Библия стоит усилий

Вы начали до некоторой степени понимать Библию. Вы стали интересоваться Словом Божиим. И все же, в какой-то момент вы можете разочароваться в этой Книге, может быть это уже случилось. Мы не отрицаем, что ее содержание трудно объять, и не всегда легко определить, как применять библейское учение в своей жизни. Тем не менее, всякий, кто, невзирая на трудности, станет изучать сложные для понимания отрывки, и всякий, кто возьмет на себя труд преодолеть разочарование, в конце концов найдет, что Библия – это Книга, которая стоит потраченных усилий.

СТАТЬ КАК ДИТЯ

Пожилые люди, которые знакомятся с Библией впервые, чаще всего испытывают это грустное чувство. Естественно, что человек, выросший с Библией, испытывает меньше затруднений в понимании ее, чем видящий ее в первый раз. Можно утешиться тем, что даже служители и богословы имеют трудности в понимании определенных отрывков в Библии.

Дети слушают повествование о рождении Иисуса, затаив дыхание. Они не имеют ни малейших проблем, когда слушают это повествование, веря всему, что говорится. Взрослые, со своей стороны, немедленно начинают задавать вопросы, сомневаются, и в результате испытывают трудности в понимании. Кто такие ангелы? Как они выглядят? Как они могут говорить с людьми? Как много их было? И обязательно такой вопрос: какова разгадка тайны рождения Иисуса девой? Не существует ясных ответов на все эти сложные вопросы. Они выходят за пределы нашего разумения. Наша мера понимания слишком мала. Никто, как бы он ни был умен, и сколь хорошо ни разбирался бы в Библии, не способен понять эти тайны, даже если он приуготовлен принимать все, что говорит Бог.

Хотя одно решение есть. Иисус говорит нам, что мы должны стать подобными малым детям (Мф.18:1-4). С детской верой мы должны принять то, что не может быть понято. Все происходит так, как это говорит нам Бог в Своем Слове. Нам не дано разгадать тайны, и неважно, что это нам может не особенно нравиться (Мк.10:15). Мы должны принимать это как дети, потому что так говорит Бог. Разве это трудно? Ведь все прочее мы принимаем на основании авторитета людей, даже если мы чего-либо не понимаем. Более того, мы принимаем то, что дает нам машина, компьютер. Разве Слово Божие менее достойно доверия?

ОПАСНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Помимо отрывков, превосходящих наше понимание, Библия также содержит части, которые нелегко толковать по причине их не простого стиля. Например, пророчества Иезекииля, Послание Павла к Римлянам или Послание к Евреям – весьма нелегки для чтения. В одном из своих Посланий Петр пишет о трудных отрывках, встречающихся в Посланиях Павла: “как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания” (2 Пет.3:15-16).

Петр поясняет, что существует опасность злоупотребления подобными “трудными местами” в Библии. Всегда будут люди, сознательно и изощренно злоупотребляющие Библией. К сожалению, они смущают многих и, что еще хуже, стараются увлечь людей своими собственными измышлениями.

Если кто-либо полагает, что Иисус не умер за наши грехи, каждый христианин с ним не согласится. Это сказано в Евангелии простым и понятным языком. Однако, если кто-либо, ссылаясь на Послания Павла, заявит, что человек может делать все, что он считает нужным, опровергнуть его будет гораздо труднее (Гал.3:13; 5:1). Разве Христос не освободил нас от проклятия закона? Поскольку Он умер за нас, мы более не должны сообразовываться с законом, не так ли? Не сам ли Павел говорит, что христианам все позволено (1Кор.6:12)? Под влиянием таких “искаженных” мыслей община в Коринфе была способна даже оправдать блудодеяния.

Придав другой смысл, извратить написанное в Библии нетрудно. Нельзя отрицать, что это делает Библию сложной книгой, но нам все же следует различать степень затруднений.

Бог посредством людей поведал в Библии о том, как через Сына Своего Иисуса Он спас нас от власти греха и смерти. Но то, как именно это искупление совершается или как оно действует, недоступно нашему пониманию. Мы, люди, не можем изложить адекватно дело Божиего спасения.

Хотя нам невозможно в совершенстве постигнуть искупление, все же мы должны знать об этом. Все, что нам позволено знать об этом, открыто в Библии. Библия содержит достаточно сведений для спасения. Вот почему Бог прежде всего дал нам Свое Слово.

