Ссылки

[1] В данной работе,в краткой форме представлено изложение моей диссертации «He is with you and He will be in You: The Spirit, The Believer, and Glorification of Jesus» (Кандидатская диссертация, Южная баптистская богословская семинария, 2003 год). Исправленная версия диссертации будет опубликована под заголовком «Regeneration and Indwelling: The Holy Spirit in the Old and New Testament» (Nashville: Broadman and Holman, forthcoming). Более ранние версии данной статьи были представлены в библейском колледже и семинарии «Бриеркрест» в Канаде 1 мая 2003 года, и на национальном собрании евангельского богословского общества в Атланте 21 ноября того же года. Я благодарен за полезные замечания, которые были высказаны на этих встречах.

[2] Все переводы осуществлены мной, если не указывается другой автор перевода.

[3] Для более подробного исследования остатка верных в Ветхом Завете, смотрите G. F. Hasel, “The Remnant” (Berrien Springs: Andrews University Press, 1972), 391. Однако Хэйзел не рассматривает вопрос пребывания Святого Духа в верующих ветхозаветного остатка.

[4] Для получения документальных данных и дальнейшего рассмотрения этих позиций, см. J. M. Hamilton Jr. “Old Covenant Believers and the the indwelling Spirit: A Survey of the Spectrum of Opinion”, TJ 25 (2003), 37-54. Я признаю, что данная категоризация не полностью симметрична. Тем не менее, она отлично вписывается в контекст нашего обсуждения. Ценность пятой точки зрения подвергалась сомнению диспенсационалистами на основании того факта, что у нее нет представителей. Однако, вне зависимости от того, признают ее диспенсационалисты или нет, тем не менее, они зачастую придерживаются именно этой позиции (см. ссылку 9). Ценность шестой точки зрения также подвергалась сомнению, однако, толкователи Евангелия от Иоанна так часто игнорировали вопрос, рассматриваемый в данной статье, что на самом деле она является общепринятой для исследователей Нового Завета. Я целиком убежден в том, что данные шесть точек зрения являются яркими примерами того, как ученые пытаются решить эту дилемму.

[5] John Owen “The Doctrine of the Saints Perseverance Explained and Confirmed” (1654), vol. 11 of the works of John Owen, ed. W.G. Goold (London: Johnstone and Hunter, 1850-53; reprint Edinburgh: Bunner of Truth Trust, 1965), 331, B. B. Warfield “The Spirit of God in the OT” in “Biblical Doctrines” (New York: Oxford University Press, 1929, reprint; Edinburgh: Bunner of Truth Trust, 1988), esp. 121-28; Sinclair Ferguson “The Holy Spirit “ Downers Grow: InterVarsity Press, 1996, 68; Daniel P. Fuller “The Unity of the Bible” (Grand Rapids: Zondervan, 1992), 229-30. Leon J. Wood “The Holy Spirit in the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1976), 70, 85-86.

[6] Augustine “Homilies on the Gospel of John” (ca. 416), 74.2 (transl. J. Gibb and J. Innes, in Augustine), NPNF, 7:334. Жан Кальвин «Наставления в христианской вере», (2.10.2), (2.11.9). G. E. Ladd, “A Theology of the New Testament”, rev. ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1993), 325-26; D. I. Block, “The Book of Ezekiel, 2vols. NICOT (Grand Rapids: Eerdmans, 1997, 1998), 2:360-61; Wayne Grudem “Systematic Theology” (Grand Rapids: Zondervan, 1994), 637.

[7] M. Erickson “Christian Theology”, 2nd ed. (Grand Rapids: Baker, 1998), 992-95. J.J. Packer, “Keep in Step with the Holy Spirit” (Grand Rapids: Revell, 1984); Packer, “The Holy Spirit and His Work”, Crux 23.2 (1987), 2-17; W.W. VanGemeren, “The progress of Redemption” (Grand Rapids: Baker, 1988), 81-82; B.A. Ware, “Rationale for the Distinctiveness of The New Covenant Work of the Hole Spirit”, работа была представлена на национальном собрании евангельского богословского общества в ноябре 1988 года.

