III. воскресение

Большинство Ранних Отцов Церкви верили в воскресение тела, то есть в тождественность тела будущего и тела настоящего. Взгляды Климента Александрийского в какой-то степени неопределенны, но ясно, что Ориген, защищая учение Церкви от Цельсия, отвергал идею, что воскреснет, то же самое тело. Он описывал воскресение тела очищенного, духовного. Некоторые Отцы Церкви разделяли его мнение, но большинство считало, что тело воскресения будет тем же, что и сейчас. Августин сначала соглашался с Оригеном, но в итоге принял преобладающее мнение, хотя он не считал необходимым думать, что существующие различия в размере и росте сохранятся в будущей жизни. Фактически, он верил, что в воскресение у всех будет рост взрослых людей. Иероним, однако, настаивал, что даже волосы и зубы будут те же самые. В целом можно сказать, что Восток проявлял тенденции более духовно смотреть на воскресение, чем Запад. Два Григория, Златоуст и Синезий были в общем согласны с Оригеном. Иоанн Дамаскин подтвердил восстановление того же самого тела, но удовлетворялся тем взглядом на тождественность, который предлагался в аналогии семени и растения. Верующие в будущее тысячелетие говорили о двойном воскресении, сначала — благочестивых, а затем — нечестивых, в завершении тысячелетнего правления.

Схоласты рассуждали о теле воскресения своим особенным образом. Их умозрительные теории были довольно фантастичными и почти не имели ценности. Фома Аквинский, похоже, имел особую информацию по этому вопросу. Он сообщает нам, что тот, кто будет живым во время пришествия Христа, сначала умрет и потом будет воскрешен вместе с остальными мертвыми. Воскресение произойдет ближе к вечеру. Восстанет та сущность, которая была в момент смерти. Все

будут в расцвете юности. Тело будет осязаемым, но прекрасным и светлым, и оно не будет расти. Повинуясь импульсу души, оно будет легко и быстро двигаться. Тела нечестивых, с другой стороны, будут безобразны и деформированы, способные сильно страдать, хотя и неразрушимые.

Богословы Реформации были совершенно согласны, что тело воскресения будет тем же, что и сейчас. Это учение выражено в вероисповеданиях реформатских Церквей. С развитием физических наук доктрина о воскресении встретилась с рядом трудностей, и в результате современный религиозный либерализм либо резко отрицает воскресение, либо объясняет библейские представления о нем, как образное выражение идеи, что человеческая личность во всей своей полноте и со всеми своими силами будет продолжать существовать после смерти. Эту точку зрения многие в настоящее время разделяют, она весьма популярна.