II. Искажения благой вести

Во втором веке христианская религия, как новая сила в мире, открывшаяся в организации Церкви, должна была вступить в борьбу за существование. Она должна была защищаться от опасностей снаружи и изнутри, должна была оправдать свое существование и должна была сохранить чистоту учения перед лицом ошибок, вкравшихся в весьма тонкой форме. Само существование Церкви было под угрозой из-за государственных преследований. Первое преследование было чисто иудейским, из-за того факта, что Церковь была ограничена пределами Палестины и что Римское правительство до поры до времени рассматривало последователей Христа как иудейскую секту и поэтому относилось к религии, как дозволенной. Но когда стало ясно, что христианство заявляет о своем универсальном характере и таким образом угрожает религии государственной и что христиане в массе своей не выказывали уважения к государственным делам и отказывались принимать участие в идолопоклонничестве римлян, и особенно в их поклонении императору, Римское правительство возбудило целый ряд преследований, которые угрожали самому существованию христианской Церкви. В то же время христианство очень страдало от письменных атак со стороны таких выдающихся умов того времени, как Лукиан, Порфирий, Цельсий, людей с философским складом ума, которые выдвигали свои аргументы против христианства. Эти аргументы типичны для философской оппозиции христианству всех веков и часто напоминают аргументы, используемые рационалистическими философами и критиками в наши дни. Но как бы ни были велики эти опасности извне, существовали еще большие опасности, угрожавшие Церкви изнутри. Они состояли в различного типа искажениях Благой вести.

1. ИУДЕЙСКИЕ ИЗВРАЩЕНИЯ

Существовало три группы евреев-христиан, которые проявляли иудаистские наклонности. Их следы встречаются даже в Новом Завете.

а) Назаряне

Это были иудейские христиане, которые приняли христианские догмы. Они пользовались только еврейским Евангелием от Матфея, но в то же время признавали Павла как истинного апостола. В отличие от других иудейских сект, они верили в Божественность Иисуса и Его рождение от Девы. Они связывали себя строгим соблюдением Закона, но не требовали этого от христиан-язычников. «Они были, — как говорит Сиберг, — действительно иудейскими христианами, в то время как две следующие группы были только христианскими евреями».

б) Евиониты

Эта секта в действительности представляла собой продолжение учения иудейских оппонентов апостола Павла и была фарисейского типа. Ее сторонники отказывались признавать апостольство Павла, которого они рассматривали, как отступника от Закона, и требовали, чтобы все христиане подчинились обряду обрезания. У них был взгляд на Христа, как у Керинфа, причиной этого было их желание поддержать монотеизм Ветхого Завета. Они отрицали и Божественность Христа, и Его рождение от Девы. По их мнению, Иисус отличался от других только строгим соблюдением Закона и был избран как Мессия за Свое благочестие по Закону. Он осознал это в момент Своего крещения, когда Он получил Духа, сделавшего Его способным исполнить Свое предназначение, Свой труд пророка и учителя. Они избегали думать о Нем, как испытавшем страдание и смерть.

в) Елкесаиты

Эта группа представляла собой тип иудейского христианства, отмеченного теософскими умозрениями и строгим аскетизмом. Отвергая рождение Христа от Девы и утверждая, что Он родился, как другие люди, они в то же время говорили о Нем, как о высшем духе и ангеле. Они рассматривали Его как воплощение идеального Адама и также звали его высшим архангелом. Обрезание и суббота высоко почитались; они практиковали частые омовения, которым приписывали магическое очищение и значение примирения; среди них почиталась магия и астрология. У них были тайные учения, касающиеся соблюдения Закона. Их движение было, вероятно, попыткой добиться общего признания иудейского христианства, адаптируя его к синкретическим тенденциям того времени. По всей вероятности, Послания Колоссянам и 1 Тимофею ссылаются на эту ересь.

2. ЯЗЫЧЕСКИЕ ИЗВРАЩЕНИЯ: ЯЗЫЧЕСКО-ХРИСТИАНСКИЙ ГНОСИС

В гностицизме мы видим второе извращение христианства. Гностицизм имеет нечто общее с иудейскими сектами, а именно то, что рассматривает Ветхий и Новый Заветы, а также религии, представленные в них, как противоречащие друг другу. Его начальная форма коренится в иудаизме, но в итоге он развился в странную смесь иудейских элементов, христианских учений и языческой философско-умозрительной мысли.