[8] Martin Luther, “Sermons on the Gospel of John”, transl. M.H. Bertram, ed. J. Pelican, vols. 22 and 23 of “Luther’s works” (St. Louis: Concordia, 1957), 22:248, см. таже 22:249, 23:278; L.S. Shafer, “Systematic Theology”, 4 vols. (Grand Rapids: Kregel, 1993; originally published in 8 volumes by Dallas Seminary Press, 1947-48), 6:72-74, 123, 7:265; Blaising and D.L. Bock, “Progressive Dispensationalism” (Wheaton : Bridgepoint, 1993), 156 (Блейзинг написал этот раздел, а Блок сказал мне, что он согласен с применением термина «возрождение» к ветхозаветным верующим). D.A. Carson, “Farewell Discourse” (Grand Rapids: Baker, 1980), 46-47; Carson, “The Gospel according to John”, PNTS (Grand Rapids: Eerdmans, 1991), 195, 329: M. Green, “I believe in the Holy Spirit” (Grand Rapids: Eerdmans, 1975), 25-26.

[9] Существуют два традиционных взгляда относительно служения присутствия Святого Духа в жизни ветхозаветного верующего… Первый взгляд говорит о том, что Святой Дух обитал в ветхозаветных верующих, а второй — что не обитал (G. Fredericks, “Rethinking the Role of the Holy Spirit in the Lives of the Old Testament Believers” TJ, (1988). См. также Grudem, “Systematic Theology”, 637. Нам следует обратить внимание на появляющиеся время от времени утверждения, будто Святой Дух не действовал в верных Ветхого Завета (Выделено У. Грудемом).

[10] С.С. Ryrie, “The Holy Spirit” (Chicago: Moody. 1965), 41-42, 64-66; J.F. Walvoord, “The Holy Spirit” (Wheaton: Il: Van Campen, 1954), 71-73.

[11] C.K. Barrett, “The Gospel according to John”, 2nd ed. (Philadelphia: Westminster, 1978), idem, “The Holy Spirit in the Fourth Gospel”, JTS 1, (1950). 1-15, R.E. Brown, “The Gospel According to John” 2 vols. AB (New York: Doubleday, 1966, 1970); Brown, “The Paraclete in the Fourth Gospel”, NTS 13 (1967), 113-32, and G.M. Burge, “John”, NIVAC (Grand Rapids: Zondervan, 2000). Burge, “The Annointed Community” (Grand Rapids: Eerdmans, 1987).

[12] См. D.J. Block, “The Prophet of the Spirit: The use of RWH in the Book of Ezekiel”, JETS 32 (1989), 40 n. 38, в которой он цитирует Джона Ф. Уолвурда.

[13] Для семантической классификации всех 389 случаев употребления слова «руах», см. приложение «The Semantic Range of RUAH” в работе J.M. Hamilton Jr, “God with Men in the Torah”, WTJ 65 (2003), 131-33.

[14] См. мою статью, “God with Men in the Torah”, WTJ 65 (2003), 113-33; и другое исследование «God with Men in the Prophets and in the Writings”.

[15] Например, Быт. 26:3, 24, 28:15, 31:3, 46:4, Исх. 3:12, 4:12, 15, Иис. Н. 1:5, 3:7, Суд. 6:16, 2 Цар. 7:9, 3 Цар. 11:38, 1 Пар. 17:8, Ис. 41:10, 57:15, Иер. 1:8, 19, 15:20.

[16] См. Исх. 33:15-16, 2 Цар. 7:7, 1 Пар. 17:6 (2 Цар. 7:6-7 и 1 Цар. 17:5-6 представляют Божье присутствие в шатре параллельно с Его пребыванием среди народа), Ис. 43:2,5, Иер. 30:11, 42:11, 46:28, Иез. 34:30, Агг. 1:13, 2:4.

