Необычайные помазания Духа

В Ветхом Завете нет конкретных данных о том, что Святой Дух обитал в остатке верных, которые жили до креста[24]. Когда Ветхий Завет описывает опыт переживания присутствия Святого Духа определенным ветхозаветным верующим, он подчеркивает, что именно присутствие Духа делает этого верующего особенным. Другими словами, люди в Ветхом Завете становились особенными, благодаря сошествию на них Святого Духа. Однако очень важно отметить, что Святой Дух не изливался на всех без исключения членов ветхозаветного остатка.

В Ветхом Завете Святой Дух нисходит, главным образом, на пророков и руководителей народа. Например, об Иосифе говорится, что в нем был «божественный дух», чем и объясняется его уникальная способность истолковывать сны фараона (Быт. 41:38). Мастер Веселеил, который был призван работать над созданием скинии, был исполнен Духа Божьего (Исх. 31:3, 35:31, также 28:3, 3 Цар. 7:14). В данном случае аналогичная ситуация: уникальное исполнение Святым Духом позволяет Веселеилу создавать то, что не в состоянии сделать ни один человек в Израиле.

Фигура Моисея, как национального лидера, уникальна. Дух Божий пребывает на нем (Чис. 11:17). Семьдесят старейшин, призванных помогать Моисею в руководстве Израилем, принимают Духа. Однако Святой Дух нисходит не на весь Израиль, а только на этих людей (Чис. 11:25-26). Когда Моисей просит Господа излить Духа на всех людей, как это было сделано в отношении семидесяти (11:29), становится очевидным, что во всех остальных израильтянах нет Духа.

Нам следует повторно рассмотреть каждый случай схождения Святого Духа на человека в Ветхом Завете, чтобы утверждать следующее: в ветхозаветный период люди, на которых сошел Святой Дух, отличались от всего народа именно тем, что имели Святого Духа. Те, на кого нисходит Святой Дух, были либо руководителями народа, либо пророками.[25]

Итак, в Ветхом Завете нет прямых свидетельств о том, что Святой Дух постоянно пребывал в каждом, отдельно взятом члене заветного остатка. Леон Вуд, утверждавший, что Святой Дух обитал в ветхозаветных верующих, признает данное утверждение. Он пишет:

«В предыдущих двух главах был рассмотрен каждый случай, когда Святой Дух либо нисходил на одного или нескольких ветхозаветных верующих, либо оставлял их. Вывод, в таком случае, очевиден: в каждом из рассмотренных случаев мы имеем дело с получением силы для определенного служения, а не с духовным возрождением».[26]

Уильф Гильдебрандт, автор другого исследования о деятельности Святого Духа в Ветхом Завете, приходит к аналогичным выводам.[27]