Убедительна ли Библия?

В 1525 году Уильям Тиндейл впервые полностью перевел на английский язык Новый Завет. При помощи изобретенного Иоганном Гутенбергом печатного станка, – изобретения, оказавшего колоссальное влияние на массовое распространение книг, – полился непрестанный поток Тиндейловских Новых Заветов.

У КАЖДОГО СВОЯ БИБЛИЯ

Многочисленные экземпляры Библии, напечатанные со времени Тиндейла, помогли многим людям овладеть грамотой. Многие учили Послание Слова именно по этой книге; многие были воодушевлены ею; многие пришли к пониманию того, каков план Божий для этого мира; многие обрели счастье, приняв библейское учение.

Тем не менее, столетия, последовавшие вслед за памятной Тиндейловской публикацией, видели много злоупотреблений Библией. Нет, пожалуй, ни одной другой книги в мире, которую бы так значительно и часто искажали.

Голландская поговорка гласит: “у каждого еретика своя Библия”. Это означает, что все люди, несмотря на различие взглядов и идей, обращаются к той же самой Библии. Тексты из одной и той же Библии применяются для доказательства своих точек зрения римо-католиками и англиканами, сторонниками и противниками абортов, консерваторами и модернистами. Слова Библии применяют весьма различно. Одна группа прочитает текст и сделает из него выводы, которые будут значительно отличаться от выводов другой группы.

Порой толкования того или иного библейского отрывка бывают полностью противоположными. Например, пацифисты читают Библию и делают вывод, что она учит всеобщему разоружению, в то время как другие, на основании той же самой Библии, думают, что армии и вооружение жизненно необходимы. Одни не принимают присяги, поскольку, говорят они, Библия запрещает это делать, их оппоненты находят практику принесения присяги вполне допустимой. Одной группе установление папства кажется очевидным библейским фактом, другим кажется, что Библия вообще осуждает этот институт.

Какое смешение противоречий и конфликтующих мнений! Как огромны различия. “Не убей”, говорится в Библии. Для некоторых это означает, что они должны быть противниками войны, и при этом допускают аборты; другие, напротив, принимают те же самые слова, являясь сторонниками военных действий и противниками абортов.

ЕДИНСТВО БИБЛИИ

Конечно, для таких коллизий должна быть причина. В немалой степени это объясняется манипулированием конкретными цитатами в Писании, вырванными из всего текста Библии. Часть Писания отрывается от целого, изолируется и подается в качестве доказательства.

Но Библия едина. Она гармонична; это связное Слово Божие. Никто не может взывать только к одной части Писания. Все, что открывает Бог в Библии, образует целое.

Все же Библия сама показывает, как манипулируют отрывками из Писания. Когда Господь был искушаем в пустыне диаволом, последний использовал библейский текст (Мф.4:1-10). Но Иисус отверг попытки диавола использовать этот изолированный текст, показав, что сатана вырвал его из контекста. Он показал, как этот отдельный текст прочитывается в контексте всей Библии, при соположении других библейских отрывков. Диавол борется выхваченными из контекста библейскими цитатами, наиболее соответствующими его намерениям.

Значительные ошибки в толковании Писания часто объясняются как раз тем, что определенный текст вырван из контекста. Поэтому общепринято, что невозможно определить истинный смысл цитаты без прочтения ее в контексте. Это касается и Библии тоже! Вам не следует изолировать какое-нибудь предложение в Библии от рассказа или тезиса, в котором оно встречается. Тем не менее, так делают слишком часто. Библия дает тому примеры. Прочтите Мк.16:16. Если этот текст рассматривать изолированно, то покажется, что он говорит о том, что крещение может иметь место лишь после того, как человек станет верующим, и потому могут быть крещены только взрослые или подростки, уже осознающие значение крещения. Противники крещения младенцев взывают именно к этому тексту из Ев. от Марка.

