IV. Последний суд и окончательные награды

Ранние Отцы Церкви мало что имели сказать о последнем суде, но подчеркивали, что он обязательно будет. Большинство из них считали, что святые в небесах будут пользоваться разными степенями благословенности, соответственно тем добродетелям, которые украшали их на земле. Некоторые их писания изобилуют чувственными представлениями о наслаждениях будущего мира. Труды Оригена, однако, отражают более духовную концепцию. О наказании нечестивых обычно думали, как о вечных, но Ориген здесь был исключением. Правда, в своих известных речах он тоже говорит о вечном наказании, но в своих «Принципах» у него видна тенденция вовсе исключить его. Но даже он не видит будущего наказания, как чисто духовного. В действительности он решает, что это будет наказание, с надеждой даже для нечестивого, и он выражает веру в конечное восстановление всего мира.

Поздние Отцы также твердо были убеждены, что в конце мира будет окончательный суд. Но они говорили об этом преимущественно в стиле высокой риторики, как и о других эсхатологических событиях, не сообщая никакой определенной информации. Августин основывается на предположении, что представления Писания об этом все являются образными. Он убежден, что Христос явится судить живых и мертвых, но считает, что Писание не утверждает с определенностью, сколько времени этот суд будет продолжаться.

Нет единодушного мнения о том, что представляет собой небесная благословенность. Некоторые элементы этого названы как самые выдающиеся — более полное знание, общение со святыми, освобождение от оков тела и истинная свобода. Страдания проклятых рассматривались как полная противоположность радостям небес. Некоторые верили в степени благословения и мучения, хотя и те и другие понимались, как вечные. Большинство Отцов Церкви верили в материальный огонь, хотя некоторые предполагали, что наказание нечестивых будет преимущественно состоять из отделения их от Бога и сознания их собственного нечестия.

Особенное внимание схоласты уделяли местоположению небес и ада. По их мнению, небеса разделены на три части, а именно — (1) видимые небеса (твердь); (2) духовные небеса, место обитания святых и ангелов и (3) интеллектуальные небеса, где благословенные наслаждаются непосредственным видением Бога. Они также понимали, что и преисподняя разделена на различные отделы, а именно: (1) собственно ад, обиталище дьяволов и проклятых и (2) области, которые можно назвать средними между небом и адом, и их — три: (а) чистилище, самое близкое к аду; (б) место обитания некрещеных детей и (в) место обитания ветхозаветных святых.

Реформаторы довольствовались утверждением простого учения Писания о том, что Христос придет снова, чтобы судить мир. Они старательно различали общий суд в конце мира и тайный, особый суд, который происходит при смерти каждого индивида. Цель первого — это открытая (публичная) защита Божественного правосудия в определении окончательного воздаяния. Они разделяли общее верование в вечное благословение небес и вечные мучения ада. Некоторые анабаптисты учили о полном восстановлении (ресторационизме), а некоторые социниане — об уничтожении нечестивых. Некоторые протестантские богословы считали, что материальный огонь будет частью бесконечных мучений нечестивых; другие — не были с этим согласны; а еще третьи толковали все, что Библия говорит об огне, как образ. Учение о будущих воздаяниях и наказаниях, как этому учила Реформация, остается официальным учением Церкви до настоящего времени, хотя с середины прошлого века стало чрезвычайно популярным в известных кругах учение об обусловленном бессмертии. Только совершенные универсалисты — а их немного, — верят во всеобщее спасение и в восстановление всего в абсолютном значении слова.

Вопросы для дальнейшего изучения

1. Верно ли, что хилиазм во втором и в третьем веках был общепринятым учением Церкви?

2. Что это объясняет в Ранней Церкви?

3. Был ли хилиазм одного и того же типа даже тогда?

4. Какова была точка зрения Августина на тысячелетие?

5. Что можно сказать в ее пользу?

6. Как объяснить повторяющиеся возвращения хилиазма?

7. Как исторические конфессии Церквей относятся к хилиазму, благосклонны они к нему или нет?

8. Поддерживали ли реформаторы хилиастические надежды?

9. Является ли современный пре-миллениализм таким же, каким он был в первые века?

10. Как схоласты доказывали идею чистилища, и на какие места Писания они опирались?

11. Поощряет ли Писание идею, что мертвые находятся в некотором промежуточном месте, ни в рае, ни в аду?

12. Кто учил, что душа спит, и на каком основании сделан такой вывод?

13. В чем состоят учения об обусловленном бессмертии и о втором испытании?

14. Какие секты верят в уничтожение нечестивых?

15. Пользуется ли успехом учение о всеобщем восстановлении?

Литература

1. Mackintosh, Immortality and the Future, Chap V.

2. Brown, The Christian Hope, Chap VIII.

3. Alger, Critical History of the Doctrine of a Future Life.

4. Hoekstra, Het Chiliasme, pp. 9-59.

5. Case, The Millennial Hope.

6. Hagenbach, History of Doctrines, I, pp. 301-322; II, pp. 87-105, 378-405; III, pp. 173-175, 226-229, 382-390.

7. Neander, History of Christian Dogmas, I, pp. 247-256; II, pp. 413-417.

8. Shedd, History of Christian Doctrine, II, pp. 389-419.

9. Sheldon, History of Christian Doctrine, I, pp. 145-155, 282-290; II, pp. 213-217, 389-399.

10. Crippen, History of Christian Doctrine, pp. 231-253.

11. Otten, Manual of the History of Dogmas, I, pp. 105-107, 457-463; II, pp. 418-437.

12. Seeberg, History of Doctrines, II, cf. Index.

13. Addison, Life Beyond Death in the Beliefs of Mankind.