из поколения в поколение в процессе естественного воспроизводства. Потомки Адама греховны не потому, что Адам их праотец, а потому, что они рождаются грешными в процессе воспроизводства поколений. Если бы эта теория была последовательной, то она должна была бы утверждать, что каждое последующее поколение наказывается за грехи всех предыдущих поколений. Более того, утверждая, что наша нравственная несостоятельность вменяется нам как грех, теория опосредованной ответственности явно подразумевает, что нравственная несостоятельность не была бы виной, если бы она не была нам вменена. Однако не существует нравственной несостоятельности, которая не являлась бы виной и которая не делала бы человека подлежащим наказанию.

Б. Грех первородный и грех действительный. Обычно принято различать грех первородный и грех действительный.

1. Первородный грех. Благодаря своей связи с Адамом, все люди после его грехопадения рождаются в греховном состоянии. Это состояние называется первородным грехом и является первопричиной всех действительных грехов, которые делают человеческую жизнь недостойной. Перво-родый грех состоит из двух элементов:

Первоначальной вины. Первоначальная вина предполагает ответственность, которую несем мы, потомки Адама, за его грехопадение. Это означает, что состояние, в котором мы рождены, есть состояние преднамеренного нарушения закона и, следовательно, мы подлежим наказанию. Арми-нианцы в семнадцатом столетии, как адвокаты современных либеральных теологов, отрицали, что первородный грех включает в себя и первоначальную вину. Однако эти утверждения не согласуются с Библией (Рим. 5:12—19; Ефес. 2:3).

Первоначального осквернения. Потомки Адама не только несут на себе груз первоначальной вины, но также наследуют связанное с его грехопадением нравственное осквернение. Они не только лишены первоначальной праведности, но также наследуют и склонность ко греху. Первоначальное осквернение может рассматриваться с двух точек зрения:

• Как абсолютная порочность. Это вовсе не означает, что каждый человек плох настолько, насколько он может быть плох, и не может совершать ничего хорошего ни в каком смысле этого слова, не имеет никакого чувства восхищения истинным, хорошим и прекрасным; это лишь значит, что врожденная испорченность пронизывает каждый уголок человеческой натуры, что в нем отсутствует духовное начало, которое было бы благим по отношению к Богу, что доминирующей в нем является нравственная распущенность. Абсолютная порочность человека отрицается пела-гианцами, социнианцами и ранними арминианцами, но о ней очень явно говорится в Писании (Иоан. 5:42; Рим. 7:18,23; 8:7; II Кор. 7:1; Ефес. 4:18; II Тим. 3:2—4; Тит.

1:15; Евр. 3:12).

• Как абсолютная неспособность быть благочестивым. Теологи-реформаторы в основном поддерживают точку зрения, согласно которой грешник способен (а) совершать повседневные добрые дела; (б) быть праведным и справедливым гражданином; (в) поддерживать внешнюю сторону религиозности. Он может совершать действия и проявлять чувства, которые заслуживают искреннего одобрения и благодарности от сограждан и даже в некоторой степени заслуживать одобрение Божие. Однако, если эти действия рассматривать во взаимосвязи с Богом, они оказываются абсолютно недостаточными, поскольку не обусловлены любовью к Богу и Его волей. Более того, человек не может заменить свою греховность на любовь к Богу и даже приблизиться к такой замене. Эта точка зрения поддерживается во многих местах Библии (Иоан. 1:13; 3:5; 6:44; 8:34; 15:4,5; Рим. 7:18,24; 8:7,8; I Кор. 2:14; II Кор. 3:5; Ефес. 2:1,8—10, 3:9—11; Евр. 11:6).

2. Действительный грех.

Отличие действительного греха от первородного. Выражение «действительный грех» обозначает не только грехи, имеющие внешнее проявление, но также все мысли и желания, ведущие свое начало от первородного греха. Действительный грех — это такой грех, который человек может совершить, однако этот грех не является качеством его внутренней натуры и склонностей. В отличие от первородного греха, проявления действительного греха многообразны. Это могут быть грехи внутренней жизни, такие как гордость, зависть, ненависть, сексуальные вожделения и злые намерения; или же грехи внешней жизни, такие как обман, воровство, убийство, прелюбодеяния и т. д. Хотя вопрос о первородном грехе вызывал и до сих пор продолжает вызывать возражения, существование действительного греха никогда и никем не оспаривалось. Тем не менее в настоящее время многие отрицают, что действительный грех представляет собой вину, и, таким образом, закрывают глаза на предосудительный характер греха.

