1. Книга пророка Софонии

1.3. Софонии 2,3-3,8

1. Если в Соф. 1 возвещается день Яхве для Иудеи и Иерусалима, то вторая часть Книги Софонии позволяет увидеть, что приговор распространяется также на народы, окружающие Иудею. Одно за другим провозглашается падение филистимских городов (Соф. 2,4сл.), Моава и Аммона (Соф. 2,8сл.), Нубии (Соф. 2,12) и, наконец, Ассирии с её городом Ниневией (Соф. 2,13сл.). После этого пророк снова возвращается к Иерусалиму (Соф. 3,1сл.). Могущественные города филистимлян, которые на протяжении всей истории наносили ущерб народу Яхве, обречены на падение. Газа превратится в покинутый город, Аскалон – в пустыню. Азот будет выгнан среди дня, о чем и не догадывался ни один из его жителей. Екрон будет искоренен, как дерево. Звучит “горе” в адрес жителей побережья, критян. Это название, которым филистимляне обязаны острову Крит, откуда они первоначально появились. Пророк по-особенному обращается к земле филистимлян, награждая её названием “Ханаан”, которое здесь имеет негативный религиозно-культурный оттенок. Это название напоминает об идолослужениях и образе жизни коренного населения Ханаана, к чему так часто соблазнялся Израиль с помощью филистимлян. За это народ Иудеи будет наказан в день Яхве. Но та же участь постигнет и филистимлян. Города превратятся в руины, а то, что останется от них – это луг, подходящий для выпаса овец. А кто будет владеть этой землей? «Остаток» от Иудеи, который будет пользоваться землей и домами Аскалона, чтобы выпасать своих овец! Из этих слов видно, что с Иудеей не будет покончено окончательно. Яхве смилосердится над “остатком” Своего народа и повернёт их судьбу к лучшему.

Из Нав. 13,3 становится понятным, что филистимляне составляли часть земли Ханаана. Они были и оставались язычниками, несмотря на то, что их владения по праву достались израильтянам. Слово “ханаанский” выступало для израильтянина клеймом того, что Яхве отверг и проклял (срн. Быт. 9,25). Под названием Ханаан в Соф. 2,5 следует понимать первоначальный языческий Ханаан, который будет иметь своё религиозно-культурное влияние на протяжении всей истории. “Ханаан” также может употребляться в позитивном значении: например, пророчество в Ис. 19,18 о пяти городах в Египте, “где люди говорят на ханаанском языке” и признают Яхве. См. H.J. Zobel in ThWAT IV,230.243. Во времена Софонии существовала тесная связь между филистимлянами и Финикией. Влаардингербрук [Vlaardingerbroek 1993,143] указывает на Иоиля 4,6, где мы читаем о продаже филистимлянами жителей Иудеи грекам.

2. После предсказаний о враге на западе мы читаем, какая судьба ожидает Моав и Амон – врагов на востоке. Яхве услышал, как они осыпали насмешками и оскорблениями Его народ, и как они посягали на землю Иудеи. Моав и Аммон ожидает судьба Содома и Гоморры: они станут полем с крапивой и соленым озером, вечной пустыней. Что было сказано о земле филистимлян, произойдёт также здесь. Всё, что останется от Моава и Аммона, попадёт в руки “остатка” народа Яхве.

В отличие от ситуации с филистимлянами, здесь сказано прямо, почему Яхве поступит с ними именно таким образом. Яхве отплатит им за высокомерие, с которым они угрожали Его народу и и издевались над ним.

Падение Моава и Аммона имеет некоторые последствия для других народов мира. Яхве внушит им большой почтительный страх, потому что Он уничтожит всех богов земли. И вместо дальнейшего сопротивления Яхве люди со всех берегов поклонятся Ему, каждый в своей земле!

Обратите внимание на то, что после Соф. 1 Яхве снова называет народ Иудеи (Израиля) “Своим” (Соф. 2,8сл.)!

Грех высокомерия постоянно упоминается в “пророчествах о народах”. В высокомерии человек всегда примеряет на себя те качества, которые подобают только Богу, как мы это видели не раз. См. мою книгу “Иезекииль и Даниил”, ч. 2.6.3 и “Осия, Иоиль, Амос и Авдий”, ч. 1.6.1.