Непостижимы явленные в плане искупления мудрость и любовь Божии. Полностью мы просто не можем этого понять, но авторы Библии, водимые Святым Духом, изложили это таким образом, что всякий человек может понять это в достаточной степени. Неисследимые мысли Бога в Библии должны были быть переведены на человеческий язык, и Бог чудесным образом соделал авторов Его Слова способными сделать это. Они должны были использовать образы, чтобы приблизиться к “непостижимой” истине, так же как и Бог, используя символы – скинию, храм, жертвы, – объясняет, кто Он и как Он спасает мир.

Павел пытается писать так, чтобы его читатели могли понять богатство мыслей Бога. В то же время его Послания открывают, что он осознает неадекватность своих слов. Ведь когда он пишет об Иисусе, он пишет о тайне. “И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе” (1Тим.3:16). Когда Павел пишет о мудрости Бога, он называет это “премудростью сокровенною” или тайной. Никто не знает эту мудрость: “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1Кор.2:9). Бог дал Своему народу Израиля спасение: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” (Рим.11:33, см. 33-36).

Кто ни пожелает постигнуть, что Бог думает и делает, найдет, что Библия – трудная книга.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

К счастью, для того, чтобы понимать Библию, мы не вынуждены зависеть от человеческой проницательности. Бог дал нам в помощники Святого Духа. Дух, Который соделывает веру в сердце всех верующих, также помогает всякому, кто читает Библию. Дух смотрит за тем, чтобы Слово Божие было понятно каждому благоговейному и послушному читателю. Святой Дух также приводит читателей Библии друг к другу. Они ищут друг друга, объединяются с теми, кто знает ту же самую радость. Эти счастливые люди встречаются в церкви, ибо церковь – это место, где Библия объясняется и принимается как полностью достоверное Слово Божие. Слово Божие, провозглашаемое и объясняемое в проповеди каждое воскресенье, в свою очередь вновь и вновь укрепляет веру. Так возрастает знание Библии.

Церковь является местом, где Бог призывает Своих работников объяснять Его Слово. Эту задачу Иисус дал “служителям” церкви. Таким служителем церкви в первом веке был Филипп. Он был одним из семи диаконов (Деян.8:26-40). По милости Божией ему было позволено объяснить Ветхий Завет евнуху из Эфиопии, уже знакомому с Ветхим Заветом, но не понимавшему его. Благодаря объяснению Филиппа этот человек пришел к вере и был крещен (Деян.8:31).

“Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: “как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!” (Рим.10:14,15). Интересно, что Павел увязывает слушание и проповедь Слова Божиего и приход веры. Церковь посылает Евангелие в мир. Благая Весть призывает тебя. Приходи! Ответь на призыв и приходи, присоединись к Церкви!

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ

Конечно, всегда необходимо изучать Библию самому, но мы должны послушать, что скажут о наших выводах те, кто также принимает Библию как неискаженное Слово Божие. Веками люди изучали Библию. Сокровища знаний и опыта накоплены в Церкви Иисуса Христа. Например, вы можете найти изложение этих знаний в вероисповеданиях Церкви (например, в Бельгийском Вероисповедании). Помогайте себе при изучении Библии, используйте эти сокровища. Вы можете также начать чтение с более легкой части, например, с одного из трех Евангелий, особенно Евангелия от Марка, или с Деяний Апостолов, или взять одну из исторических Книг Ветхого Завета. После этого вы можете изучать более трудные Книги Библии, например, одно из Посланий Павла, или ветхозаветные пророчества Исаии. Постепенно станет очевидным, что трудности, возникающие при чтении Библии, начнут постепенно исчезать. Книги, уже изученные, помогут сделать другие Книги более доступными для понимания. Приняв все это во внимание, нам нельзя не прийти к выводу, что Библия несомненно заслуживает потраченных на нее усилий.

ВОПРОСЫ:

1. Как бы вы кратко изложили главную мысль Библии?

2. Можете ли вы указать какие-либо места, в которых сущность Библии кратко изложена? (Ин.1:1-14; 3:12-18; Ис.53; Лк.24:25-49; Евр.1-2:18).

3. Библия сама себя объясняет. Какая часть Ветхого Завета интерпретируется Петром в его речи в День Пятидесятницы? (Деян.2)