Непростительный грех. В Библии неоднократно говорится о грехе, который не может быть прощен, не может быть забыт сердцем, и за прощение которого нельзя даже молиться (Матф. 12:31,32; Марк. 3:28—30; Лук. 12:10; Евр. 4:4—6; 10:26,27; I Иоан. 5:16). Этим грехом является святотатство, т.е. хула на Святого Духа, и заключается оно в сознательном, злобном и преднамеренном непринятии свидетельств Святого Духа относительно проявления милости Божией в лице Иисуса Христа и в приписывании ее в злобе и ненависти князю тьмы. Этот грех предполагает, что люди, совершающие его, достаточно хорошо знают правду, силу и вдохновение Святого Духа и абсолютно убеждены в своей интеллектуальной правоте. Таким образом, этот грех состоит не просто в сомнениях относительно истины или простом ее отрицании, а в таком противостоянии ей, которое идет вразрез с разумом и совестью. Этот грех непростителен не потому, что связанная с ним вина превосходит заслуги Христа или совершающий этот грех выводит себя за пределы обновляющей силы Святого Духа, а потому, что он исключает всякое раскаяние и уничтожает совесть. Поэтому мы можем ожидать, что совершившие этот грех будут питать ненависть к Богу, открыто не повиноваться Ему и всему тому, что является божественно святым, не будут заботиться о своей душе и будущей жизни. И именно потому, что этот грех исключает всякое раскаяние, мы можем быть абсолютно уверены: все, кто боится, что совершит такой грех, никогда его не совершат.

В. Универсальность греха. И Писание и опыт учат, что грех универсален. Этого не отрицают даже пелагианцы, хотя приписывают грех таким внешним факторам, как дурное окружение, плохие примеры или образование. Однако, согласно Писанию, объяснение греха лежит в падении Адама и перенесении вины на всех его потомков. Правильность этой точки зрения может быть доказана следующим:

•Универсальность греха находит непосредственное подтверждение в Писании. Наиболее важными в этом отношении являются места: III Цар. 8:46; Пс. 142:2; Прит. 20:9; Екк. 7:20; Рим. 3:1—12,19,20,23; Гал. 3:22; Иак. 3:2;1 Иоан. 1:8,10.

•Писание учит, что грех есть наследие человека с момента рождения и поэтому присутствует в человеческой натуре так рано, что его невозможно рассматривать, как результат подражания (Пс. 50:7; Иов. 14:4; Иоан. 3:6).

•Смерть как наказание за грех постигает даже тех, кто никогда не делал осознанного выбора (Рим. 5:12—14). Из того факта, что умирать могут и младенцы, остается предположить, что грех присутствует в нас даже до начала момента нравственного осознания.

•Согласно Писанию, все люди находятся под проклятием и поэтому нуждаются в искуплении, которое они могут найти в Иисусе Христе, и дети не являются исключением из правила. Это следует из мест, уже процитированных на с. 113, а также из Иоан. 3:3,5; Ефес. 2:3; I Иоан. 5:12. Все люди нуждаются в возрождающей силе Святого Духа, ведущего нас к спасению.

Вопросы для самопроверки

Какие мнения о связи между грехом Адама и его потомками Вы знаете? В чем суть реалистической теории и каковы возражения против нее? Как понимается в завете послушания связь между грехом Адама и нашей греховностью? Каковы достоинства этого подхода? Как понимается решение этой проблемы в теории опосредованной ответственности и какие возражения имеются против предлагаемого подхода? Что есть первородный грех и каковы его составляющие? Как нужно понимать абсолютную испорченность человека? Как нужно понимать неспособность человека быть благочестивым? Что есть действительный грех? Чем действительный грех отличается от первородного? В чем суть непростительного греха? Имеются ли обоснованные сомнения относительно универсальности греха и какие точки зрения на этот счет существуют? Каково отношение Библии к существующим точкам зрения относительно универсальности греха?

ЧЕЛОВЕК В ЗАВЕТЕ БЛАГОДАТИ

ЗАВЕТ ОБ ИСКУПЛЕНИИ

*

Завет об искуплении представляет собой соглашение между Богом Отцом как представителем Троицы и Сыном, представляющим вверенный Ему народ, в котором Сын берет на Себя долги тех, кого Отец дал Ему, а Отец обещает Сыну все необходимое для искупительной работы. Это соглашение является основой завета благодати. Если бы не было завета об искуплении, не могло бы быть и речи о каком-либо соглашении между Богом и грешником. Только завет об искуплении сделал возможным завет о благодати.

