Введение

В Евангелии от Иоанна говорится: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).[2] Дальше в этом же Евангелии мы читаем, что ученики не смогут принять Святого Духа до тех пор, пока Иисус не будет прославлен (7:39). Если Святого Духа можно было принять только после креста, тогда возможно ли было Никодиму родиться свыше до этого события? Действительно ли остаток верных Ветхого Завета был рожден свыше благодаря действию Святого Духа?[3] Действительно ли Святой Дух обитал в отдельных верующих ветхозаветного периода? В данной статье я попытаюсь ответить на все эти вопросы.

Основная задача в рассмотрении вышеупомянутых вопросов заключается в обобщении ряда возможных решений данной тайны. Рассмотрев все научные данные, нам необходимо будет оценить их в свете доказательств. Рассмотрение доказательств в свете библейского богословия, прежде всего, подразумевает следующий вопрос: «Есть ли в Ветхом Завете свидетельства обитания Святого Духа в верующих дохристианского периода?» Целостный библейский подход также требует скрупулезного исследования Нового Завета. Поэтому, мы уделим особое внимание исследованию текста Евангелия от Иоанна 7:39, дабы узнать, как ветхозаветный остаток верных получал Святого Духа. Рассмотрев имеющуюся в Евангелии от Иоанна информацию о том, что такое возрождение, мы можем ответить на вопрос: «Действительно ли Святой Дух обитал постоянно и на индивидуальном уровне в остатке верных ветхозаветного периода?»