а) Происхождение гностицизма

В Новом Завете есть указания, что зачатки гностицизма уже появились во дни Апостолов. Уже тогда были еретические учителя, которые извлекали свои идеи непосредственно из иудаизма, а именно из умозрительного философствования об ангелах и духах. Их учение характеризовалось ложным дуализмом, который, с одной стороны, вел к аскетизму, а с другой — к безнравственной распущенности, он спиритуализировал воскресение из мертвых и делал надежду Церкви объектом Иронической насмешки; Кол. 2:18; 1 Тим. 1:3-7; 4:1-3; 6:3; 2 Тим. 2:14-18; Тит. 1:10-16; 2 Пет. 2:1-4; Иуд. 4:16; Отк. 2:6 и 15, и 20. Существовала также тенденция к религиозному философствованию, которая проявилась Особенно в ереси Керинфа, который делал различия между человеком Иисусом и Христом, как высшим духом, который спустился на Него в момент крещения и Покинул Его при распятии. Иоанн косвенно борется именно с этой ересью в своих писаниях: Ин. 1:14; 20:31; 1 Ин. 2:22; 4:2 и 15; 5:1 и 5, и 6; 2 Ин. 7.

В начале второго века эти ошибки приняли более развитую форму, открыто пропагандировались и быстро получили поразительно широкое распространение. Это можно понять только в свете общего синкретизма того времени. Наблюдалась широко распространенная религиозная смута и удивительная готовность воспринимать религиозные всевозможные идеи, обобщать их и соединять, согласовывая между собой. Западные религии перестали удовлетворять, а Восточные культы, усердно пропагандируемые странствующими проповедниками, ревностно воспринимались. Великой целью было удовлетворить жажду более глубокого знания, желание мистического единения с Богом и надежду обеспечить верный путь для души в ее подъеме в вышний мир при смерти. Неудивительно, что эта тенденция связывалась с христианством, которое, по всей видимости, обращалось к той же цели, и с заметным успехом. Более того, эта тенденция находила поддержку в утверждении христианства о том, что оно является абсолютной и универсальной религией. Можно сказать, что гностицизм хотел поднять христианство на надлежащий уровень, т.е. универсальной религии, но ошибочно, приспосабливая его к нуждам всех и объясняя, что оно в гармонии с мудростью мира.

б) Сущность гностицизма

Прежде всего, гностицизм — это спекулятивное (умозрительное) движение. Само название gnostikoi, принятое некоторыми из его сторонников, указывает, что они заявляли о более глубоком знании Божественных вещей, чем то, которое может быть получено простыми верующими. Гностики пытались решить некоторые глубокие проблемы философии и религии, но подходили к ним с ложных позиций и предлагали решения, совершенно отличные от истин откровения. Две самые большие проблемы гностицизма: абсолютное Существо и происхождение зла, — были проблемы не христианской, но языческой религиозной мысли. Они развили фантастическую космогонию, для которой они охотно заимствовали из восточной философии, с которой они старались соединить истины Евангелия. Без сомнения, они были совершенно серьезны в своих попытках сделать Евангелие, Благую весть, приемлемыми для образованных и культурных классов их времени.

Несмотря на свой умозрительный характер, гностицизм был в то же время весьма популярным движением. Чтобы увлечь массы, в нем должно было быть нечто большее, чем просто умозрительность. Поэтому в некоторых гностических обществах делались попытки популяризировать основные космические теории с помощью символических обрядов, мистических церемоний, обучения магическим формулам. Для вступления в эти общества важную роль играли особые, странные формулы и обряды. Предполагалось, что они обеспечивают необходимую и эффективную защиту против силы греха и смерти и являются средствами для получения доступа к благословениям будущего мира. В действительности же их введение было попыткой превратить Евангелие в религиозную философию и мистическую мудрость. Однако гностицизм претендовал быть христианским по своему характеру. При каждом удобном случае он ссылался на слова Иисуса, объясняемые аллегорически, и на так называемую тайную традицию, идущую со времен Апостолов. Многие принимали их учение за подлинную христианскую истину.

Гностицизм был также синкретическим движением в сфере христианства. До сих пор обсуждается вопрос, были ли гностики христианами хоть в каком-то смысле.