А. Библейские свидетельства, касающиеся завета об искуплении. Завет об искуплении часто называется заветом мира, что следует из Зах. 6:13. Доктрина этого завета имеет в Писании следующие обоснования.

•Из Писания отчетливо видно, что план об искуплении был включен в вечный закон, или завет, Бога (Ефес. 1:4; 3:11; II Фес. 2:13; II Тим. 1:9; Иак. 2:5; I Петр. 1:1—2, а также и другие места Библии)..

•В некоторых темах подчеркивается, что план Бога о спасении грешников имеет характер завета. Христос говорит об обещаниях, которые были даны Ему до Его пришествия, и неоднократно ссылается на поручения, полученные от Отца (Иоан. 5:30,43; 6:38—40; 17:4—12). Более того, в Рим. 5:12—21 и в I Кор. 15:22 Он явно представлен как глава этого завета. С этой точки зрения, параллель между Адамом и Христом не вызывает сомнений.

•Элементы этого завета имеются во многих местах Писания, а именно в Пс. 2:7—9, где говорится о сторонах соглашения и указываются их обязательства (ср. Деян.

. 13:33; Евр. 1:5; 5:5). В теме Пс. 39: 7—9 (ср. Евр. 10:5—7) Мессия выражает свою готовность исполнить волю Отца и быть принесенным в жертву за грехи. Христос неоднократно говорит о миссии, которую отец возложил на него (Иоан. 17:5,6,9,24; ср. также Филип. 2:9—11), и ссылается на награду, которую Он получит от Отца.

•В тексте Ветхого Завета имеется два места, которые связывают идею завета непосредственно с Мессией, а именно Пс. 88:4 и Ис. 42:6, которые ссылаются на слугу Господа. Анализ показывает, что этот слуга не просто народ израильский. Более того, имеются места, в которых Мессия говорит о Боге, как о его Боге (Пс. 21:2,3; Пс. 39:9).

Б. Сын в завете об искуплении. Необходимо подчеркнуть несколько моментов, связанных с ролью и деятельностью Христа в завете об искуплении.

1. Официальная позиция Христа в завете.Христос является как поручителем , так и главой завета об искуплении. В Евр. 7:22 Он называется «поручителем». Под поручителем понимается лицо, которое берет перед законом на себя долги и обязательства другого. Христос встал на место грешника и принял на Себя его грех, понес необходимое наказание и, таким образом, выполнил требования закона по отношению к Своему народу. Встав на место грешника, Он стал вторым или даже последним Адамом и в этом качестве является главой завета, представителем всех тех, кого Отец дал Ему.

2. Завет об искуплении был для Христа заветом о послушании. Завет об искуплении есть вечный фундамент завета о благодати и образец деяния для грешников. Но для Христа завет об искуплении скорее представляет завет о послушании, а не завет о благодати, и подразумевает, что вечная жизнь может быть получена только выполнением законов этого завета. Как последний Адам, Христос получает вечную жизнь в качестве награды за послушание, а вовсе не как дар незаслуженной милости.

3. Служение Христа в завете ограничено предопределением. Завет об искуплении иногда путают с законом о предопределении, хотя они не являются идентичными. За-

116 кон о предопределении определяет тех, кому предначертано быть наследниками вечной славы Христа, тогда как завет об искуплении указывает путь, на котором милость и слава ожидают грешников. Логически предопределение предшествует завету об искуплении, потому что поручительство Христа в завете конкретно, а не универсально. Христос берет на Себя спасение только тех, кого поручил ему Отец.

4. Завет об искуплении и использование таинств Христом. Христос использовал таинства как из Ветхого, так и Нового Заветов. Ясно, что они не могли означать для Него то же, что и для верующих; они не могли быть для него знаками спасительной милости или знаками укрепления веры. По всей вероятности, они были для него знаками завета об искуплении и Он использовал их в официальном качестве представителя Своего народа. На нем лежало бремя Его народа, и таинства могли означать для Него снятие этого бремени и выполнение обещаний Отцу. Они могли также служить укреплению Его веры в тех случаях, когда дело касалось Его человеческой природы, так как Он был призван в качестве Посредника действовать в соответствии с верой.

В. Условия и обещания завета об искуплении.

1. Условия. Как перед поручителем и главой вверенного Ему народа Отец поставил перед Сыном следующие условия:

• должен постигнуть человеческую природу через рождение женщиной, постигнуть ее вместе со всеми слабостями, исключая грех (Гал. 4:4,5; Евр. 2:10,11,14,15; 4:15).

