2.6. От беззакония к царской власти

1. Неужели в период судей не было принято никаких мер, чтобы утвердить царскую власть? Конечно, были. Так, Гедеон глубоко поразил народ, и его хотели сделать царём, даже царём с правом передачи власти по наследству (Суд. 8,22). Это желание разделили разные колена, как Манассии, Асира, Завулона и Неффалима (срн. Суд. 7,23), но мы не можем сказать, что за таким желанием стоял весь Израиль. Просьбу отклонил сам Гедеон сильным аргументом, что народ Израиля должен в Яхве видеть царя Израиля (Суд. 8,22).

Единственный царь, о котором говорится в Книге судей, это сын Гедеона – Авимелех. Однако он был не больше, чем царём города, который имел право голоса в Сихеме и его окрестности. Кроме того, от этой царской власти не исходило никакого воодушевления. Авимелех самостоятельно расчистил дорогу к трону, убив почти всех других сыновей Гедеона (Суд. 9,1).

Авимелех был таким же царём города, подобных которому Иисус перебил в числе тридцати одного (Нав. 12,17). Он не был царём, которого позже желал Израиль над всеми коленами (1 Цар. 8,5). Даже тогда речь ещё не шла о могучем царе, который смог бы сравняться с правителями Египта и Ассирии. Царя Саула мы можем сравнить с правителями Едома, Моава и Арама [De Vaux 1978,164].

2. Иофам, единственный сын Гедеона, которому удалось избежать кровавой расправы, указал жителям Сихема на то, какой террор ожидает их в лице нового царя. Нет никакой причины считать причту Иофама (Суд. 9,7) нападением на институт царя как таковой. Притча направлена против Авимелеха. Когда деревья вышли искать себе царя, рассказывает притча, оливковое дерево не хотело расстаться со своим маслом, фиговое дерево – со своими сладкими плодами и виноградная лоза – со своим соком, который веселит богов и людей. Они не отказались от своих радостей ради “качания над другими деревьями” (Суд. 9,13). Только терновник был готов к этому. Но тогда все должны будут находиться в его тени – то, что терновник не может предложить! А кто не захочет покориться, увидит, что из ветвей этого терновника выйдет пламя (Суд. 9,8).

Притча Иофама позволяет увидеть, какой карикатурной становится царская власть, когда кто-то на подобие Авимелеха занимает эту должность. Автор Книги судей наверняка имеет перед глазами совсем другого царя. Он также имеет другое имя в душе. Кто это, нам станет ясно из следующей Книги Руфь. Таким образом, мы находимся в пути от судей (Руфь 1,1) к царю Давиду (Руфь 4,17.22)!

Беззаконие среди Израиля требовало царя. Яхве испытывал Свой народ. Захотят ли они жить в единстве всех колен как священный народ под Его властью – властью их непосредственного Царя? Но Израиль не выдержал этого испытания. Из таких центров, как Массифа и Силом, связывающая сила не исходила. Таким образом, возникает второй путь. Путь, на котором Израилем будут управлять теократическим способом, но с помощью царя. Причём царя, который проявляет уважение к Яхве, и который также будет прокладывать дорогу к святилищу как эффективному, духовному центру Израиля.

Многие прочитали в притче Иофама принципиальное осуждение царской власти. Это привело к оспариванию целостности Книги судей, поскольку Суд. 17-21 как выступление за царскую власть трудно вписать в первые части Книги, где в притче Иофама увидели возражение против царской власти. См. [Crüsemann 1978,19.155]. Мне такое мнение кажется ошибочным.