Ветхий и Новый Завет

В Ветхом Завете объявлено пришествие Спасителя, Мессии. Цитируя Ветхий Завет, Иисус убеждал Своих учеников в том, что Он – обетованный Спаситель, и что Он должен пострадать, чтобы избавить народы от греха (Лк.24:25-27).

Новый Завет описывает приход Спасителя, Иисуса, на землю, как Он жил и действовал, как Он страдал и умер, как Он воскрес и вознесся. Более того, Новый Завет описывает, как апостолы распространяли Евангелие по земле, содержит их проповеди, наконец, возвещает второе пришествие Иисуса в царском величии.

ВАМ НУЖНЫ ОБА ЗАВЕТА

Вы не можете понять Новый Завет без Ветхого; вы не можете понять Ветхий Завет без Нового. Обе части Библии неразделимы.

В новозаветных Посланиях апостолы постоянно ссылались на места из Ветхого Завета, чтобы указать, что там написано о Христе. Вот почему Ветхий Завет так важен для ясного понимания Нового Завета. Но верно и обратное. Ветхий Завет может быть понят, если вы читаете его в свете Нового Завета. Бог открыл Себя в одной Книге. Две ее части, составляющие Книгу, неразрывно соединены. Нельзя полностью понять одно без другого.

НЕТ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

Часто Ветхий Завет ставят на второе место в сравнении с Новым. Иногда даже забывают его. Если и принимают Ветхий Завет, то обычно его подвергают критике.

Ветхий Завет, говорят, – это Книга, полная ненависти, мести, ужасных рассказов, кровопролития, безнравственности. Ветхозаветный “Бог” называется богом ненависти и жестокости, непрощающим и мстительным. Ветхий Завет противостоит Новому, в котором главное место занимает любовь друг к другу, и “Бог” – только любящий и долготерпеливый. Некоторые церкви проходят мимо Ветхого Завета и используют лишь Новый. Некоторые идут еще дальше: убирают цитаты Ветхого Завета из Нового.

Конечно, между Ветхим и Новым Заветом есть различия, но нет противопоставления. В Ветхом Завете состояние греховного мира, отношения между людьми и события часто описываются весьма реалистически. Ветхий Завет не пытается приукрасить положение вещей. Все деяния, совершенные верующими и неверующими, в равной степени описаны ярко, не затушеваны. Божий гнев к греху описан наглядно.

Таким образом, Ветхий Завет ясно показывает, какой бывает жизнь, когда человек отделяет себя от Бога. Показывает, что Бог часто использует безбожные народы, чтобы наказать Свой народ. Показано, к чему приводит безбожие Его собственного народа (Ис.10:5-19).

Вопреки распространенному мнению, Новый Завет также упоминает гнев Божий по отношению к греху. Иисус приходит в гнев, когда встречает лицемерие фарисеев и их ложное благочестие (Мф.23). Наказание Анании и Сапфиры за их грех очень жестоко (Деян.5:1-11). В Откровении Иоанна миру и неверным церквам объявлены ужасные наказания (Отк.8;9;16:5,6).

Наказывающий Бог Ветхого Завета есть в равной степени наказывающий Бог Нового Завета. Любящий Бог Нового Завета есть также Любящий Бог Ветхого Завета. В первой части Библии Бог не только открывает Себя как Бог, который гневается на грех (Исх.34:6,7; Пс.102). Ветхий Завет также преисполнен любящим, жалующим, прощающим и милостивым Богом (Ис.1:18,19; 35; 54).

Бог Ветхого и Нового Завета – Бог, Который гневается на грех и наказывает грех сурово, но Он также есть Бог милующий и прощающий грех. Вот несколько ссылок из Ветхого Завета, которые описывают качества Бога:

Чис.14:18; Втор.5:10; Пс.85:15; 102:8; 145:7,8; Иоил.2:13; Ин.4:2; Неем.9:17.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И МУЗЫКА РОКА

Похоже, что Ветхий Завет в наше время открывается заново. С него сдули пыль, протерли, и он сияет новым светом. И действительно, разве Ветхий Завет не наполнен устремлением к лучшему будущему? Разве он не звучит современной критикой общества? Книга Екклесиаст и Псалмы кажутся особенно подходящими для могучих военных гимнов и песен протеста, способных вдохновить народы мира. Вооружившись Ветхим Заветом, можно обличить дискриминацию, гнет, несправедливость. Ветхий Завет даже достиг первых мест в “хит-парадах” исполнителей рока.

