2. Книга пророка Иеремии

2.1. Подход

1. Ни об одном пророке нам не известно столько биографических данных, как об Иеремии. Упоминание годов и месяцев вместе с периодами правления последних царей Иудеи рисует нам детальную картину жизни Иеремии. Это наша путеводная нить, с помощью которой мы сможем воссоздать картину пророчеств, описанных в его книге. Ведь эти пророчества приведены не в хронологической последовательности. Ранние и более поздние пророчества переплетаются друг с другом, при этом не всегда понятна причина такого порядка.

Иеремия пророчествует во времена правления последних иудейских царей: Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии (Иер. 1,2сл.; 22,11сл.). Эти цари имеют дело с Ново-Вавилонским или Халдейским царством, которое благодаря Набопаласару и его сыну Навуходоносору стало мировой державой. Иудейские цари должны были постоянно считаться с двумя мировыми державами: Вавилоном и Египтом.

При рассмотрении Книги пророка Иеремии мы сначала уделяем внимание жизни Иеремии в дни правления вышеназванных царей. При этом мы разделяем материал на четыре части [2.2-2.5]. Мы начинаем с юности Иеремии и его призвания к пророческому служению. Эти события происходят при правлении царя Иосии (640-609 гг. до н.э.). Потом мы видим деятельность Иеремии в дни царя Иоакима (609-597 до н.э.). Третий период совпадает со временем правления Седекии (597-586 до н.э.). И наконец, мы видим, что происходит с Иеремией после изгнания иудеев в 586 г. до н.э. После того, как Иеремия ещё некоторое время прожил среди оставшихся иудеев, он отправляется (принужденно) в Египет, где произносит свои последние пророчества.

Пример нехронологической последовательности событий: в Иер. 24 говорится о временах после изгнания царя Иехонии (597 до н.э.), в то время как Иер. 25 нас снова возвращает в четвёртый год правления царя Иоакима (605/604 до н.э.). В Иер. 27 (см. ст. 3 и 12) и 28 мы находимся в начале правления царя Седекии (около 594 до н.э.), после чего письмо к изгнанникам в Иер. 29 нас снова переносит во времена сразу после изгнания в 597 г.до н.э.

Из пяти иудейских царей, которых знал Иеремия, есть два такие, которым уделяется очень мало внимания, и которые в Иер. 1,2сл. не упоминаются, вероятно, из-за слишком короткого времени их правления. Один из них – Иоахаз, сын Иосии, который правил всего лишь три месяца (609 г. до н.э.). Иоахаз был взят в плен и отправлен в Египет, где он и умер (4 Цар. 23,31сл.). Фараон воздвиг на трон в Иерусалиме брата Иоахаза – Иоакима. После смерти Иоакима пришел к власти его сын Иехония. Его правление также длилось не больше трёх месяцев. В 597 г. до н.э. он вместе с другими членами царской семьи сдался в руки Навуходоносору. Он был в первой группе пленников, отправленных в Вавилон. На его место был поставлен царём его дядя Седекия. Он был третьим из сыновей Иосии, которые были царями: Иоахаз, Иоаким и Седекия. Однако они вместе были у власти меньше, чем их отец.

2. После описания четырёх упомянутых периодов жизни пророка Иеремии мы определяем характерные черты пророчествования Иеремии [2.6]. Потом мы уделяем внимание пророчествам о народах, которые находятся в Иер. 25; 46-51 [2.7]. И после того, как мы разберёмся с политическим и социальным аспектом пророчеств Иеремии, мы, согласно традиции в этой серии книг, заканчиваем разделами “На пути к Новому Завету” [2.9] и “Выводы” [2.10].

Примечательно, что пророчества о народах в греческом переводе (Септуагинте) можно найти ещё в Иер. 25, в то время как в еврейском тексте (которому мы следуем в нашей Библии) они находятся только в конце Книги пророка Иеремии (Иер. 46-51). На вопрос “почему” отвечают по-разному. Размещение их в конце книги можно легко объяснить. Смотрите, например Пейлса [Peels 2001,216]. Пророчества о народах провозглашаются ещё в Иер. 25, в строке, начинающейся с Иерусалима и городов Иудеи (Иер. 25,18), после чего упоминается множество других народов, от Египта до Вавилона (Иер. 25,19-26). Сообщение приговора над Иудеей и Иерусалимом и его исполнение мы фактически находим в Иер. 26-45. Отправлением Иеремии в Египет эта история закрыта. Потом следуют пророчества, в которых звучит приговор для других народов, начиная с Египта и заканчивая Вавилоном.