Учение о грехе и благодати и связанные с ними учения

I. Антропология в патристике

1. ВАЖНОСТЬ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Пока на Востоке шумели христологические споры, на Западе на первое место вышли другие проблемы, такие, как греха и благодати, свободы воли и Божественного предопределения. Вряд ли можно переоценить их важность, с точки зрения практического христианства. Их отношение к труду искупления даже более явно, чем христологические вопросы. Именно в этой области проходят основные демаркационные линии великого разделения в христианстве. Доктор Канингем говорит: «Никогда, конечно, не было даже какой-то видимости истинной личной религии там, где отрицалась Божественность Сына Божьего; но очень часто исповедание здравого учения на эту тему, к тому же в течение долгого времени, сочеталось с почти полным отсутствием настоящей религии. В то же время, говоря о пелагианском споре, мы видим, что не только действительной религии почти никогда не было там, где не было исповедания существенного здравого учения по его центральным вопросам, но также — и в этом суть контраста, — упадок истинной религии всегда сопровождался большим количеством ошибок в учении по этим вопросам; действие и противодействие обоих (учения и религии) друг на друга было быстрым и явным» («Историческое Богословие», I, стр. 321).

2. АНТРОПОЛОГИЯ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ

Главный интерес греческих Отцов лежит в области теологии и христологии, и хотя они обсуждали вопросы антропологии, это происходило несколько поверхностно. В их понимании греха и благодати был известный дуализм, который привел к довольно туманным представлениям с ударением на тех учениях, которые более родственны позднейшим учениям Пелагия, а не Августина. В известной степени можно сказать, что они подготовили путь пелагианству. В нашем кратком обсуждении достаточно будет коснуться лишь основных идей. Их взгляд на грех, особенно вначале, существенно происходил из их противления гностицизму с его подчеркиванием физической необходимости зла и отрицанием свободы воли. Они выделяли тот факт, что сотворение Адама по образу Божьему не включало в себя его морального совершенства, но только способность его природы к нему. Адам мог грешить и грешил, попав таким образом под власть сатаны, смерти и греховного развращения. Падшая физическая природа передалась через размножение человечеству, но это само по себе не является грехом и не делает человечество виновным. Не существует первородного греха, в строгом смысле этого слова. Они не отрицают солидарность человеческой расы, но признают его физическую связь с Адамом. Эта связь, однако, относится только к телесной, чувственной его природе, которая передается от отца — сыну, а не к высшей и рациональной стороне человеческой природы, которая в каждом отдельном случае является прямым творением Бога. Эта связь не оказывает непосредственного влияния на волю, но воздействует на нее только опосредованно, через интеллект. Грех всегда происходит в свободном выборе человека и является результатом слабости и невежества. Следовательно, детей нельзя рассматривать как виновных, потому что они наследовали только физическую испорченность.

Нужно, однако, отметить, что были некоторые отклонения от этого основного мнения. Ориген, допуская, что известная наследственная испорченность присуща каждому при рождении, нашел объяснение этому в падении души, совершившемся до рождения и до времени, так он подошел очень близко к учению о первородном грехе. И Григорий Нисский еще ближе подошел к этому учению. Но даже великий Афанасий и Златоуст старательно избегали этого учения.

Учение о Божественной благодати, преобладающее у греческих Отцов, было, естественно, под сильным влиянием их концепции греха и во многом ею определялось. В целом, главное ударение делалось скорее на свободной воле человека, чем на действии Божественной Милости. В деле возрождения инициатива приписывается не благодати, но воле человека. Но хотя воля начинает труд, она не может закончить его без Божественной помощи. Сила Божья сотрудничает с волей человека и делает ее способной отвернуться от греха и делать то, что угодно в очах Божьих. Эти Отцы не всегда делали ясное различие между добром, которое способен делать природный человек, и духовным добром, которое требует силы Духа Святого.

3. ПОСТЕПЕННОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРУГОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ЗАПАДЕ

Во втором и третьем веках греческая антропология более или менее влияла на Запад, но в третьем и четвертом веках постепенно появлялось учение, которому суждено было преобладать на Западе. Особенно оно заметно в трудах Тертуллиана, Киприана, Илария и Амвросия.

У Тертуллиана теория наследственной передачи зла пришла на смену теории отдельного сотворения каждого человека в греческом богословии, и это подготовило путь учению о внутреннем грехе, в отличие от внутреннего зла. Его знаменитым высказыванием было — «Наследственная передача души включает в себя наследственную передачу греха» («Наследственность души — наследственность греха»). Он соединил свое учение о наследственности с теорией реализма, согласно которой Бог создал родовую человеческую природу, тело и душу, и индивидуализирует ее через размножение. В этом процессе природа не теряет своих отличительных качеств, но продолжает быть мыслящей, разумной и волевой в каждый момент и в каждой из своих индивидуализации, так что ее деятельность не перестает быть деятельностью разумной и ответственной. Грех первоначальной человеческой природы остается грехом во всех индивидуальных существованиях этой природы. Тертуллиан представляет только начало латинской антропологии, и некоторые его выражения все еще напоминают учения греческих Отцов. Он говорит о невинности детей, но, возможно, допускает только в относительном смысле, что они свободны от реально совершенных грехов; также он не отрицает свободы воли. И хотя он сводит к минимуму человеческую дееспособность, он иногда использует язык, который характерен синергической теории возрождения, т.е. теории, что и Бог, и человек соучаствуют в возрождении.

В трудах Киприана есть все увеличивающаяся тенденция в сторону учения о первоначальной греховности человека и о монергическом обновлении души. Похоже, что он считает вину первородного греха не такой уж большой по сравнению с виной реально совершенного греха. Учение о греховной, в отличие от падшей, природы все яснее утверждается в произведениях Амвросия и Илария. Они ясно учат, что в Адаме все согрешили и потому рождены во грехе. В то же самое время они не считают совершенно испорченной человеческую волю и, следовательно, придерживаются синергической теории возрождения, хотя в этом вопросе они кажутся не очень уверенными и противоречат сами себе больше, чем некоторые из Ранних Отцов. Итак, мы видим в них постепенную подготовку к августинскому взгляду на грех и благодать.

Вопросы для дальнейшего изучения

1. Назовите имена основных представителей раннего греческого богословия.

2. Каким образом их оппозиция гностицизму повлияла на их антропологию?

3. Воздействовал ли на нее платонизм?

4. Как они представляли себе первоначальное состояние человека?

5. Подчеркивали ли они в своих учениях грехопадение человека?

6. Как вы относитесь к их пониманию греха, скорее, как испорченности, чем вины?

7. Как они представляли себе передачу греха по наследству?

8. Назовите основных представителей раннего латинского богословия.

9. В чем их антропология отличается от восточной?

10. Как вы объясните это различие?

11. Как различаются между собою креационизм и традиционизм (наследственность)?

Литература

1. Morgan, The Importance of Tertullian in the Development of Christian Dogma.

2. Fairweather, Origen and Greek Patristic Theology.

3. Moody, The Mind of the Early Converts, cf. Index.

4. Scott, The Nicene Theology, pp. 209-219.

5. McGiffert, A History of Christian Thought, cf. Index under Sin.

6. Neander, History of Christian Dogmas, I, pp. 182 -192.

7. Moxon, The Doctrine of Sin, pp. 17-46.

8. Seeberg, History of Doctrines, I, pp.109-161.

9. Sheldon, History of Christian Doctrine, I, pp. 104-110.