Библия и “устаревший

израильский закон

Вполне очевидно значение Евангелий и Посланий для Церкви Иисуса. Новый Завет незаменим для Церкви. Но Ветхий Завет тоже содержит отрывки, которые наглядно показывают их важность для нас. Возьмите, например, псалмы. Возьмите те повествования и пророчества, которые проливают свет на пришествие Иисуса Христа. Возьмите те части, которые говорят о праведном хождении и правильной жизни. Многое в Ветхом Завете относится к нам и сегодня.

ИЗБЫТОЧНАЯ ЧАСТЬ В БИБЛИИ

Однако существуют части Ветхого Завета, которые нас удивляют. Что нам делать с ними? Например, Исход дает очень живое и детальное описание строения и украшений скинии. Естественно эти отрывки имели огромную важность для Иудеев, но что с ними делать нам?

В Кн. Левит вы встречаете множество законов и правил, которые относятся к богослужению народа Израиля. После чтения Кн. Левит у нас те же проблемы, что и после чтения Кн. Исход. Что же нам делать с этими текстами?

Возможно, не будет разумным начинать ваше изучение Библии с этих отрывков, но вернитесь к ним после того, как ваше знание ее возрастет. Если вы хотите понять, чему учит нас Библия о Иисусе Христе, вы должны знать о законах и обрядах Ветхого Завета. Библия не содержит частей, без которых можно обойтись, даже если на первый взгляд они кажутся таковыми.

СУХИЕ ЗАКОНЫ ЖИВЫ!

Даже те части, которыми мы склонны пренебречь, имеют свое значение. Легче всего объяснить это на примере. Как мы сказали, Кн. Исход содержит детальное описание строения и украшений скинии (Исх.25-30). Малейшие детали не остаются без внимания, вплоть до колец и крючков, которыми прикрепляются занавеси скинии друг к другу. По этому описанию вы можете легко сделать очень точный образец.

Позднее в Кн. Исход это описание даже повторяется, на этот раз с целью точной постройки храма (Исх.35-39). Вы можете спросить: “Разве это все необходимо в такой книге как Библия?” По нашему разумению, нам было бы достаточно знать, что все было построено в точности, как повелел Бог. Все же существует причина этого повторения. Прежде всего мы можем почерпнуть здесь то, что для Бога важно, чтобы Его план исполнялся до малейшей детали. Религиозный центр Израиля не должен был возникнуть в результате человеческого воображения и замыслов. Израильтянам не позволялось самим составлять план. Люди должны были показать, что они полагаются на Бога, следуя в точности Его повелениям. В богослужении должна была исполняться Божия воля. Стоит обратить внимание, что главы между двумя описаниями дают нам яркий пример того, что случается, когда Божиими повелениями пренебрегают (Исх.32-34). Но люди подчинились, и в качестве знака Своего одобрения Бог наполнил скинию Своей славой. Разве это не чудесное завершение возвышенного описания строительных планов?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ДЛЯ НАС СЕГОДНЯ?

Сухие законы и развернутые описания строительных планов могут нас научить тому, что спасение человека от греха и примирение с Богом не зависят от наших замыслов или усилий. Давая, вплоть до деталей, обрядовые и религиозные законы для богослужения и повседневной жизни, Бог учит Израильтян, что Он – единственный, Кто избавит их от греха.

ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ

Кн. Левит также содержит многое для нашего научения. Богослужения, совершаемые священником в скинии, имели тесное отношение к пришествию Иисуса Христа. Израильтяне были подготовлены к этому пришествию. Это может быть видно в Лев.16, где описывается вершина религиозного года в Израиле. В День Искупления, как это называлось, обязанности первосвященника были обширны и трудны. Мы даем здесь краткое описание того, что происходило, но, чтобы получить точную картину этого сложного обряда, вы должны прочитать Лев.16. Первосвященник должен был полностью омыться и облечься в чистые одежды. После этого ему надо было принести жертву за грех, чтобы искупить свои собственные грехи. Затем зарезать козла и войти во святилище с его кровью и разбрызгать ее на крышку ковчега. Другой козел отсылался в пустыню с возложенными на него грехами всего народа.

Этот сложный ритуал в действительности не соделывал какого-либо примирения между Богом и Его народом. Эти жертвы были символами истинного искупления, которое принесет Христос (Пс.39:6-8). Более того, жертвоприношения на День Искупления ясно показывали человеческую слабость, поскольку ни человек, ни животное не могли понести бремя наказания за грех и принести истинное примирение с Богом. В то же время Бог учил и указывал, что наступит день, когда совершенная жертва будет принесена совершенным Первосвященником (Евр.7:27). Этот Первосвященник принесет в жертву Самого Себя. Все, что происходило в День Искупления, указывало на Его грядущую жертву. Уже в Ветхом Завете Бог прощал грехи Израиля, потому что Он знал, что Мессия принесет спасение. Вы можете прочитать об этом в Новом Завете в Послании к Евреям (Евр.7:23-27; 8-10).

Благая Весть звучит во всей Библии, проходя также через “сухие” страницы Ветхого Завета. Мессия, Иисус, идет соделать то, что мы, люди, не могли бы сделать сами. Он пришел спасти нас от наших грехов.

АГНЕЦ ИИСУС

Пасха – еще один Израильский праздник, который содержит в себе радостное послание Нового Завета. Во время Пасхи приносился в жертву ягненок и его кровью окроплялись дверные косяки. Это был праздник, во время которого Израильтяне праздновали свое избавление из Египта. Тогда они вспоминали свое избавление от рабства и то, как их первенцы были спасены от смерти. Это был праздник, значение которого далеко превосходит собственно историческое событие (Ср. Отк.5). Египет был символом рабства греху и смерти. Но не жертвенный ягненок мог спасти человека от этой власти. Это мог сделать только Пасхальный Агнец, Иисус. По этой причине Иисус установил Вечерю Господню, во время которой празднуется Пасха. Когда вы обратите внимание на это, вы увидите реальное значение Пасхи в Ветхом Завете, откроете истинный ее смысл, иначе она была бы всего лишь еще одним ритуалом. Эта Пасха провозвещала мучительную смерть Иисуса на Голгофе. Его жертва избавила от рабства греху всех, кто принадлежит Ему.

ИИСУС ГРЯДЕТ!

Всякий, кто принимает правила, заповеди и законы в Ветхом Завете всего лишь за описания древнеизраильского фольклора, упускает из виду нечто весьма важное. Цель Божия состоит в том, чтобы посредством этих описаний поведать нам о гораздо большем. Используя законы и обряды Бог приготовил Свой народ к пришествию Христа. Чрез веру во Христа народ Израиля был избавлен от своей вины. Бог и в наше время дает нам эти ветхозаветные законы и правила. Они помогают нам понять, что Новый Завет говорит о Христе. Он говорит, что чрез веру во Христа вы тоже можете быть избавлены от вашей вины.

ВОПРОСЫ:

1. В чем сущность греха Надава и Авиуда? (Лев.10:1-7) Почему они были наказаны так жестоко?

2. Бог хочет, чтобы Его заповедям относительно богослужения следовали неукоснительно. Это иллюстрируется многими примерами. Какой грех был совершен людьми Вефсамиса (1Цар.6:19) и почему умер Оза? (2Цар.6:7; Чис.4:15; 5:5, 17-20; Исх.37:5, 40:3) Несет ли на себе вину Давид? (2Цар.6:3,13).

3. В чем разница между первосвященником в Ветхом Завете и Первосвященником Христом? И в чем наблюдается сходство? (Евр.4:14-5:10; 7:11-28)