Сиберг считает, что гностицизм был скорее языческого, чем христианского происхождения язычников. Он обращался к решению проблем, характерных для религиозной мысли языческого мира, и просто придавал их дискуссиям некоторую христианскую окраску. По всей видимости, гностицизм высоко ценил Иисуса Христа, считая, что Он обозначил поворотную точку в человеческой истории и что Он является учителем абсолютной истины. Гарнак говорит об этом как «резком эллинизировании христианства» и называет гностиков «первыми христианскими богословами». Профессор Вальтер более точен, когда он говорит, что гностицизм — это «кража некоторых христианских обрывков, чтобы прикрыть языческую наготу». Это высказывание соответствует описанию Сиберга, когда он говорит об этом как об «этнизировании христианства», т.е. о приспособлении его к этническим условиям.

в) Основные учения гностицизма

Мы не можем обсуждать различные гностические системы, такие, как учения Валентина и Басилида, но учения можем только коротко указать общие черты гностических учений. Всю систему пронизывает дуализм, который проявляется в утверждении, что есть два первоначальных принципа или бога, которые противополагаются друг другу как высший и низший, или даже как хороший и плохой. Высший или хороший Бог — это неизмеримая бездна. Между Собой и конечными созданиями Он вводит длинную цепь эонов или средних существ, эманации от божественного, которые вместе составляют Плерому, или полноту божественной сущности. Только через этих посредствующих существ высший Бог может войти в различные отношения с сотворенными существами. Мир не создан хорошим Богом, но является результатом, возможно, падения Плеромы и является произведением подчиненного и, возможно, враждебного божества. Этот подчиненный бог называется Демиург, и он идентифицируется с Богом Ветхого Завета и описывается как низшее, ограниченное, страстное и мстительное существо. Он контрастирует с высшим Богом, источником добра, добродетели и истины, Который открыл себя во Христе.

Материальный мир, как произведение меньшего и, возможно, злого бога, является злым в основе своей. Однако в нем находится остаток духовного мира, а именно: душа человека, искра света из вышнего мира чистоты, который какими-то необъяснимыми путями оказался вовлеченным в злую материю. Ее освобождение может быть достигнуто только вмешательством доброго Бога. Путь освобождения был обеспечен тем, что из царства света в мир тьмы послан специальный посол. В христианском гностицизме этот посол всегда ассоциируется со Христом. Он представлен по-разному, то как небесное существо, появляющееся в кажущемся теле, то как земное существо, с которым временно соединяются высшая сила или дух. Так как материя сама по себе зла, этот высший дух не мог иметь обычное человеческое тело.

Участие в искуплении или победе над миром осуществляется, завоевывается только с помощью тайных обрядов гностических сообществ. Важную часть искупления играло посвящение в мистерии брака со Христом, со своеобразным крещением, магическими именами и специальным помазанием, через которые достигалось тайное знание высшего Существа. В этом отношении гностицизм все более и более становился системой религиозных мистерий. Люди разделялись на три класса: пневматики (духовные), которые составляли элиту церкви, душевные, являющиеся обычными членами церкви, и «хилики» (плотские) или язычники. Только первый класс действительно способен к Высшему знанию (эпигносису) и таким образом получает высшее благословение. Второй класс может быть спасен через веру и дела, но достигнет только низшего благословения. Принадлежащие к третьему классу — безнадежно погибшие.

В этике или моральной философии, сопровождающей эти взгляды на искупление, доминировали ложные оценки чувственного опыта, что приводило либо к строгому аскетическому воздержанию, либо к низменной Чувственности, разврату, рожденному из уверенности, что ничто в действительности не может служить помехой для тех, кому благоприятствуют небеса. С одной стороны, это был аскетизм, и с другой — распутство. Обычная эсхатология церкви не находила себе места в этой системе. Учение о телесном воскресении мертвых не признавалось. Когда душа окончательно освобождалась от материи, она возвращалась к Плероме, и это означило конец.

