Присутствие Святого Духа в Ветхом Завете

С одной стороны, Ветхий Завет не описывает Бога как обитающего в Своих избранных людях, но с другой, говорит о Нем как о пребывающем с ними, посреди них.[14] На протяжении всего Ветхого Завета Яхве уверяет народ Свой: «Я буду (или есмь, постоянно) с вами». Данное заявление Бога относится как к выдающимся личностям Израиля,[15] так и ко всему народу в целом.[16] Не только Яхве провозглашает, что Он пребывает со Своим народом, но и сами израильтяне либо выражают желание быть с Богом как, например, в пожелании «Да пребудет с тобой Яхве», либо напрямую утверждают: «Яхве с тобой».[17] В некоторых случаях автор повествования упоминает, что Яхве был с кем-то.[18] Я нашел 108 подобных упоминаний, разбросанных по всей Торе (Закон), Невииме (Пророки) и Кеттувиме (Писания).[19]

С того времени как избранные Богом люди стали народом, после того как Израиль был выведен из Египта, Божье присутствие со Своим народом олицетворяется Его пребыванием в скинии. По Его повелению необходимо было построить скинию, дабы «Он мог обитать среди Своего народа» (Исх. 25:8). Позднее в истории Израиля был построен храм, и в последующих ветхозаветных текстах отмечается, что Яхве пребывал в Иерусалимском храме.

Данная реальность придает израильской религии локальную особенность. Израильтяне обязаны поклоняться только в Иерусалиме (Втор. 12:5). После Соломона, оценка израильским царям давалась на основании их отношения к храму в Иерусалиме.[20] Упоминание об устранении дома Господня царем Ахазом в 4 Царств 16:18 служит осуждением этого нечестивца. В отличие от нечестия Ахаза, благочестие Осии открывается в его верном отношении к храму (4 Цар. 22:3-6).[21]

Соломон прекрасно понимал, что Божье присутствие не ограничивается стенами храма (3 Цар. 8:27), тем не менее, он знал, что Яхве пребывает в храме (8:13). Более того, он ожидает, что праведные будут молиться «обращаясь к храму», так как в нем обитает Господь (8:44). Таким образом, Езекия, пребывая в глубоком смятении, идет в храм, дабы рассказать Господу об угрозах Рабсака (4 Цар. 19:14). Подобным образом, праведный Даниил открывал окна горницы своей «против Иерусалима», дабы помолиться Господу (Дан. 6:10, 3 Цар. 8:48-49).

Соломон, по всей видимости, считал, что пребывание Яхве в храме посреди Своего народа может освятить Израиль. Он молится во время церемонии посвящения храма:

«Да будет с нами (имману) Господь Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас, наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его, которые Он заповедал отцам нашим» (3 Цар.8:57,58).[22]

Ветхий Завет не говорит о том, что Бог обитал в Своих людях Духом Своим. Тем не менее, в нем содержатся данные, что Бог пребывал среди Своего народа, обитая в храме. На основании молитвы Соломона (3 Цар. 8:57-58) можно увидеть, что пребывание Бога в храме «наклоняет сердца» Израиля к Нему. В таком случае становятся понятны такие выражения как: «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи» (Пс.83:11).[23] Подобным образом, псалмопевец, пытаясь понять почему «нечестивцы благоденствуют в веке сем», произносит: «И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их» (Пс.72:16,17). Как только Асаф входит в Божий Храм, он понимает неизбежность уничтожения всех врагов Яхве (72:17-20), глупость своей зависти по отношению к нечестивым (72:21-22), и благословение знать Бога и быть рядом с Ним (72:23-28). Поворотным моментом в данном Псалме является вход псалмопевца в святилище (72:17).