[17] См., например, Быт. 21:22, 26:28, 31:5, 35:3, 48:21, Исх. 18:19, Чис. 14:9, 23:21, Втор. 2:7, 20:1,4, 31:6,8, Иис. Н. 1:9,17, 14:12, Суд. 6:12, Руф. 2:4, 1 Цар. 10:7, 16:18, 17:37, 20:13, 2 Цар. 7:3, 14:17, 3 Цар. 1:37, 8:57-58, 1 Пар. 17:2, 22:11, 16, 18, 28:20, 2 Пар. 15:2, 9, 19:6, 11, 20:17, 32:7,8, (35:21), 36:23, Ездр. 1:3, Иов 29:5, Пс. 14:5, 15:8, 22:4, 41:8, 45:7, 11, 72:23, 93:14, 107:11, 138:18, Ис. 7:14, 8:8, 10, 45:14, Иер. 20:11, Ам. 5:14, Зах. 8:23, 10:5.

[18] Например, Быт. 39:2,3,21,23, Иис. Н. 6:27, Суд. 1:19, 22, 2:18, 1 Цар. 3:19, 18:12, 14, 28, 2 Цар. 5:10, 4 Цар. 18:7, 1 Пар. 9:20, 11:9, 2 Пар. 1:1, 17:3.

[19] Для более подробного рассмотрения утверждения «Я буду с вами», как и многих других способов, с помощью которых подтверждалось Божье присутствие среди Его народа в Ветхом Завете, смотрите две работы, упомянутые в девятой ссылке, а именно:“God with Men in the Torah”, WTJ 65 (2003), 113-33; и «God with Men in the Prophets and in the Writings”.

[20] G. von Rad “Old Testament Theology”, 2 vols. OTL, trans. D.M.G. Stalker (Louisville: Westminster John Knox, 1962, 1965), 1:336: “Богословие истории.с точки зрения Второзакония… оценивает царей Израиля и Иуды на основании их признания либо Иерусалимского храма как единственного законного места поклонения, либо «высот» для жертвоприношений”.

[21] W. Eichrodt пишет: «Преданность святому месту была, таким образом, равна верности выражению воли Божьей в истории» (“Theology of The Old Testament”, 2 vols, trans. J. A. Baker, OTL (Philadephia: Westminster, 1961, 1967), 1:107).

[22]Леон Вуд делает неправильные выводы, утверждая, что: «Нигде ни в Ветхом, ни в Новом Завете не говорится, что Святой Дух действовал именно среди ветхозаветных святых, а не в них» (“The Holy Spirit in the Old Testament” Grand Rapids: Zondervan, 1976, 86).

Если бы Леон Вуд возразил на основании 3 Цар. 8:57-58, что Яхве, а не Дух, служит людям, пребывая с ними, тогда рассмотрение текста Аг. 2:5, где пророк вдохновляет людей, напоминая им об обетовании Яхве: «Дух Мой пребывает посреди вас», разрешило бы все вопросы по данной теме.

[23] Псалом 83 справедливо акцентирует все внимание на храме, указывая на то, что пребывание в нем доставляет истинное удовольствие (83:1, 2), а находящиеся в нем постоянно — благословенны (83:4). Однако следует помнить, что суть заключается не в самом здании, а в том, кто обитает в нем. Таким образом, храм вожделен для псалмопевца, потому что это жилище Яхве (83:1). Псалмопевец стремится к жилищам Господа, дабы радостно воспевать хвалу живому Богу (83:4). «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи» (83:11). «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (83:12). Таким образом, совершенно очевидно, что псалмопевец полагается на Яхве, а не на здание (83:13), однако, будучи частью ветхозаветного остатка, он все же должен приступать к Яхве посредством храма и храмового богослужения.

[24] См. “Semantic Range of RUAH” in Hamilton’s “God with Man in the Torah”, 131-33, где каждый случай использования РУАХ (Духа) в Ветхом Завете занесен в каталог.

[25] Халев (Чис. 14:24), Валаам (Чис. 24:2), Иисус Навин (Чис. 27:18, Втор. 34:9), Гофониил (Суд. 3:10), Гедеон (Суд. 6:34), Иеффай (Суд. 11:29). Самсон (Суд. 13:25, 14:6, 19, 15:14), Саул (1 Цар. 10:6, 10, 11:6, 19:23), мужи Сауловы, пророчествующие (1 Цар. 19:20), Давид (1 Цар. 16:13), Амасай (1 Пар. 12:18), Азария (2 Пар. 15:1), Иозиил (2 Пар. 20:14), Захария (2 Пар. 24:20), будущий Мессия (Ис. 11:2, 42:1, 61:1), Исаия (Ис. 59:21), Иезекииль (Иез. 2:2, 3:24, 11:5), Даниил (Дан. 4:8, 9, 18, 5:11, 14), Михей (Мих. 3:8).

