Возрождение и присутствие Святого Духа в Евангелии от Иоанна

Как я уже упоминал ранее, нет экзегетических свидетельств того, что Святой Дух пребывал в ветхозаветных верующих. Более того, текст Евангелия от Иоанна представляет неоспоримое новозаветное экзегетическое доказательство факта, что Святой Дух не обитал в верующих Ветхого Завета. Если это утверждение верно, тогда было бы справедливым задать следующий вопрос: «Как же, в таком случае, ветхозаветный остаток становился и оставался верным Господу Яхве?» В данном разделе я попытаюсь доказать, что ветхозаветные верующие были рождены свыше благодаря Святому Духу, несмотря на то, что Он не пребывал в них.[31] Во-первых, мы рассмотрим концепцию возрождения в Евангелии от Иоанна, во-вторых, обсудим следующий вопрос: «О каком присутствии Святого Духа говорится в Евангелии от Иоанна?»

Возрождение в Евангелии от Иоанна

Рассматривая вопрос возрождения в Евангелии от Иоанна, мы, главным образом, будем обращать внимание на то, что в данных текстах подразумевается под возрождением. В этом разделе я попытаюсь показать, что в Евангелии от Иоанна под возрождением подразумевается создание новой способности воспринимать, понимать и верить. С другой стороны, эти тексты не говорят нам о том, что рождение свыше обязательно должно включать в себя действие Святого Духа, обитающего в сердцах возрожденных людей. Говоря просто, я попытаюсь показать, что возрождение не следует приравнивать к присутствию Святого Духа.

Мы уже упоминали текст Евангелия от Иоанна 1:12-13. Тринадцатый стих говорит о «рожденных от Бога». Эта концепция, как мне кажется, более полно представлена в Евангелии от Иоанна 3:1-12. Но прежде чем мы приступим к рассмотрению данного текста, нам следует отметить, что в Евангелии от Иоанна 1:12-13 нет свидетельств тому, что «рождение от Бога» приравнивается к «присутствию Святого Духа».

В беседе Иисуса с Никодимом (Ин. 3:1-12) подчеркивается упомянутая ранее способность. Слово «дунамай» (я способен) присутствует в той или иной форме в Евангелии от Иоанна 3:2-5 и снова появляется в девятом стихе третьей главы. Иисус объясняет Никодиму, что рождение свыше проявляется в способности видеть Царство Божье и входить в него (3:3-5). Увидев на лице Никодима глубочайшее удивление, Иисус говорит ему: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин.3:12). Суть 12 стиха заключается в том, что Никодим не способен поверить.

Эта новая способность даруется во время рождения свыше Духом Святым (Ин. 3:3-5). В Евангелии от Иоанна 3:6 мы читаем, что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Кажется, что выражение «рожденный от Духа» является, своего рода, синонимом выражения «рожденный от Бога» (1:13). Нам не следует думать, что выражение «рожденное от Духа есть дух» (3:6, выделено мной) подразумевает, будто в рожденном свыше человеке живет Святой Дух. Имеется в виду, что человек, «рожденный от Духа», способен действовать в духовных сферах.[32]

Также в Евангелии от Иоанна 6:63 указывается на служение возрождения Святого Духа. Иоанн записал слова Иисуса: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Данный текст ясно показывает, что слова Иисуса принадлежат к духовной сфере. В таком случае, для истолкования и понимания духовного послания плоть совершенно бесполезна. Человек сможет понять слова Иисуса, которые принадлежат духовной сфере и обетованию жизни, только тогда, когда Святой Дух возродит его.[33] Таким образом, родившийся свыше, получает от Духа новую способность понимать и верить. Эти тексты не говорят о том, что когда такое происходит, Святой Дух вселяется в человека. На самом деле, Иоанн как раз и говорит о тех, кто уверовали, но все еще не получили Святого Духа (7:39). Ничто, как в Евангелии от Иоанна, так и во всем остальном Новом Завете, не мешает сделать вывод, что Святой Дух аналогичным образом в Ветхом Завете давал людям способность верить и понимать духовные истины. Таким образом, на мой взгляд, ответ на вопрос: «Как ветхозаветный остаток хранил верность Господу Яхве?» таков: «Святой Дух возрождал их и таким образом давал им способность верить».

Концепция присутствия Святого Духа в Евангелии от Иоанна

Если присутствие Святого Духа не равнозначно возрождению в Евангелии от Иоанна, тогда что же это? В данном разделе я попытаюсь объяснить, что присутствие Святого Духа — это Божье заветное присутствие. Павел очень ясно говорит, что благодаря присутствию Святого Духа верующие образуют собой Божий храм: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16). Хотя Иоанн не говорит об этой реальности так же однозначно как Павел, тем не менее, четвертое Евангелие показывает, что присутствие Святого Духа помогает верующим получать в Иисусе те благословения, которые ранее они получали в храме.

