1.4. Завет на Синае

1. Завет, который заключил Бог с Израилем после их выхода из Египта, рядом пунктов отличается от того завета, который Он заключил с “праотцами” (Втор. 4,31). Когда Он заключал Синайский завет, семейство уже превратилось в народ. И этот народ тем временем получил Бога с новым именем: Яхве. Мы уже разбирали, что это имя значит.

В величественных обстоятельствах Яхве провозглашает из горы Синай Десять заповедей как статут Его завета с Израилем. Народ у подножия горы был глубоко тронут и оставался стоять на приличном расстоянии (Исх. 20,18). Моисей получил от Яхве книгу завета со всеми предписаниями, которые мы находим в Исх. 20,22 – 23,33. У подножия горы он построил жертвенник из двенадцати камней. Там он прочитал вслух книгу завета, после чего народ торжественно ещё раз засвидетельствовал своё согласие со всем, что говорил Яхве (Исх. 24,3.7). Затем народ был окроплен “кровью завета” (Исх. 24,8).

После заключения завета последовала встреча избранных: Моисея, Аарона, Надава и Авиуда (старшие сыновья Аарона) и семидесяти старейшин из народа с Богом Израиля на горе. Приглашенные видели под ногами Яхве что-то похожее на плиту из чистого сапфира, ярко сияющее, как само небо. То, что сообщается в этом эпизоде, – вовсе не лишнее примечание: они остались живы; да, они видели Его, и они ели и пили (Исх. 24,11). Сам Моисей взобрался выше к Яхве, чтобы принять каменные скрижали, на которых Самим Яхве были написаны Десять заповедей (Исх. 24,12).

Жертвы, принесённые во время заключения завета, — это не жертвоприношения за грехи, а жертвы всесожжения и жертвы мира (или жертвоприношения пищи). Также трапеза на горе носила характер жертвоприношения пищи. Главной чертой этих жертвоприношений является благодарность и радость за заключенный завет. Читайте в пункте 3.4 о разных жертвоприношениях.

Моисей возложил жертвы на некоторых молодых израильтян (Исх. 24,5). Вероятно, мы должны думать о самых старших сыновьях из семейств. Первенцы были первоначально назначены посвящать себя специально для Яхве. Так, например, вскоре после этих событий Аарон и его сыновья будут призваны к такому служению. Возможно, что под “священниками”, которые были названы в Исх. 19,22, но ещё ими не были, мы должны понимать также первенцев. См. Kantt.SV на этот текст и Gispen [1951,II,57].

2. Очевидная разница между заветом у горы Синай и предыдущими заветами состоит в том, что в Синайском завете особое внимание уделяется двусторонности. В заветах с Ноем и праотцами, по сути, речь тоже шла о двусторонности. Завет без двусторонности – это не завет. Тогда человек бы превратился всего лишь в инструмент в руках Божьих вместо ответственной личности. Но в выше названных заветах в глаза бросаются, в первую очередь, обещания, а не требования, выдвинутые перед человеком-партнером. В завете с Ноем обещанием было впредь не уничтожать потопом всё живое без каких-либо условий. Нарушение поручений, данных перед заключением завета (Быт. 9,1), не было связано никакими санкциями, которые бы в случае нарушений ставили под угрозу дальнейшее существование завета.

Безусловно, это правда, что требования в завете с праотцами тоже играли немаловажную роль. Бог попросил от Авраама праведную жизнь и обрезание всех особей мужского пола в семье и прислуге (Быт. 17,9). Авраам должен был засвидетельствовать свою веру через готовность принести Исаака в жертву (Быт. 22). Благодаря послушанию Авраама Бог продолжил общение с Исааком (Быт. 26,5). Именно поэтому было бы неправильно называть завет с праотцами “не содержащим условий”, будто бы их реакция на обещания Бога была не в счёт. Но следует отметить, что этим реакциям уделялось меньше внимания, чем в Синайском завете. Иакову Бог напомнил обещания, которые Он дал Аврааму, не выдвигая никаких требований (Быт. 28,13; 35,10).

В Синайском завете двусторонность выражена намного ярче. Завет теперь будет сочетаться с заветным законом. Семейство праотцев переросло в народ, и Бог хочет, чтобы этот народ вёл себя как священный народ, живя согласно с “заповедями, постановлениями и законами” (Быт. 26,5; Исх. 24,3.7; Втор. 6,1 и др.). Именно это отличает Синайский завет от завета, заключённого с праотцами (Втор. 5,3). Правда в том, что Бог проявляет Свою любовь не потому, что Его народ Его полюбил (см. выше). Бог любит Свой народ, чтобы они Его любили. Он может требовать: “Будьте святы, ибо Я свят, Господь, Бог ваш” (Лев. 19; 20,26).

Условные предложения, как “если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой” (Исх. 19,5), впредь больше нигде не появятся.

Ни один из заветов, заключённых с человеком, не можно назвать “не содержащим условий”. Божье милосердие не безгранично. Следует также сказать, что если Израиль нарушит завет, это никогда не будет обозначать конец Божьему завету, хотя может так казаться (как в Исх. 32,10; срн. также Втор. 9,14, где Яхве говорит не “Мой” народ, а “твой”, в значении: народ Моисея!). Становится очевидным, что Бог осуществляет Свои когда-то данные Израилю обещания, хотя Он может отвергнуть большинство израильтян. Его свобода в рамках завета и Его верность когда-то заключённому завету, вместе со всеми имеющимися там благословениями и наказаниями, неразрывны (Втор. 7,9).

Вопрос о том, может ли наступить конец Божьему завету с Израилем как нацией, как отдельным народом в отдельной стране, становится актуальным только в Новом Завете, когда мы обсуждаем тему “старого” и “нового” заветов (2Кор. 3,6; Евр. 7,22; и др. срн. с Иер. 31,31). В Ветхом Завете не раз упоминается об обновлении завета. Так, например, в Исх. 34,10; Втор. 29,1 (“кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве”); Нав. 24; 4Цар. 11,17; 23,3.