Но это совершенно некорректно. Только посмотрите на контекст этой цитаты. Что пишет Марк? Контекст показывает, что он пишет о необходимости миссионерской работы апостолов. Их задачей было проповедовать Евангелие взрослым, и когда эти взрослые приходили к вере, крестить их. Если вы читаете в контексте, то вывод о недопустимости крещения младенцев будет совершенно неоправданным. Посмотрите, что говорит Библия во многих местах о крещении верующих (Быт.17:7; Деян.2:39; 1Кор.7:14). Именно так надо читать Библию. Чтобы правильно понять текст, вы должны видеть его в целокупности.

НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ

Достойно сожаления, что мы склонны к небрежности в нашем обращении с Библией. Читающий Библию знает, что люди по природе являются противниками и врагами Бога. Будучи врагами Бога, мы противоречим Его Словам, извращаем их. “Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут” (Рим.8:7). Будучи грешниками, мы не хотим признавать это. Мы оскорбляемся Словом Божиим, пытаемся уменьшить значимость Слов Божиих, извращая их, приспосабливая к нашим понятиям и мнениям. Мы даже не всегда делаем это намеренно. Искажение Слова Божиего может быть по невежеству или по ошибке, но главной причиной является греховная природа человека, желающая использовать Библию для своих собственных целей, желающая доказать свои мнения.

Например, были искажены слова, сказанные Христом на кресте. Перед самой кончиной, Христос воззвал: “Или, Или! лама савахвани?” (Мф.27:45-50) Это может быть переведено как “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” Разумеется, люди, стоявшие вокруг креста, слышали, что сказал Иисус. Они знали эти слова очень хорошо, поскольку произнесенное было из Ветхого Завета (Пс.21). Все же они исказили сказанное Иисусом. Они сказали друг другу: посмотрим, придет ли ветхозаветный пророк Илия спасти Его? Таков ужасный пример насмешек и глумлений над реченным или начертанным Словом Божиим. Использование мельчайших отличий в толковании текста есть излюбленный прием диавола. Он уже использовал это в раю и делает это сегодня (Быт.3:1). При помощи своего хитроумного метода диавол нападал на Иисуса, пытаясь сделать Его непокорным, так же, как он пытался сделать это с общиной в Коринфе (Мф.4; 2Кор.11:3,4). Вы можете прочитать об этом сами. Некие лжепророки проповедовали слегка измененное евангелие, отличающееся от того, которое проповедовал Павел. Сатана таким образом пытался обмануть общину в Коринфе.

Павел пишет, что “сатана принимает вид Ангела света” (2Кор.11:14). Сатана подает себя посланником Бога. Такова постоянная опасность, о которой вы должны знать и сопротивляться ей. Если вы не будете этого делать, сатана быстро склонит вас ко греху.

ПУСТЬ ГОВОРИТ САМО СЛОВО

Если ложь так близка к правде, то очень трудно отличить одно от другого. Вот почему важно изучать Библию тщательно, внимательно ее читать. Библия должна прочитываться как связное целое. Чтение Библии требует смиренного и послушного внимания со стороны читателя. Это нелегко! Ведь надо отложить в сторону наши личные взгляды, а это идет против всей нашей природы, ведь мы склонны думать, что все знаем лучше. Мы думаем, что наши проблемы мы сможем успешнее решить сами.

Но Библия не роман, и не может читаться подобным образом. Она повествует о сложных вещах, и потому ее иногда трудно понять (2Пет.3:16). Содержание и значение Библии великолепно и глубоко: вся жизнь освещена ее светом. Она говорит о великих и важных истинах. Таким образом, вы должны делать все возможное, чтобы учиться ее понимать и принимать. Вы должны принять Библию, не пытаясь объяснять ее, как вам удобно, поскольку она содержит весьма важное послание. Пусть говорит само Слово Божие.

ВОПРОСЫ:

1. В Мф.4:5,6 сатана искушает Иисуса, используя библейский текст (Пс.90:11,12). Почему этот текст был применен неправильно? (Обратите внимание на ответ Иисуса и контекст ст.11 и 12).

2. Искажение Слова Божиего является серьезным преступлением. Что об этом говорит Павел в Гал.1:6-9?

3. Если вы не хотите слушать Слово Божие, со временем вы становитесь глухи к нему. Прочтите Деян.28:24-29. Кратко изложите, что здесь говорится (см. также Ис.6:9-10 и Мф.13:14-16).