Евангелие от Иоанна говорит о том, что Иисус заменяет Собой храм. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус заменяет храм, как о чем-то обычном.[34] Обычным есть и то, что Святой Дух продолжит служение Иисуса, после Его вознесения.[35] Данный подход является отличным основанием для понимания служения Святого Духа в Евангелии от Иоанна, однако он не позволяет определить другие очень важные аспекты Его служения. Я имею в виду то, что в Евангелии от Иоанна есть несколько важных указаний на то, что замена иерусалимского храма Иисусом делает Его новым местонахождением Божьего присутствия и местом, где уничтожаются грехи.[36] Далее Иоанн пишет, что Иисус посылает на служение Своих учеников как и Отец послал Его (20:21), Он говорит им, что они станут обитанием Божьего присутствия после Его восшествия на небо (14:15-23), и вверяет им ключи Царства (20:23). На основании этих данных можно сделать вывод, что Иоанн говорит об учениках не только как о продолжателях служения Иисуса с помощью Духа, но и как о тех, кто заменит Иисуса в качестве живого Храма. Таким образом, Святой Дух в учениках продолжает служение Иисуса в качестве замены храма.

Как было отмечено ранее, в Ветхом Завете можно было искать и найти Бога только в храме. Однако в Евангелии от Иоанна описана беседа Иисуса с самарянкой, когда Он сказал, что время поклонения в особенных местах подходит к концу. «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин.4:21). Поклонение в месте, выбранном Богом и утвержденном Ветхим Заветом (Втор. 12:5), заменено поклонением «в духе и истине» (Ин. 4:23). Это новое, не привязанное к определенному месту, поклонение произойдет в сферах духовной реальности.

Иисус провозглашает ученикам, что вместо того чтобы обитать в особом храме и в особенном городе, Он и Отец будут пребывать в тех, кто соблюдает Его Слово (Ин. 14:23). В Евангелии от Иоанна 14:15-23 Иисус говорит, что Отец, Дух и Сын будут обитать в тех, кто верит и повинуется.

Данный текст ясно показывает нам, что присутствие Святого Духа не следует приравнивать к возрождению. Ведь возрождение проявляется в новой способности видеть и веровать. А присутствие Святого Духа — это заветное присутствие Бога. В 15-16 стихах мы читаем слова Иисуса: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:15,16). Если присутствие Святого Духа производит повиновение и любовь к Иисусу, тогда кто сможет исполнить условие, поставленное Им? Но если те, кто уверовал, возрождены Святым Духом и получили от Него силу, тогда они способны исполнить требование любить Иисуса и соблюдать Его слова (Ин. 14:15). На мой взгляд, Святой Дух уже возродил их и даровал им способность повиноваться. Сейчас они ответственны за то, чтобы исполнять необходимые условия, дабы место Божьего присутствия было святым. Такой подход согласуется с Божьим требованием, чтобы Израиль исполнил определенные условия в отношении своей святости, дабы Он мог обитать среди них. В 3 Царств 6:11-13 мы читаем:

«И было слово Господа к Соломону, и сказано ему: вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля».

Слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 14:23: «… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» поразительно напоминают Божьи слова, обращенные к Соломону относительно необходимых условий, при исполнении которых Бог будет обитать в храме. Как народ израильский должен был соблюдать Божье слово, дабы содержать место Божьего пребывания в святости, так и ученики Христовы должны любить Его (Ин. 14:15) и соблюдать Его слово (14:23), чтобы святить место обитания Божьего. Если в первом случае местом Божьего присутствия был храм, то во втором случае, согласно Евангелию от Иоанна 14:15-23, Он, по Своему обетованию, пребывает в верующих.

Еще один намек на то, что может означать присутствие Святого Духа для верующих, представлен в Евангелии от Иоанна 20:22-23. Дунув на учеников и повелев им принять Святого Духа (20:22),[37] Иисус говорит: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23). В ветхозаветный период люди были обязаны идти в храм для приношения жертв за грех и получения прощения. Однако во времена Нового Завета жертва за грех была завершена смертью Иисуса на кресте (Ин. 19:30). Бог может обитать в храме, где не приносятся жертвоприношения, но где можно обрести прощение. Эта истина проясняет заявление Иисуса о том, что Дух не может быть дан ученикам до тех пор, пока Иисус не будет вознесен на крест (Ин. 16:7). Верующие не могут заменить храм, как место Божьего присутствия, пока Иисус не положит конец всем жертвам единократным приношением Себя в жертву за грех.

Присутствие Святого Духа в Евангелии от Иоанна, по всей видимости, содержит в себе способность передавать благословения, которые ранее можно было получить только в храме. Будучи местом пребывания Святого Духа, равно как и Отца, и Сына, община верующих является местом присутствия Божьего и прощения грехов, – благословений, которые раньше можно было получить только в храме. Таким образом, становится понятным, почему данные из Евангелия от Иоанна относительно присутствия Святого Духа служили историческим основанием для восприятия ранней Церковью себя как Божьего храма.[38]