3.11. Захарии 9-10,1. Народ Яхве живёт спокойно

1. Общие замечания о Зах. 9-14 мы будем также учитывать при рассмотрении Зах. 9. Там говорится о местностях и краях, которые нам более или менее известны, но, к сожалению, мы не можем связать их с определенной исторической ситуацией, в которой все упомянутые местности играют роль. Так, нам не известен ни один поход, в котором были бы задействованы северные города Сирии, прибрежные города Тир и Сидон, а также филистимские города. Впрочем, о походе не говорится и в Зах. 9,1-8. Эта глава становится намного яснее, если учитывать, что Яхве проводит новые границы для Своего народа. Царство Иудея (Израиль) распрострется до крайнего севера (Хадрах и Дамаск), а также охватит всю прибрежную территорию (от Тира и Сидона), включая филистимские земли. Во всей этой области Яхве утверждает Свою власть.

Слово Яхве сначала “основывается” в земле Хадрах, то есть завладевает этим городом, чтобы потом сделать то же самое с Дамаском и Емафом. Оттуда слово Яхве продолжает свой путь к Тиру и Сидону, которые, несмотря на их остроумие, не могут ничего сделать против силы Яхве. Серебро, которое лежало там кучами, и золото, которое было как уличная грязь, Яхве бросит в море, в то время как сам город будет истреблен огнем. От этого большого покорения ужаснутся лежащие южнее филистимские города Аскелон и Газа, а Екрон после падения Тира потеряет всякие надежды. Газа лишится царя, а Аскелон – своего населения из-за смерти или из-за бегства во время военных действий. В Азоте, который в более позднее время был названием персидской провинции наряду с Иехудом (Иудеей) и Идумеей (Эдомом), жило “нечистое” смешанное население, которому не доставало старой силы филистимлян, чтобы сжать кулак против мощи Яхве. С филистимлянами будет покончено. Яхве сломит их высокомерие. И их беззаконию, которое проявлялось среди прочего в том, что они употребляли в пищу мясо, в котором еще была кровь (срн. Быт. 9,4; Лев. 17,10), придёт конец.

Если сначала говорил Сам Яхве, то в Зах. 9.7б слово имеет пророк. Он сообщает об удивительном факте. Часть филистимлян будет спасена. Они будут принадлежать “нашему” Богу и найдут свое место в Иудее. Об Екроне сказано, что он будет связан с “нами” таким же образом, как когда-то произошло с иевусеями, коренными языческими жителями старого Иерусалима. Давид покорил этот город (2 Цар. 5,6сл.), но позволил иевусеям жить среди иудеев (срн. Нав. 15,63).

Безопасность, которая нужна народу Яхве в пределах его новых границ, будет обеспечена Яхве. Он будет стоять на посту и защищать землю от проходящих войск. Новые границы не подразумевают автоматически мир в царстве. Однако войска с военачальниками, которые могли бы угнетать народ Яхве, больше не имеют шанса попасть в пределы этого царства.

Границы, установленные здесь для Израиля, напоминают нам об обетованиях, которые были даны праотцам: “от реки Египта до большой реки Евфрат” (Быт. 15,18; Исх. 23,31). Это обетованная земля, которая когда-то как земля Ханаан находилась во власти египтян. В неё не входили Заиорданские земли. Из Зах. 10,10 можно сделать вывод, что Заиорданские земли (Галаад) также принадлежат новому Израилю.

Перевод заглавия и ст. 1 вызывает некоторые трудности. Какое прочтение правильное: «Яхве обращает Свой взор на всё человечество, как и на колена Израиля» [Baldwin 2003,159] или же «человечество и Израиль обращают свой взор на Яхве» [NBV]? Оба варианта могли бы иметь право на существование в рамках второй части Книги Захарии. Второй вариант хорошо подходит к тому, что мы читаем о глазах Яхве, которые, согласно Зах. 4,10 (срн. 3,9), охватывают взором “всю землю”.