г) Историческое значение гностицизма

Даже гностицизм, этот грозный враг христианства, не смог остановить движение христианства вперед. Многие были действительно временно увлечены его смелыми умонастроениями или его мистическими обрядами, но большинство верующих не были обмануты ни его фантастическими построениями, ни его соблазнительными обещаниями тайного благословения. Фактически, у гностицизма была короткая жизнь. Как метеор, он на мгновение осветил небо, а затем внезапно исчез. Он был преодолен прямыми опровержениями со стороны Отцов Церкви, затем созданием и широким распространением кратких формулировок основных фактов христианской религии («Правила веры»), более рациональным объяснением Нового Завета и ограничением его канона, с исключением всех ложных евангелий, деяний и посланий, которые до этого находились в обращении. Однако он повлиял на Церковь, и эти следы долго оставались в ее жизни. Некоторые из его особенностей Церковь усвоила, и через некоторое время они принесли свои плоды в Римско-католической Церкви с ее особенными теориями о таинствах, ее философией о скрывающемся Боге, к Которому нужно приближаться через посредников (святых, ангелов, Марию), ее разделением людей на высших и низших и ударением на аскетизме.

Церковь также извлекла действительную пользу от появления гностицизма, но только косвенно. Она научилась ясно обозначать границы Божественного Откровения и определять соотношение Ветхого Завета с Новым. Более того, она очень живо осознала необходимость в выработке кратких утверждений истины, основанных на существующих формулах крещения, которые могли служить образцами истолкования (Правила веры). Было также и очевидное доктринальное приобретение. Христианство впервые было осознано как «доктрина» и «тайна». Был подчеркнут интеллектуальный элемент в христианской религии, и это обозначило настоящую точку отсчета для догматического развития. Христианская идея о Боге была освобождена от мифологических построений гностиков. Церковь стала сознательной обладательницей той истины, что Бог есть Верховное Существо, Творец и Вседержитель, Один и тот же в Ветхом и Новом Заветах. Учение о Демиурге и его творчестве было отставлено, и дуализм гностиков, делающих материю в существе своем злой, был преодолен. Против гностической тенденции рассматривать Иисуса Христа как один из эонов был подчеркнут Его уникальный характер как Сына Божьего, и в то же время была защищена Его истинная человечность против всех докетических отрицаний. Великие факты Его жизни, Его рождения от Девы, чудеса, страдания, смерть и воскресение, — все были утверждены и увидены в более ясном свете. Более того, учение о спасении через искупительный труд Христа было выдвинуто против бредовых умопостроений гностиков, и всеобщая способность людей воспринимать Евангелие Иисуса Христа была подчеркнута в ответ на гностические учения об исключительности и их гордость.

Вопросы для дальнейшего изучения

1. Есть ли следы Назарян, Евионитов и Елкасаитов в Новом Завете?

2. Какова связь отрицания Божественности Христа с иудаизмом?

3. Есть ли указания в Новом Завете на гностицизм? На какие тексты Нового Завета могли опираться гностики (ложно ли, истинно ли)? Какими источниками пользовались гностики?

4. В чем проявляется антииудейская направленность гностиков?

5. Почему христология гностиков называется «докетизм»? Какой метод толкования избрали гностики, чтобы основываться на Писании? Каким образом гностики различали между pistis и gnosis?

6. Являются ли этическими у гностиков различия между добром и злом, миром этим и Царствием Божиим?

7. Какие еще есть философские системы, где есть учение о недостижимом Боге и промежуточных существах?

8. Чем была обоснована временная популярность гностицизма: их философией или их эзотерической (мистической) религией?

9. Почему Гарнак вряд ли прав, называя гностиков «первыми христианскими богословами»?

Литература

1. Burton, Heresies of the Apostolic Age.

2. Mansel, The Gnostic Heresies of the First and Second Centuries.

3. King, The Gnostics and their Remains.

4. Lightfoot, Commentary on Colossians, pp. 73-113.

5. Moody, The Mind of the Early Converts, pp. 148-203.

6. Scott, The Nicene Theology, pp. 87-133.

7. Faulkner, Crises in the Early Church, pp. 9-51.

8. Cunningham, Historical Theology, I, pp. 121-133.

9. Neander, History of Christian Dogmas, I, pp. 33-45.

10. Harnack, History of Dogma, I, pp. 222-265.

11. Seeberg, History of Doctrine, I, pp. 87-102.

12. Otten, Manual of the History of Dogmas, I, pp. 99-105.

13. Shedd, History of Christian Doctrine, I, pp. 105-117.

14. Fisher, History of Christian Doctrine, pp. 48-58.

15. Orr, Progress of Dogma, pp. 54- 70.