• должен находиться под действием закона, для того чтобы быть наказанным за грех и заслужить вечную жизнь для избранных (Пс. 39:9; Матф. 5:17,18; Иоан. 8:29; 9:4,5).

• должен передать Свои заслуги вверенному Ему народу, возродив его, ведя его к обращению и давая ему веру, очищая его от порока посредством Святого Духа и, таким образом, отдавая освящение жизни вверенных Ему людей Богу (Иоан. 16:13—15; 17:19—22).

2. Обещания. Основные обещания Отца, данные Сыну, сводились к следующему:

•Тело, которое Он приготовит Сыну, не будет запятнано грехом ( Евр. 10:5), а помазание даст безмерную силу духа для выполнения мессианских обязанностей (Ис. 42:1,2; 61:1; Иоан.З:34).

• будет постоянно поддерживать Сына во всех Его деяниях, помогая, таким образом, уничтожению сатаны и утверждению царства Божия (Ис. 42:6,7; Лук. 22—43).

• вырвет Его у сил смерти и вознесет Его, посадив по правую руку на небесах, вверяя Ему всю силу власти на небесах и земле (Пс. 15:8—11; Деян. 2:25—28; Филип. 2:9—11).

•Как награду за выполненное поручение Он даст Ему возможность послать Святой Дух для формирования через возрождение и посвящение Его духовного тела, а также для наставления, руководства и защиты Церкви (Иоан. 14:26; 15:26; 16:13,14).

•Он сделает так, что посредством Святого Духа все, кто будет дан Ему, придут к Нему и никто не будет потерян (Иоан. 6:37,39,40,44,45).

•Огромное количество людей, такое, что даже никто не сможет сосчитать его, будет участвовать в искуплении, так что царство Мессии охватит все народы земли (Пс. 21:28; 71:17).

•Результат великолепной работы по искуплению представит людям и ангелам все великолепие божественного совершенства, и слава Господа засияет еще ярче (Ефес. 1:6,12,14).

Вопросы для самопроверки

В чем суть завета об искуплении? Как завет об искуплении соотносится с заветом благодати? Под какими другими названиями известен завет об искуплении? Какие свидетельства, касающиеся завета об искуплении, Вы можете привести из Писания? Каков официальный статус Христа в завете об искуплении? Является ли этот завет для Христа заветом о послушании или заветом благодати? Кого Христос представляет в этом завете? В чем состояла значимость таинств, используемых Христом? Какие условия поставил Отец перед Христом в завете об искуплении? Какие обещания Он дал Сыну?

ЗАВЕТ БЛАГОДАТИ

Основываясь на завете об искуплении, Бог предложил завет благодати, завет о дружбе с человеком, по которому благословения искупления нисходит на грешника. Рассмотрим основные элементы завета благодати более подробно.

А. Договаривающиеся стороны. Бог является первой договаривающейся стороной в завете благодати, стороной, которая берет на себя всю инициативу договора и милостиво определяет, в каком отношении вторая договаривающаяся сторона будет находиться к Нему. В этом договоре Бог предстает как милостивый и всепрощающий Отец, желающий простить грех и вернуть грешников в лоно Свое. Хотя в общем не так-то просто определить вторую сторону договора, можно сказать, что Бог, предлагая соглашение падшему, не подразумевал включение в этот договор всех.

Тем не менее надо учесть, что в договоре были особые условия. Некоторые считают, что Бог заключил договор с Авраамом и его семенем и, конечно же, с его духовными наследниками — с верующими и их семенем. Однако большинство полагает, что Бог вошел в договорные отношения с избранными грешниками. Чтобы более четко осветить вопрос, необходимо отметить следующее:

1. Завет благодати как договор о дружбе и вечной жизни. Завет благодати может рассматриваться как цель, которую Бог имел в виду в завете об искуплении, как высшая духовная сущность, которую Он реализует на протяжении всей истории посредством Слова и силы Святого Духа, которая, в конечном счете, восторжествует во всем своем совершенстве. Завет утверждает отношения дружбы между Богом и человеком, приобщение к Богу и возрождение, предоставляет условия для усиления духовной жизни.

