Предыдущие ответы на данный вопрос

Существует, по крайней мере, пять точек зрения по данному вопросу: «Действительно ли Святой Дух обитал, постоянно и индивидуально, в остатке верных ветхозаветного периода?» Некоторые богословы предполагают, что существует и шестая точка зрения, однако я не могу найти ей подтверждения в Святом Писании. В данной работе я представлю пять бесспорных и одну сомнительную точку зрения, кратко описывая их и называя основных сторонников каждого взгляда.[4]

В вопросе роли Святого Духа в жизни верующих некоторые богословы видят взаимосвязь Ветхого и Нового Завета. Такие исследователи утверждают, что ветхозаветный остаток был возрожден и в нем обитал Святой Дух. Представителями этого взгляда являются Джон Оуэн, Б. Б. Уорфилд, Синклер Фергюсон, Дэн Фуллер и Леон Вуд.[5]

Другой лагерь богословов соглашается с тем, что ветхозаветные верующие были возрожденными людьми и Святой Дух обитал в них. Однако они пытаются включить в систему своего понимания такие тексты как Евангелие от Иоанна 7:39, используя язык, который позволяет говорить о более величественном и возвышенном опыте переживания присутствия Святого Духа в новозаветном периоде. Тем не менее, эти богословы не видят коренного изменения в опыте переживания присутствия Святого Духа с момента установления Нового Завета. Представителями данного взгляда являются: Блаженный Августин, Жан Кальвин, Джордж Лэдд, Дэн Блок и Уэйн Грудэм.[6]

Третий взгляд представляет собой компромиссный вариант всех рассматриваемых точек зрения. Богословы, придерживающиеся данного взгляда, утверждают, что в Ветхом Завете верующие были возрождены Святым Духом, однако Сам Святой Дух не обитал в них. На основании заявлений в работах Милларда Эрриксона, Д. Д. Пакера, Виллема А. Ван Гемерена и Брюса Уэра можно утверждать, что они придерживаются этой точки зрения.[7]

Следующий взгляд отстаивают те, кто считают, что Святой Дух действовал в среде ветхозаветного остатка верных, но не обитал в них. В отличие от предыдущих ученых, представители этой точки зрения не говорят о возрождении ветхозаветных верующих. Придерживающимися этого взгляда можно назвать Мартина Лютера, Льюиса Сперри Шэффера, Крэйга Блейзинга, Д. А. Карсона и Майкла Грина.[8]

На противоположной стороне от тех, кто убежден в тесной взаимосвязи служения Святого Духа в Ветхом и Новом Завете, находятся исследователи, которые считают, что верность ветхозаветного остатка никак не взаимосвязана со Святым Духом. Те, кто утверждают, что Святой Дух иногда обитал в ветхозаветных верующих, считают данное мнение единственной альтернативой для своей точки зрения. Однако я не нашел никого, кто бы придерживался такого взгляда.[9]

Тем не менее, некоторые толкователи, подчеркивая новую природу служения Святого Духа после Христова вознесения, не могут объяснить, как ветхозаветные верующие становились и оставались верными Богу. Данный подход представлен такими известными диспенсационалистами как Чарльз Райри и Джон Уорлвуд.[10] Сюда относится большинство ученых, писавших о Святом Духе с точки зрения богословия Нового Завета, а также несколько авторов комментариев на Евангелие от Иоанна и работ, посвященных рассмотрению служения Святого Духа в этом Евангелии, таких как К. К. Баррет, Раймонд Браун и Гэри Бурдж.[11]

Прежде чем продолжить обсуждение данного вопроса, нам следует обратить внимание на несколько интересных моментов, касающихся этих точек зрения. Во-первых, есть диспенсационалисты, которые придерживаются противоположного мнения по этому вопросу. Например, Леон Вуд считает, что Святой Дух обитал в верующих Ветхого Завета, а Крэйг Блэйзинг утверждает, что не обитал. Также есть богословы, которые, будучи в вопросах сотериологии кальвинистами, считают, что Святой Дух не обитал в ветхозаветных верующих (Карсон, Пакер, Уэр). Это довольно интересный момент, так как богословы, утверждающие, что Святой Дух обитал в ветхозаветном остатке, обычно не соглашаются с арминианским пониманием предваряющей благодати и, таким образом, считают грешников мертвыми и неспособными откликнуться на Божий призыв. Эти богословы считают, что если ветхозаветные святые были верующими, то это значит, что в них обитал Святой Дух. Более того, мнение о том, что Святой Дух не имеет ничего общего с верностью ветхозаветного остатка, в лучшем случае, можно назвать редким. Это очень важный момент, так как некоторые ученые полагают, что этого мнения придерживаются богословы, которых причисляют к диспенсационалистам.[12] Лично я не нашел ни одного исследователя, который бы утверждал или отстаивал данную точку зрения.

А сейчас нам необходимо обратиться к Ветхому Завету, дабы узнать, действительно ли Святой Дух обитал в верующих того периода или же нет.