В Зах. 9,1-6 нет никакого маршрута похода из севера на юг, с которым связывают греческого царя Александра Великого, который после битвы у Иссы (333 до н.э.) покорил Северную Сирию, осадил Тир и отправился в Иудею и Самарию. Филистимские города Газа, Аскелон и Азот лежат из юга на север, в то время как города Хадрах, Дамаск и Емаф не лежат из севера на юг. См. Ван дер Вауде [Van der Woude 1984,163v], у которого я также позаимствовал замечание о границах земли в рамках обетования праотцам.

Влияние Азота ещё заметно в дни Неемии, который резко выступает против того, что дети иудеев через смешанные браки говорят наполовину по-азотски или языком других народов (Неем. 13,24).

2. Новому царству нужен также новый царь (Зах. 9,9сл.). Сион может ликовать и кричать от радости. Его царь въезжает в Иерусалим. О нём сказано, что он одарен справедливостью и благословением. Его появление отличается от появления его предшественников, которые строили свои дома на беззаконии и не заботились о правах бедных и нуждающихся (Иер. 22,13). Он смиренный и сидит не высоко на коне, как персидский князь (срн. Есф. 6,8), а на молодом осле. Даже если здесь не сказано об этом прямо, мы всё равно должны видеть в нем Давидового царя, о котором мы читаем в Зах. 12,7сл. В конечном счете, Сам Яхве есть Царь, но трудно представить, что пророк садит Его на осла. Здесь речь идёт о человеке, который поступает справедливо и приносит мир. Его действия напоминают Пс. 71. Его смирение показывает, что он думает не о себе, но как истинный пастырь заботится о своем стаде.

В то время как Яхве изображается нам как победитель над народами на севере и вдоль побережья, в Зах. 9,10 мы слышим, что Он также действует в Ефреме, северной части Его собственного народа. Оттуда Он заберет колесницы, а в южной части Он истребит коней в Иерусалиме. Псалмы и пророки критически высказываются об использовании коней как инструмента для царей, желающих вести войну собственными силами (Пс. 19,8; 32,17; 146,10; Ис. 2,7; 31,1.3; Ос. 14.4; Мих. 5.9). Вместо войны с использованием колесниц и коней, новый царь Давид восстановит мир между народами. Он сможет это сделать, поскольку его царство протянется от моря и до моря, и от Реки (Евфрата) до концов земли. Таким образом, здесь провозглашается всемирное царство, в то время как в Зах. 9,1сл. речь всё ещё идет о границах новой земли, которая принадлежит народу Яхве.

Как показано в Суд. 10,4; 12,14, езда на молодом осле могла говорить об определенно высоком положении. Пророки критиковали использование коней на войне со времен Соломона, когда впервые начали их использовать (3 Цар. 10,28). Ехавший на осле мог стать вестником мира [Baldwin 2003,166]. Впрочем, согласно Зах. 10,3, Яхве Сам может сделать из народа Иудеи Своего боевого коня.

3. В Зах. 9,9сл. нам рисуется образ сына Давида, который принесет мир (vrede) во всем мире (wereld). Однако перед этим должно ещё кое-то произойти. Об этом говорится в Зах. 9,11сл. Можно обратить внимание на три момента: 1) должны возвратиться изгнанники как из Северного, так и из Южного царства [ст. 11-12]; 2) это освобождение из изгнания сопровождается большим сражением против врагов народа Яхве [ст. 13-15]; 3) народ Яхве будет жить в спокойствии и богатстве [ст. 16-17].

Освобождение из изгнания сравнивается с освобождением узников из безводного колодца, которые обречены на смерть, потому что больше не могут выпить воды. Можно вспомнить, что в колодец когда-то был брошен Иосиф (Быт. 37,24), а также что из колодца позже был поднят Иеремия (Иер. 38,6сл.). Однако завет, который Яхве когда-то заключил со Своим народом, подталкивает Его протянуть Свою руку спасения. Этот завет подтвержден кровью, поэтому Яхве знает, что Он связан этим заветом. Под кровью можно понимать завет Яхве с Авраамом (Быт. 15,9сл.) или заключение завета с народом Израиля у подножия горы Синай (Исх. 24,5сл.).