Обещания Бога, данные в этом завете, становятся основой веры, а обещанная благодать достигает своего расцвета. Если рассматривать завет с этой точки зрения, то, видимо, имеется только одна возможность для определения другого участника договора, а именно: другим участником договора могут быть только избранные. И тогда наступает благословенное согласие между Богом и избранным грешником, в котором Бог отдает Себя со всей благодатью спасения избранному грешнику, а тот отвечает ему безграничной верой и любовью. Примером реализации этой центральной идеи завета является Авраам, на которого снизошло божественное благословение и который называется в Библии «другом Божиим» (Иак. 2:23). Иисус называет Своих учеников также друзьями, потому что они разделяют с Ним завет о благословенной новой жизни и живут в послушании Его воле (Иоан. 14:15). Некоторые темы в Писании рассказывают, как осуществились заветы Божий для тех, кто убоялся Его (Втор. 7:9; II Пар. 6:14; Пс. 102:17,18). Об этом же говорится в Иер. 31:31—34; Евр. 10:8—12. Конечная реализация завета описана в Откр. 21:3: « … се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его

народом, и Сам Бог с ними будет Богом их».

2. Завет это договор Бога с верующими и их детьми. Совершенно очевидно, что Библия также говорит о завете в широком смысле этого слова, включая в него тех, кто не живет в соответствии с заветом, и даже тех, для кого обещания завета никогда не будут выполнены. В качестве примера можно привести Измаила и Исава, а также грешных сынов Илия. Непослушные израильтяне умирали в грехах, хотя и были людьми завета; книжники и фарисеи, которых резко осуждал Иисус, также разделяли привилегии завета. Завет благодати может рассматриваться как абсолютно законное соглашение, в котором Бог гарантировал всем верующим блаженство спасения. И это соглашение действует независимо от того, что делается для осуществления его целей, и даже независимо от того, как выполняются обязанности, возложенные заветом на его участников. Это значит, что человек может не выполнять требования завета, не верить в Господа Иисуса Христа и все-таки находиться в договорных отношениях с Богом.

Поэтому если мы будем рассматривать завет благодати в широком смысле, как чисто законодательный акт, как средство, с помощью которого Бог осуществляет блаженное спасение тех, кто выполняет условия завета, тогда нам придется сказать, что договор благодати — это договор Бога с верующими и их детьми.

Б. Обещания и условия завета благодати. Каждый договор имеет две стороны: в нем содержатся, с одной стороны, некоторые привилегии или обещания для участников договора, а с другой стороны, имеются обязательства договаривающихся сторон. В завете о милости имеется как первое, так и второе.

1. Обещания договора. Главное обещание (привилегия) договора, которое включает все привилегии, содержится в часто повторяемых словах «Я буду Богом твоим и семени твоего после тебя». Эти слова можно найти в ряде мест как Ветхого, так и Нового Завета, особенно касающихся новой жизни и возрождения завета (Иер. 31:33; 32:38—40; Иез. 34:23—25,30,31; 36:25—28; 37:26; Евр. 8:10; II Кор. 6:16—18). И сбудется это обещание, когда новый Иерусалим спустится с небес и скиния Бога будет воздвигнута среди людей (Откр. 21:3). Великое обещание, данное Богом, в радостном ликовании многократно повторяется в словах «Иегова — Бог наш» теми, кто находится в этом завете. Одно это обещание включает в себя все другие обещания, такие как (а) обещания блаженств, которые служат символом блаженств духовных; (б) обещание оправдания, включая прощение грехов, принятие в свое лоно детей и право на вечную жизнь; (в) обещание помощи Духа Господня в искупительной работе и блаженстве спасения; (г) обещание славы и вечной жизни (Иов. 19:25—27; Пс. 15:11; 72:24—26; Ис. 43:25; Иер. 31:33,34; Иез. 36:27; Дан. 12:2,3; Гал.4:5,6; Тит. 3:7; Евр. 11:7; Иак. 2:5).

2. Условия договора. Иногда говорят, что завет благодати, в отличие от завета о послушании, не предъявляет никаких условий человеку и не накладывает на него никаких обязательств. Однако это едва ли правильно в абсолютном смысле этого слова. Действительно, завет благодати не обещает награды за выполнение конкретных условий завета и человек внешне ничего не получает,

присоединясь к завету. Но также справедливо и то, что все условия завета покрываются обещаниями Бога и что Бог обещает человеку все, что Он требует от него. Отсюда и молитва Августина: «Господи, научи меня уставам Твоим и повелевай все, что Ты желаешь». Поэтому, исходя из этих позиций, можно вполне корректно говорить об условиях договора. Можно выделить два условия, выполнения которых Бог требует от всех, с кем Он вступает в отношения в этом завете. Он требует, (а) чтобы все, кто принимает этот завет, верили в этот завет и его условия; (б) чтобы в новой жизни, которая зарождается в них, они посвятили себя Богу и повиновались Ему».

В. Характеристики завета. Отметим следующие характеристики завета благодати.