[26] Wood, “The Holy Spirit in the Old Testament”, 64.

[27] W. Hildebrandt, “An Old Testament Theology of the Spirit of God” (Peabody, Ma: Hendrickson, 1995), 61.

[28] Включены такие тексты как: Ис. 32:15, Иез. 36:27, 37:14, 39:29, Иоиль 2:28-29 (также Иер. 31:31-34, хотя здесь не упоминается Святой Дух). Для более глубокого рассмотрения данной темы см. 2 главу моей диссертации «He is with You and He will be in You», 51-66.

[29] Wood, “The Holy Spirit in the Old Testament”, 70.

[30] Для более детального рассмотрения вопросов текстовой критики в Иоанна 14:17, см. приложение №2 моей диссертации «He is with You and He will be in You», 213-20. Кажется, что прочтение «С», представленное в форме будущего времени комитетом UBS, является результатом бережного отношения к Ватиканскому кодексу. Более того, существует огромное количество как внешних, так и внутренних свидетельств в пользу формы будущего времени.

[31] Таким образом, на мой взгляд, было бы неправильным приравнивать возрождение к присутствию Святого Духа, как это делает Дэн Фуллер (наряду с другими богословами). «The Unity of the Bible” (Grand Rapids: Zondervan, 1992), 229-30.

[32] J. H. Bernard, “The Gospel According to St. John”, 2 vols., ICC (Edinburgh: T and T Clark, 1928), 106: “Плоть и дух отличны друг от друга, их нельзя смешивать… Они представляют собой два разных типа людей — высшего порядка и низшего… Плоть может породить только плоть, а Дух — только дух”. Аналогичные мысли высказываются E. Schweizer, “Pneuma” in TDNT, 6:438. Для более подробного рассмотрения вопроса относительно «сферы Духа» в Евангелии от Иоанна, см. мою диссертацию «He is with You and He will be in You», 71-75.

[33] Для дальнейшего рассмотрения Иоанна 6:36 и того, как данный текст взаимосвязан с рассматриваемым вопросом, см. мою диссертацию «He is with You and He will be in You», 178-81.

[34] См. комментарии на Евангелие от Иоанна 2:21 и книгу A. R. Kerr, “The Temple of Jesus’ Body: The Temple Theme in the Gospel of John”, ISNT Sup 220 (New York: Sheffield, 2002), P. Hoskins, “Jesus as the Replacement of the Temple in the Gospel of John” (PhD diss., Trinity Evangelical Divinity School, 2002), B. D. Johnson, “The Temple in the Gospel of John” in “Christ’s Victorious Church”, ed. J. A. Weatherly (Eugene, OR, WIPF and Stock, 2001), 110-32.

[35] Классическое выражение такого взгляда представлено в книге R. E. Brown, “The Paraclete in the Forth Gospel”, NTS 13, (1967), 113-32, Brown, “John”, 1135-44. Его последователей великое множество. Данн

[36] Иоанна 1:14,51, 2:13-21, 4:21-24, 10:30,38, 19:30. Для более подробного рассмотрения данных текстов смотрите мою диссертацию «He is with You and He will be in You», 181-96.

[37] Для рассмотрения вариантов толкований и доказательства того, что прославление Иисуса состоялось во время распятия, в соответствии с которым можно предположить, что Святой Дух мог быть дан до вознесения Иисуса, см. мою диссертацию «He is with You and He will be in You», 111-19.

[38] Для рассмотрения вопроса восприятия ранней Церковью себя как храма Божьего в Новом Завете, см. R. J. McKelvey, “The New Testament: The Church in the New Testament”, Oxford Theological Monographs (Oxford: Oxford University Press, 1969).

[39] Oxford Theological Monographs (Oxford: Oxford University Press, 1969).