От нашего внимания не должно уйти то, что готовность Яхве освободить пленников соединяется с призывом к пленникам возвратиться в убежище, то есть в Сион (Иерусалим). Они справедливо надеялись на освобождение, и они должны знать, что в Сионе им воздастся вдвойне, а значит очень щедро, за все беды, которые они вынесли (срн. Ис. 61,7). Заключительные стихи Зах. 9 разъяснят эти слова. Призыв к изгнанникам возвращаться в свою землю мы слышим не впервые. В них продолжается мысль, уже прозвучавшая в Зах. 2,6. Земля как на севере, так и на юге нуждается в жителях!

Изгнанники не должны падать духом из-за той борьбы, которая ещё предстоит им, прежде чем они смогут возвратиться в благополучии и спокойствии. Победа будет однозначно. Кто сможет восстать против Яхве, Который натягивает Иудею, как Свой лук, использует Ефрем, как стрелу, и воздвигает сыновей Сиона, как меч против греков? Упоминание греков может навести на мысль о периоде, в котором греко-македонский царь Александр Великий создал своё царство. Однако название “Греция”, которое на еврейском звучит как Иаван (Иония), – очень древнее (срн. Быт. 10,2.4). Это название также встречается в Иоиля (3,6), где речь идёт о жителях Иудеи и Иерусалима, которые были проданы грекам. Под словом “греки” нам следует понимать далекие неизвестные народы, которые здесь, в Зах. 9, участвуют в великом сражении между врагами Яхве и Его народом.

То, что в Зах. 9,13 ещё кажется спокойным сражением с луком, стрелой и мечом, в следующих двух стихах превращается в чрезвычайное проявление силы Яхве в небесном пространстве над Его народом. В полуденных бурях Его стрелы сверкают, как молнии, а звук Его рога гремит, как гром, которым Он призывает к сражению. Яхве защищает Свой народ этой небесной силой, как щитом. Зах. 9,15 очень трудно перевести, но понятно то, что Израиль в сражении со своими врагами добьется победы и их истребит. Согласно NBV, победители не только запачкаются кровью своих пораженных врагов, но будут её пить, пока не опьянеют от неё. В другом месте Ветхого Завета говорится о птицах и зверях, которые призываются, чтобы насытиться плотью и кровью врагов (Иез. 39,17сл., после победы над Гогом).

Результатом этого сражения в великий день Бога будет то, что Яхве сможет обеспечить безопасность Своему народу. Сражение позади, безопасность утвердилась, и жизнь может процветать. Принадлежащие к народу Яхве будут сиять, как драгоценные камни в короне. У молодых людей снова появляется перспектива, поскольку есть вдоволь еды и питья. Больше нет недостатка в вине и зерне.

Содержание Зах. 10,1 примыкает к рассмотренной нами главе. Люди снова могут просить Яхве о дожде. Он создает тучи и весной позаботится о том, чтобы люди благодаря изобилию воды (проливным дождям) снова увидели, как на полях все растет. Сравните этот стих с ситуацией изгнанников, о которой написано в Зах. 9,11. Изгнанники оставили безводный колодец, а обрели свою старую землю, которая обильными дождями заботится о благополучии.

Упоминание о греках в Зах. 9,13 привело к множеству предположений. Следует ли нам видеть здесь времена Александра Великого, который после Персидского царства утвердил эллинистическое царствование? Или же здесь описаны времена Селевкидов, которые вышли из Греческого царства Александра Великого? Ведь тогда пресловутый Антиох IV Епифан (175-163 до н.э.) преследовал еврейский народ и Маккавеи выступали как борцы за свободу. На мой взгляд, не следует в упоминании греков видеть такие далекие времена, поскольку в центре внимания было еще возвращение изгнанников после восхождения на трон персидского царя Кира и следующих после него царей (Зах. 9,11сл.). Изгнанники находились также под греками [Ollenburger 1996,810]. Их возвращение датируется как раз временами Аггея и Захарии, но вряд ли веками позже.