3. Три ясно выраженных аргумента сторонников универсализма

Если нижеследующие три основных способа толкования текстов представляют собой проблемы для универсализма, универсалисты используют три вида ясно выраженных аргументов для понимания этих текстов – философский, теологический и библейский.

3.1 Философские аргументы

Философские аргументы наилучшим образом представлены евангелистом Томасом Талботтом, который первым сформулировал три философско-теологические аксиомы: (1) Бог есть любовь и, следовательно, Он должен любить все Свое творение, а не только некоторых их них; (2) если Бог есть любовь, Он должен желать спасения для всех, кого Он любит, то есть всех сотворенных Им людей; и (3) так как Бог всемогущ, Он достигнет всех Своих целей, которые включают спасение всех людей. Талботт принимает во внимание возражение относительно того, что такое понимание может аннулировать свободу выбора творения, но он предлагает следующее решение: как только творение будет полностью осведомлено о Божьем предложении, все люди осознают, что будет неразумно с их стороны отвергать это предложение. Следовательно, они без принуждения, добровольно примут его.[xxvi] Перри добавляет , что люди, находящиеся в аду, должны иметь второй шанс на покаяние, так как Бог любви не отвергнет того, кто кается и просит о помощи, независимо от того, где этот человек находится.[xxvii]

3.2 Теологические аргументы

Теологические основания универсалистов довольно разнообразны, но практически они все сводятся к аргументу, основанному на божественной любви. Они очень напоминают философские аргументы, выдвигаемые в поддержку универсализма, но тогда как Талботт оспаривает то мнение, что здравая логика не допускает существование вечного ада, Перри и другие богословы сосредотачивают свое внимание на смысле любви для богословского понимания Божьей природы. Перри излагает это следующим образом: «Любое понимание ада как исключительно карающего наказания приводит Божью справедливость и гнев в серьезное столкновение с Божьей любовью и, кроме того, подобное толкование подвергается опасности разделить божественную природу». Но даже когда Перри считает, что традиционная эсхатология могла бы привести другие причины существования ада, чем просто возмездие, включая вечное сознательное мучение, он говорит, что это все равно «очень тяжело согласовать с Божьей любовью к осужденным на проклятие людям».[xxviii] Единственно, когда универсалисты могут признать существование ада, – это когда они представляют его себе как место, где пребывают для исправления, и, следовательно, оно временно – исправляющее и восстанавливающее, а не карательное и окончательное. Они утверждают, что Божье сострадание и любовь никогда не допустит полного изгнания какой-либо души из общества искупленных душ.

3.3 Библейские аргументы

Универсалисты верят в то, что Библия подтверждает их точку зрения. Они указывают на некоторые библейские тексты, которые, похоже, предсказывают спасение всех людей. Например, Иисус сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32),[xxix] а апостол Павел заявляет: «Пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10).[xxx] Они также ссылаются на новозаветные тексты, в которых, похоже, провозглашается Божье намерение спасти всех людей (1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9), а также другие места Писания, в которых, по их мнению, крест Христа связан со спасением всех людей, как например, Евр. 2:9: «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех».[xxxi]