1. Милосердие. Завет является милосердным, (а) потому что в этом завете Бог позволяет поручителю выполнить наши обязательства; (б) потому что в качестве поручителя Он предлагает Своего Сына, полностью соответствующего всем требованиям справедливости; (в) потому что своей милостью, которая проявляется через действие Святого Духа, Он позволяет человеку жить в соответствии с его обязанностями по завету.

2. Триединство. В этом завете Бог выступает в Своем триединстве. Вначале Он проявляется в избранной любви и милости Отца, затем проявляется через поручительство Сына и, наконец, полностью реализуется в жизни греш-«ников через воздействие Святого Духа (Иоан. 1:16; Ефес. 2:8; I Петр. 1:2).

3. Вечность и нерушимость. Если мы различаем завет об искуплении и завет благодати, то мы должны исходить из того, что завет благодати не является вечным. Однако мы можем утверждать, что он будет длиться вечно (Быт. 17:19; II Цар. 23:5; Евр. 13:20). И поскольку действие завета неограниченно, он также является и нерушимым (Евр. 6:17). Бог всегда будет верен своему завету и будет всегда исполнять его для избранных. Это, однако, не означает, что завет никогда не будет нарушен человеком.

4. Частный, а не универсальный характер. Это значит, что сущность завета, заключающаяся в дружбе и единении с Богом, будет реализована только для избранных и что

даже внешние отношения, вытекающие из завета, не распространяются на всех людей, а лишь на верующих и их потомство. Однако толкование этого договора в Новом Завете может быть названо универсальным в том смысле, что он распространяется на людей всех наций, тогда как его толкование в Ветхом Завете касалось только евреев.

1. Неизменность. Главное обещание завета остается неизменным на протяжении всей Библии (Быт. 17:7; Исх. 19:5; 20:2—3; Втор. 29:13; II Цар. 7:14; Иер. 31:33; Евр. 8:10). Одинаковым представляется и его содержание в Ветхом и Новом Заветах (Быт. 3:15; Гал. 1:8,9; 3:8). Путь, который прошел Авраам, примерно такой же, как у верующих, для которых было осуществлено это обещание в Новом Завете (Рим. 4:9—25; Гал. 3:7—9,17,18). Посредник одинаков и вчера, и сегодня, и завтра (Евр. 3:8; Деян. 4:12).

2. Условность и безусловность. Совершенно очевидно, что условием завета является поручительство Иисуса Христа и что сознательное вступление человека в завет возможно лишь тогда, когда чувство радости и блаженства от постоянного выражения своей веры становится его непрерывным ощущением. В то же время в завете нет условий, которые, согласно завету, должны вознаграждаться по заслугам. И в этом смысле завет благодати является безусловным. К грешнику обращен призыв раскаяться и стать верующим, но его раскаяние и вера не являются заслугой для получения благословений завета.

3. Завет благодати это завещание Божие. Завет благодати представляет собой безусловно двусторонний договор, т.е. соглашение между двумя сторонами. Однако в некотором смысле этот договор может быть назван односторонним, так как по своей природе он представляет одностороннее божественное действие, в котором Бог посылает Свои благословения человеку. Более того, в этом договоре Бог Сам предлагает человеку все, что Он от него испрашивает. И поскольку завет благодати есть свободное и независимое волеизъявление Бога, он может быть назван завещанием. (Евр. 9:16,17). Слово «завещание» подчеркивает, (а) что завет в целом есть дар Божий; (б) что толкование договора благодати в Новом Завете обусловлено смертью Христа; (в) что завет вечен и нерушим; (г) что Бог Сам в нем дает все, что испрашивает от участников договора.

Г. Отношение Христа к завету благодати. Христос представлен в Писании как Посредник завета. В общем смысле слова «посредник» — это лицо, которое посредничает между двумя сторонами в попытке их взаимного примирения. Однако представление Христа, как нашего Посредника, которое дается в Библии, имеет значительно более специфический и глубокий смысл. Христос является Посредником в нескольких смыслах. Он выступает между Богом и человеком не только, чтобы убеждать и просить о мире, но и как Властелин, который может делать все необходимое для установления мира. Он также такой Посредник, который, как наш Поручитель, берет на Себя вину грешников, платит страданием за наши грехи, выполняет закон и, таким образом, воскрешает тех, для кого Он может служить примером верного служения Богу (Евр. 7:22; 8:6; 9:15;

12:24). Но Он также доступный Посредник, который раскрывает людям истину о Боге, их отношении к Нему и возможности служения Ему; тот, кто убеждает и позволяет им узнать истину; направляет и поддерживает их во всех обстоятельствах жизни; делает все, чтобы помочь им получить избавление (Рим.5:2). И Он совершает все это, пользуясь служением людей (II Кор. 5:20).

