1.8 Свет во тьме

1. В Быт.3 ничего не сказано о том, что − с точки зрения человека − падение привело к возвышению, как это утверждают те исследователи, которые считают вкушение человеком плода от дерева познания добра и зла избавлением от человеческой наивности и расцветом его независимости. Если среди несчастий человека где-то впереди ещё есть свет, это значит, что Сам Бог подает Свою спасающую руку. Он не позволяет человеку потеряться, исполняет смертный приговор не сразу и объявляет о Своих наказаниях с многообещающей надеждой. Змей и земля проклинаются, а Адам и Ева − нет. Ева испытает все трудности материнства, а дети их не будут помнить. Обработанная земля будет неподатливой, но человек сможет обеспечить себе питание. Бог также не позволяет им оставаться нагими, а одевает их (Быт.3,21).

Однако, наибольшая разница очевидна, если посмотреть на совместное наказание змея и женщины. Быт. 3 позволяет увидеть, что вражда между потомством змея и потомством женщины будет какой-то особенной. Потомок женщины будет раздроблять голову змея, в то время как потомство змея будет жалить женщину всего лишь в пяту. Значение этих слов лежит намного глубже, чем то, что ядовитые змеи, ползая по земле, могут смертельно укусить человека, а человек, в свою очередь, наступая на голову змеи, раздавливает её. О том, кто будет пребывать в вечной борьбе между змеем и женщиной, очень мало сказано в Быт. 3,15. Змеиный укус в пяту не всегда смертельный для человека, а наступление на голову змеи − всегда. Потомки женщины победят змея в духовной борьбе.

Несмотря на наказания, которые постигли человека, ещё в Эдемском саду он понимает, что надежда всё же есть. Адам назвал свою жену Ева. До того она называлась ‘женой’ (Быт. 2,23), а сейчас он называет её Евой в ожидании появления новой жизни. Ева стала матерью всех живущих (Быт. 3,20). Первоначальное Божье благословение на плодородие (1,28), стало действенным.

Дважды употреблённое в Быт. 3,15 евр. слово šūf даёт возможность перевода обеих частей словом сокрушить. Но во второй части можно также подумать и о коварном нападении (потомка) змея на пяту женщины [Ges/Buhl; HAL šūf]. Как не переводить, но разница в успехе всё же очевидна. Потомство женщины задевает голову змея, а змей всего лишь пяту женщины. Поскольку под змеем скрывается духовный мир [1.7.1], такая борьба между змеем и потомством женщины здесь тоже имеет место.

2. Бог проявляет свою милость человеку, потому что, несмотря на непослушание первых людей, Он не оставляет человека. Мы говорим о ‘милости’ в Быт. 3, в отличие от доброты и любви, которые мы находим в Быт 1 и 2. Милость представляет нам более глубокий смысл Божьей любви, поскольку Бог проявляет любовь людям, которые из-за своего падения потеряли эту любовь.

Можно также сказать, что Бог остается верным Своему первоначальному замыслу творения, даже со всеми плохими последствиями, которые он имел для человека. Его верность мы видим не только в Его милосердии, но и если мы обращаем внимание на Его указания. Быт. 3,15 повествует длинную историю милосердия и правосудия.

Происходило множество споров вокруг вопроса, была ли отсрочка физической смерти, которая стала наказанием за вкушение от дерева познания добра и зла, всего лишь милостью Божьей. Ведь сразу же после грехопадения человека на него обрушиваются несчастья. Физическую смерть мы бы могли воспринимать как завершение всего процесса смерти. Рассмотрение отсрочки смерти как проявления только милости было бы очень поверхностным. Из-за того, что Бог верен Своему замыслу относительно мира, в Быт. 3 начинается новая история, которая со всей силой засвидетельствует о Божьем милосердии и правосудии. Милость − это не просто возможность жить дальше, а появление света в этой жизни, если мы можем так сказать.

Я думаю о дискуссиях на счёт так называемой общей благодати. А. Кайпер отметил, что отсутствие сообщенной, и в то же время не начавшейся смерти Адама и Евы было милостью. К. Схилдер, наоборот, указывает на то, что мы должны говорить о двух словах: продолжение человеческого рода он рассматривал как условие для дальнейшей истории, которая свидетельствует не только о милости, но и о правосудии. Смотрите его размышления в Даума [1966,259]. Указание времени в Быт. 2,17 (евр. bejom) не настолько точное, как кажется (‘в тот самый день’) и может быть воспринято не в буквальном смысле слова [Westermann I,1974,305 с ссылками на Быт.2,4; 5,1; Исх. 6,28; 10,28 и др.].

3. Мы можем спросить себя, имеет ли ещё значение то, что Бог сказал в Быт. 1 о творении: ‘Бог увидел, что это очень хорошо было’. На этот вопрос нет однозначного ответа. Грехопадение принесло много горя, что было немыслимым в первоначально созданном мире. Поэтому, уже не скажешь, что всё, что Бог сотворил, по-прежнему оставалось хорошим. Грех прикоснулся к творению. Но с другой стороны, грехопадение человека не смогло уничтожить Божьего творения. Иначе восхваление Божьего творения, к чему прибегают в Библии не раз [см. 1.6.1], не было бы реальным. Я уже обращал внимание на то, что проклятие Богом земли не относится к проклятию всего мира. Творение, несмотря на все его стенания (Рим. 8,22), ещё в состоянии противостоять грехопадению. Человек может исполнять своё задание населять и возделывать. Также он может наслаждаться силой и величием Божьего творения и Его за это благодарить и восхвалять. Творение, как бы оно не было испорчено грехопадением, всё же позволяет чётко увидеть самые неприметные следы определения ‘очень хороший’.

Мне кажется, нет необходимости уменьшать значение слова ‘хороший’, обращая внимание только на одно из его значений: ‘отвечающий своему предназначению’. Роджерсон [1991,61] придерживается мнения, что мы твёрдо можем рассчитывать на ‘хорошее’, несмотря на проклятие, всемирный потоп и обещание в Быт.9,1, где человек получает власть над животными (которых он теперь может употреблять в пищу), а животные наделяются страхом к человеку. Это правда, что Быт. 1 написано после грехопадения, но с осознанием того, что мир до грехопадения был не такой, как после него. На слова ‘очень хороший’ после событий в Быт. 3 падает большая тень, если посмотреть на последствия грехопадения. А ‘очень хороший’ в смысле ‘отвечающий своему предназначению’ всё-таки можно определить как ‘отвечающий своему предназначению после грехопадения’.