Поклонение народов (Соф. 2,11) могло бы натолкнуть нас на мысль об их собрании на месте храма [евр.: mimmeqōmō]. Однако это всё же значит, что каждый поклоняется Яхве на своём месте, в своей земле (срн. Мал. 1,11).

3. Всего лишь один стих посвящается нубийцам, которых следует искать на юге. Очень часто при этом думают об эфиопах, однако людей, к которым здесь обращаются, нам следует искать в местности на юг от Египта. Многие считают, и небезосновательно, что фактически речь идёт о египтянах. Египтяне имели много общего с нубийцами. Длительное время нубийцы даже правили Египтом (при двадцать пятой династии). Одного из них, Тиргака, мы знаем из времен Исаии, когда Иерусалим был осажден Сеннахиримом в 701 году до н.э. (4 Цар. 19,94 Ис. 37,9). Именно нубийцы, начиная с 616 года до н.э., приходили на помощь ассирийцам против мидян и вавилонян. К такой ситуации очень хорошо подходило бы это краткое пророчество о народах. Египтяне (нубийцы) пытались одолеть власть вавилонян и предоставляли помощь ассирийцам. Но Яхве решил иначе. Нубийские войска, которые пришли поддержать ассирийцев, будут поражены мечом Яхве.

См. К.Р. Вейнгофа [BH³,449v] о нубийцах. Мы придерживаемся перевода NBV, в котором еврейское слово kūšīm передано словом “нубийцы”. Срн. также то, что об этом уже было сказано в Соф. 1,1. NBG, Ван дер Вауде [Van der Woude 1985,122] и др. переводят словом “эфиопы”.

4. Наибольше внимания уделяется врагу из севера, Ассирии. Яхве прострет Свою руку и сравняет с землей эту мировую державу. Мы живём во время заката этого мирового царства, которое стоит на грани разрушения. Звучат слова о падении “жемчужины” Ниневии, которая нам известна из пророчеств Ионы и Наума. В 612 году до н.э. совместным нападением мидян и вавилонян этот город будет ослаблен и основательно разрушен. Ниневия больше не будет играть никакой роли.

В Соф. 2,13сл. провозглашается окончательное уничтожение Ниневии. Ниневия превращается в развалины, в пустыню. Только стада животных могут ходить этими местами и пастись. Вспомните, что было сказано раньше о филистимских городах! Совы и дикобразы живут рядом с колонами, которые когда-то свидетельствовали о величии этого города. Ветер завывает в окнах, повсюду лежат руины города, который когда-то думал в своей беспечности: “Я и только я!”. Город превращается в чащу, где находят пристанище только дикие животные. Каждый, кто проходит мимо этого города, посвищет и махнёт рукой от разочарования.

Снова обратите внимание на переход речи Бога от первого (Соф. 2,12) к третьему лицу (Соф. 2,13). В Соф. 2,15 предполагается, что Ниневия уже пала. Об исполнении этого пророчества не стоит и сомневаться. Оно свершилось очень скоро. Город Ассур пал в 614, а Ниневия – в 612 г. до н.э.

5. Описание “дня Яхве” как судного дня над народами начиналось с описания того, что ожидает Иерусалим, и заканчивается также ним (Соф. 3,1сл.). В этой части ещё больше, чем в Соф. 1, объясняется, почему Иерусалим заслужил такой приговор. “Горе”, звучащее в адрес города, вызвано его беззакониями. Иерусалим превратился в непокорный, нечистый и оскверненный город. Он не принимает ничьих поучений, не уповает на Яхве и не ищет Его в час нужды. Вместо этого мы читаем о вождях народа, которые не заботятся ни о чем другом, кроме своей выгоды.

Здесь называются четыре категории людей, которые управляют городом: 1) “вожди”, к которым принадлежат правители и политические лидеры; 2) судьи; 3) пророки и 4) священники. Их портрет, нарисованный здесь, крайне негативный.

Вожди – рыкающие львы, причем их рев обращен к их подданным. Люди, которые должны были быть пастырями для своих подданных, превратились в раздирающих львов.

Не лучше ситуация с судьями. Им надлежит творить правосудие, чтобы защищать беззащитных людей. Однако вместо этого они, как волки, жадно бросаются на всех, кто ищет у них правды. Они выходят на охоту в темное время и загрызают, как волки, людей, которые ищут у них правосудия. В Израиле суд производился утром (срн. 2 Цар. 15,2; Пс. 100,8; Иер. 21,12). Но утром судей нет. Они используют свой шанс в темноте во вред тем, над кем они должны вершить правосудие.

