III. РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ЦЕРКВИ

1. МАРКИОН И ЕГО РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

а) Его характер и цель

Маркион был уроженцем Понта, вынужденным покинуть свой дом, по всей видимости, из-за прелюбодеяния. Он прибыл в Рим около 139 г. Он представляется человеком очень серьезным, выдающихся способностей, действующим как реформатор. Он сначала попытался повернуть Церковь соответственно своему образу мышления, а когда это ему не удалось, он вынужден был организовать своих последователей в отдельную церковь и искать всеобщего признания своих взглядов с помощью активной пропаганды. Его часто относят к гностикам, но правильность этой классификации сейчас считается сомнительной. «У Маркиона была скорее сотериологическая, чем космологическая цель, вера, а не знание, занимала самое важное место в его системе, и он не разрабатывал ни восточные мифы, ни греческие философские проблемы и исключал аллегорические толкования» (Луфс). Это находится в согласии с утверждением Гарнака, который говорит, что Маркиона не следует называть гностиком, как Басилида и Валентина, и приводит следующие доказательства своего мнения: 1) им руководил не метафизический и не апологетический интерес, но чисто сотериологический, 2) он поэтому главное ударение делал на чистом Евангелии и вере (не на знании), 3) он не использовал философию — по крайней мере, не в качестве главного принципа, в своей концепции христианства, 4) он не пытался основать школы философов, но хотел реформировать церкви в согласии с истинно Павловым Евангелием, потому что он считал, что их христианство легалистично (иудаизм!) и, как он считал, отрицает свободную благодать. Когда ему это не удалось, он организовал свою собственную «церковь». Сиберг тоже выделяет Маркиона для отдельного рассмотрения.

б) Его основное учение

Для Маркиона великим вопросом было соотношение Ветхого и Нового Заветов. Он нашел ключ к этой проблеме в Послании Галатам, которое говорит об иудейской оппозиции Павлу, и Маркион предположил, что другие апостолы разделяли эту оппозицию. Он пришел к убеждению, что Евангелие было испорчено его смешением с Законом. Поэтому он взялся за труд разделения Закона и Евангелия и выработал свою теорию противоположностей или антитез. Он принимал Ветхий Завет как истинное Откровение Бога евреев, но заявлял, что Он не мог быть тем же самым, как Бог Нового Завета. Он есть Создатель мира, но не является Богом совершенным. Он правит со строгостью и справедливостью, полон гнева и ничего не знает о милости. Однако Он не противоположен Богу Нового Завета, т. е. не является злым, но только меньшим богом.

Бог Нового Завета, с другой стороны, добр и милостив. Он был неизвестен до пятнадцатого года Тиберия, когда Он открылся во Христе, о Котором часто говорят как о Самом добром Боге. Христа нельзя равнять с Ветхозаветным Мессией, так как Он не укладывается в пророческие изображения грядущего Искупителя. Он пришел как проявление доброго Бога, и Он не осквернял Себя принятием на Себя реального тела, так как Он ничего не хотел брать из царства Демиурга, но Он просто принял кажущееся тело, чтобы сделать Себя понятным. Он отменил Закон и все труды Демиурга, который за это подверг Его казни на кресте через князей мира. Но из-за нереальности Его тела распятие не повредило Христу. Он провозгласил Евангелие любви и свободы от Закона Ветхозаветного Бога, открывая, таким образом, путь спасения для всех, кто верит, и даже для нечестивых в подземном мире. Предполагалось, однако, что большинство человечества погибнет, обреченное огню Демиурга. Добрый Бог не наказывает их, просто их у Него нет. Это его суд над нечестивыми. Так как Маркион верил, что апостол Павел был единственным апостолом, который действительно понял Евангелие Иисуса Христа, он свел канон Нового Завета к Евангелию от Луки и десяти посланиям великого апостола язычников.

2. МОНТАНИСТСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

а) Его происхождение

Хотя монтанизм можно рассматривать как реакцию против нововведений гностиков, он сам характеризуется новаторскими тенденциями. Монтан появился во Фригии около 150 г., и поэтому его учение часто называется фригийской ересью. Он и две женщины, Приска и Максимилла, объявили себя пророками. На основании Евангелия от Иоанна они считали, что последняя и высочайшая стадия Откровения наступила. Пришел век Параклета, и он говорит теперь через Монтана, что близок конец мира. Откровения, данные через Монтана, были, главным образом, посвящены тому, что Писания недостаточно аскетичны. Из этого можно заключить, что самым существенным элементом в монтанизме является его законнический аскетизм.

б) Его главные учения

По учению монтанизма, последний период откровения открылся с приходом Параклета. Поэтому настоящий век — это век духовных даров и особенно пророчества. Монтан и его соработники рассматривали себя как последних из пророков, приносящих новые откровения. В целом монтанисты были ортодоксальны и принимали правило веры. Они сильное ударение делали на близости конца света и ввиду этого настаивали на строгих нравственных требованиях, таких, как безбрачие (или во всяком случае — один брак), пост и строгая нравственная дисциплина. Они чрезмерно превознесли мученичество и абсолютно запрещали бежать от преследования. Более того, у них была тенденция превозносить особые харизмы в Церкви за счет обычных служений и служителей. В то время как Маркион особенно обращался к писаниям Павла, Монтан более искал поддержки в Евангелии и посланиях Иоанна.

в) Взгляд Церкви на монтанизм

Монтанисты поставили Церковь в затруднительное положение. С одной стороны, они представляли ортодоксальную позицию против гностических спекуляций и поэтому заслуживали одобрения. И ввиду того что Писание говорит о близости конца света, о великой ценности харизматических даров, особенно пророчества, и о необходимости хранить себя незапятнанным от мира, — нетрудно понять, что многие смотрели на это движение благосклонно. С другой стороны, Церковь следовала верному инстинкту, отвергая монтанизм, особенно за фанатизм, в который он вовлекался, и за то, что свои откровения монтанисты ставили выше тех, что содержались в Новом Завете.

Вопросы для дальнейшего изучения

1. Почему Маркиона часто принимают за гностика? Отличие его от них. Какие контрасты преобладают в его учении?

2. Какие у него возражения против большинства произведений Нового Завета? Какие произведения Нового Завета Маркион включает в свой канон?

3. Чем косвенно обогатилась Церковь, благодаря его учению?

4. Какие факторы способствовали подъему монтанизма? Как вы объясняете его аскетизм и подчеркивание особых даров? Как следует отнестись к его провозглашению нового излияния Святого Духа и даров пророчества? Была ли оправдана строгая дисциплина монтанизма?

Литература

1. Consult the books on Gnosticism mentioned in the previous chapter for Marcionism.

2. Faulkner, Crises in the Early Church, pp. 52—75.

3. McGiggert, A History of Christian Thought, I, pp. 149— 174.

4. Harnack, History of Dogma, I, pp. 266—286; II, pp.94 — 104.

5. Seeberg, History of Doctrines, I, pp.102 —108.

6. Fisher, History of Christian Doctrine, pp. 59, 60, 81—83.