Тем не менее, Ветхий Завет предназначен не для этого. Да, он протестует против социальных болезней, несправедливости и насилия. В нем предсказано новое будущее, но это новое будущее будет только для тех, кто хочет служить Богу во всем (Ис.1:10-17; 1:18-20; 1:21-23; 2:1-5,11). Многие рок-группы упускают из виду этот аспект. Единство Библии не может быть нарушено. Ветхий и Новый Завет следует принимать так, как они даны Богом, – как единое целое.

Если вы верите, что есть противопоставление между Ветхим и Новым Заветом, вы фактически отрицаете все Божие откровение. Ведь именно в Новом Завете так ясно показан Божий гнев (Евр.10:26-31). Божий гнев за грехи всего человечества обращен на Иисуса, распятого на кресте (Евр.12:28,29). Когда Христос умирает, Он несет на Себе этот гнев вместо нас и снимает с нас нашу вину. Ветхий Завет указывает на Голгофскую жертву, а Новый Завет открывает эту жертву. Обе части Библии содержат Благую Весть о прощении грехов и о том, что гнев Божий отвращен благодаря страданиям и смерти единородного Сына Божия.

Значение и богатство Ветхого Завета может быть оценено только при помощи Нового Завета. Это не делает Новый Завет важнее Ветхого, поскольку Новый Завет не может быть понят без Ветхого Завета.

ПРИЗЫВ К ПОДЧИНЕНИЮ

Ветхий Завет сурово обличает социальные недуги и несправедливость. Он также показывает, в чем их причина. Источником всякого зла в мире является восстание против Бога. В этом восстании участвуют все люди, безотносительно расы и цвета кожи, положения в обществе. Но Бог только смеется над этим восстанием Своим святым смехом (Пс.2). Он смеется над злобой и тщетою человеческого восстания. Однако, несмотря на Свой гнев, Бог призывает людей покаяться и подчиниться Его Сыну. Неслушающие этот призыв будут наказаны Божиим справедливым гневом. Бог дает Иисусу всю власть на небе и на земле, и требует подчинения Ему (Мф.28:18; 1Кор.15:25; Отк.2:27; 19:11-16).

ИСТОЧНИК НАЗВАНИЙ

Названия “Ветхий Завет” и “Новый Завет” взяты из Посланий Павла к Коринфянам. Во 2Кор.3:14 употребляется фраза “Ветхий Завет”, а во 2Кор.3:6 можно найти слова “Новый Завет”.

Часть Библии, называемая Ветхий Завет, концентрируется вокруг завета Божиего, заключенного с народом Израиля у горы Синай. Этот завет устремлен в будущее – к пришествию и служению Мессии, Спасителя мира. В Новом Завете центральное место отведено новому завету. Он не отличается от ветхого завета, но исполнен во Христе и через Христа. Ветхий завет обновлен, но не отменен.

Христос объединил ветхий и новый заветы. Существует множество доказательств того, что Ветхий и Новый Завет как части Библии принадлежат друг другу. Да, между ветхим и новым заветом есть различия, но заветы не образуют двух Библий. Слово Божие начинается с Бытия и заканчивается Откровением. Благословенны те, кто читает Слово Божие и следует ему.

ВОПРОСЫ:

1. Многие Псалмы повествуют о гневе Божием ко греху, но также о Его любви к тем, кто служит Ему. Какие стихи Пс.72 относятся к Божиему гневу и какие к Его любви?

2. Новый Завет ясно устанавливает, что Ветхий Завет необходим для понимания Евангелия. Как это показано в Лк.24:25-29 и 44-47; Деян.28:24-29?

3. Новый Завет дает разные названия тому, что теперь называется Ветхим Заветом. Что это за названия, упомянутые в стихах во втором вопросе и в Ин.5:39?

4. Какие Книги имеются в виду, когда упоминаются “Моисей”, или “закон Моисеев”?