Д. Участие в завете. Говоря об участии в завете, всегда следует иметь в виду, что, с одной стороны, завет можно рассматривать как законное соглашение двух сторон, а с другой стороны, как мысленное приобщение к вечной жизни.

1. Взрослые в завете. Взрослые могут стать участниками завета, через веру и покаяние. И становясь участниками завета, они тем самым получают возможность приобщиться к вечной жизни. И только в случае, если вера является притворством, а покаяние фальшью, приобщение к вечной жизни становится невозможным. Только через искреннюю веру и покаяние можно сразу стать участниками завета. И, став участниками завета, нужно не только приступить к выполнению внешних обязанностей, налагаемых участием в завете, но и дать клятву, что все ваши намерения и желания направлены на то, чтобы жить в живой вере и покаянии.

1. Дети верующих в завете. Дети верующих вступают в завет по закону в момент рождения, но это вовсе не значит, что они сразу же причащаются к вечной жизни. Более того, это не значит , что участие в завете найдет полную реализацию в их жизни. В то же время имеется достаточно большая уверенность, что этот завет станет делом их жизни. Это утверждение основывается на обещании Бога, что Он всегда будет способствовать потомкам участников завета стать его полноправными членами, если только своими действиями они не сделают это невозможным. И когда эти дети достигнут того возраста , что их можно будет считать ответственными за свои поступки, они смогут стать участниками завета путем искреннего покаяния и веры. Если же они этого не сделают, то это может, строго говоря, рассматриваться, как отказ от участия в завете.

2. Невозрожденные в завете. Из сказанного ранее следует, что невозрожденные и даже необращенные люди могут быть участниками завета. Они могут претендовать на обещание, которое дал Бог, когда Он заключал завет с верующими и их семенем (Рим. 9:4). Они являются объектом помощи со стороны завета, и верующие всегда должны предупреждать их и призывать жить в соответствии с условиями завета. Церковь считает их детьми завета, на которых лежит его печать, и поддерживает их стремления жить по завету, они разделяют общие благодати завета и даже являются объектами специального воздействия Святого Духа. Святой Дух помогает им понять, что есть грех, в некотором смысле просвещает их и посылает им специально отобранные виды благодати (Быт. 6:3; Матф. 13:18—22; Евр. 6:4,5). И наконец, они также несут ответственность в соответствии с заветом, они должны раскаяться и поверить. И если они не повернутся к Богу и не примут Христа верой, то они будут осуждены как нарушители завета.

Ж. Различные диспенсации ( периоды Божиих отношений с человеком) в завете. В прямом смысле слова имеются только две диспенсации, диспенсации Ветхого и Нового Заветов. Однако в диспенсации Ветхого Завета можно выделить несколько периодов или этапов. Ниже мы кратко охарактеризуем каждый их этих этапов.

1. Первое упоминание завета в Быт. 3:15. Первое упоминание завета обычно называется протоевангелическим или материнским обещанием. Но это упоминание не относится к формальному обоснованию завета. Формальное обоснование завета могло быть дано лишь после того, как сама идея завета была достаточно развита в историческом плане. Первое упоминание лишь содержит указание на деление человечества на две части — семя женщины и семя змея — и на благожелательное отношение Бога к семени женщины и неприязнь к семени змея. Таким образом, уже при первом упоминании завета его идея просматривается достаточно четко.

2. Завет с Ноем. Договор с Ноем является очень общим. В этом договоре Бог обещает, что впредь не будет разрушать все живое водами потопа и последовательность посева и жатвы, холода и тепла, зимы и лета, дня и ночи будет постоянно продолжаться. Силы природы будут укрощены, силы зла будут взяты под контроль и человек будет защищен от насилия как человека, так и животного. Договор с Ноем касается только природных явлений, и поэтому его еще часто называют заветом о природе или заветом об общей благодати. Никаких возражений такое толкование договора не вызывает при условии, что оно неразрывно связано с заветом благодати. Хотя договор с Ноем и завет благодати, безусловно, отличаются друг от друга, они, тем не менее, тесно связаны, так как имеют своим началом милость Бога. Договор с Ноем гарантирует те земные и мирские благодати, без которых был бы невозможен завет благодати.