Пророки в городе, которые должны бы доносить слово Яхве людям, тоже заботятся о своём благе. Они называются бессовестными обманщиками, из чего можно сделать вывод, что даже те, которые должны быть носителями слова Яхве, не спасают своего ближнего, а наоборот – причиняют ему вред. Они ни на грамм не лучше вождей и судей. Такие люди по праву называются “лжепророками”.

Также священники поступают совсем не так, как от них следовало бы ожидать. Всё, что свято (также в храме), они оскверняют. А закон Яхве, которому священники должны обучать народ, они сами преступают. Это свидетельствует (как и в ситуации с вождями, судьями и пророками), что они ищут не Яхве, а себя, и что они обманывают своего ближнего.

На фоне плачевной ситуации в стенах Иерусалима кажется удивительным стих Соф. 3:5. Прежде всего, в нём сказано, что Яхве находится посреди Иерусалима. Это не является само собой разумеющимся, поскольку Он может так возненавидеть зло Своего народа, что больше не будет находиться среди него (срн. Исх. 33,3; Иез. 11,23). Однако кто думает, что Яхве сейчас находится посреди Иерусалима, чтобы вмешаться в ход событий и положить конец “непокорному, нечистому и оскверненному городу”, не находит подтверждения своим мыслям в Соф. 3,5. Там перед нами образ Яхве, который служит полным противопоставлением образу правящей элиты города. Вожди, судьи, пророки и священники – все они несправедливые. А Яхве – праведен. Он не делает неправды. В то время как судьи пренебрегают своей обязанностью производить суд с утра, Яхве присутствует каждое утро, когда становится светло, и являет Свой суд неизменно. Тем не менее, это вовсе не значит, что Он здесь для того, чтобы уничтожать нечестивых в городе. Он присутствует и записывает каждый день всякое зло, совершаемое в городе. Злоумышленникам в городе это может быть известно, поскольку те, кто делает неправду, не знают стыда. Бесстыдство никогда не служит оправданием, а наоборот – всегда является обвинением. Люди знают всё очень хорошо, однако предаются злу без стыда и совести.

Перевод и толкование Соф. 3,1-5 ставит нас перед вопросами, на которые невозможно дать уверенные ответы. При описании образа судей, которые называются “вечерними волками”, я придерживаюсь (приблизительно) объяснения Б. Йонгелинга [по: Vlaardingerbroek 1993,172]. Существуют также весьма большие трудности с переводом Соф. 3,5. Здесь я придерживался NBV. Отцы церкви переводили Соф. 3,5 в будущем времени: Бог будет производить суд и действовать в день суда. Смотрите также перевод Вульгаты. Но если речь идёт о (единственном) “дне Яхве”, тогда невозможно объяснить, почему Яхве “каждое утро” будет производить суд. См. дальше ч. 1.5.

6. На основании Соф. 3,5 могло бы показаться, что Яхве за всем пристально наблюдает и всё записывает, но не вмешивается. Это было бы неправильно, если вспомнить об объявленном “дне Яхве”, а также о том, что Он так часто делал в прошлом: Он уничтожал народы, разрушал их города и опустошал их улицы, так что люди больше не могли там жить. Но народ Яхве не запомнил этих уроков. Если бы они помнили, тогда Иерусалим был бы спасен. Однако люди продолжали делать постыдные дела. И поэтому “день Яхве” больше невозможно предотвратить. Он решил добиться Своей цели и для этого созвать народы и царства. Он изольёт на них Свой гнев.

Гнев Яхве почувствуют не только Иудея и Иерусалим. Соф. 3,8 показывает, что Его клокочущая ярость выльется на все народы, включая Иудею. Вся земля пройдёт через огонь ярости Яхве.

Не вижу никаких оснований считать Соф. 3,6сл. новым отрывком, как предлагает NBV (NBG иначе). То, что Яхве сейчас не вмешивается в ход событий в Иерусалиме, в то время как Он там присутствует (Соф. 3,5), еще не значит, что Он не может или не будет вмешиваться. Это хорошо продемонстрировало прошлое (Соф. 3,6).