3. Завет с Авраамом. Этот договор, который формально был заключен с Авраамом, нашел свое толкование в Ветхом Завете. Договор касается только семьи Авраама и его потомков, и из него отчетливо видно, что человек, являясь одной из сторон договора, должен отвечать на обещания Бога верой. Авраам верил Богу в такой степени, что его вера превращалась в праведность. Более того, по прошествии многих веков такие духовные благословения завета, как прощение греха и дар Духа, становятся более очевидными, чем прежде. В завете с Авраамом отчетливо выделяются две стороны. С одной стороны, в завете говорится о временных благословениях для Авраама, таких, как земля Ханаанская, многочисленное потомство и победы над вра-гами, а с другой стороны, речь идет о духовных благословениях. Мирские благословения, о которых говорится в завете, лишь олицетворяли духовные и божественные сущности. Однако духовные обещания были исполнены не для всех потомков Авраама, а лишь для тех, кто следовал по его стопам.

4. Синайский завет. Синайский завет по существу очень похож на завет с Авраамом, хотя он несколько и отличается по форме. Этот договор был заключен с народом Израиля и, таким образом, являлся национальным заветом. В завете содержалось твердое напоминание о строгом послушании; церковь и государство, согласно ему, становились почти едиными; завет должен был содействовать правильному восприятию завета благодати. Хотя теократическое положение израильтян зависело от исполнения этого завета (Лев. 18:5; Втор. 27:26; II Кор. 3:7,8), он служил двойной цели, а именно, (а) способствовал осознанию греха (Рим. 3:20; 4:15; 5:13; Гал. 3:19), (б) был руководством на пути к Христу (Гал. 3:24). В завете был выработан церемониал службы, было учреждено духовенство, постоянная проповедь Евангелия, утверждены символы и прообразы. Символы и прообразы рассматривались в двух аспектах: как требования Бога, накладываемые Им на людей, и как божественное послание о спасении. Евреи, однако, упускали из виду последний аспект и фиксировали свое внимание, в основном, на первом. Все в большей и большей степени они рассматривали этот завет как завет о послушании, считали символы и прообразы завета простыми добавками к нему.

5. Диспенсация Нового Завета.3авет о милости, как он рассматривается в Новом Завете, по существу совпадает с его трактовкой в Ветхом Завете. Это очень хорошо видно из таких тем, как рассмотренные в посланиях к Римлянам (четвертая глава) и Галатам (третья глава), хотя в нескольких местах трактовка Нового Завета отличается от трактовки Ветхого Завета (Иер. 31:31; Евр. 8:8,13). Если в Ветхом Завете диспенсация была ограничена одной нацией, в Новом Завете проблема диспенсации преодолевает барьеры исключительной национальной приверженности и становится универсальной в том смысле, что благословение может распространяться на все нации и народы. Благодаря

Христу все народы получили свободный доступ к Богу, включая тех, кто был от Него очень далеко. Более того, имеется качественное различие в духовном и милостивом характере благодеяний для них: Святой Дух распростерся над церковью, обогащая, во всей полноте и милости Божией, верующих духовной и вечной благодатью. Эта диспенсация будет продолжаться до возвращения Иисуса Христа, когда все положения завета будут осуществлены (Откр. 21:3).

Вопросы для самопроверки

Каковы отличительные признаки завета благодати? Кто представляет в завете благодати вторую сторону? В чем суть обещаний завета благодати? Какие духовные блага обещает завет благодати? О каких мирских благах говорится в Ветхом Завете в связи с заветом благодати? Что требует Бог от тех, с кем Он вступает в договорные отношения? Дайте основные характеристики завета благодати? В каком смысле завет благодати является нерушимым и в каком смысле он иногда нарушается? Как Вы можете доказать, что завет благодати имеет практически одинаковую трактовку в Ветхом и Новом Заветах? В каком смысле завет благодати условен и в каком смысле безусловен? Почему договор благодати принято называть заветом? Где мы встречаем первое упоминание о завете? В чем суть завета с Ноем? Имеется ли взаимосвязь между заветом с Ноем и заветом благодати? Кем был официально установлен завет с Ноем? Что характеризует завет с Авраамом? Какова взаимосвязь синайского завета и завета с Авраамом? Чем эти заветы отличаются? Чем характеризуется диспенсация завета благодати в Новом Завете? Каково место Христа в завете благодати? Какова роль Христа в завете благодати? В чем двойной смысл слова «Посредник» применительно к Христу? Как взрослые могут стать участниками завета благодати? Как входят в завет благодати дети верующих? Что от них требуется, чтобы стать участниками завета? В каком смысле греховные люди могут стать участниками завета?