10. Прославление

Прославление — финальная фаза применения искупления, в которой доводится до завершения процесс, начатый действенным призванием. Это, в сущности, завершение всего процесса искупления, поскольку прославление означает достижение цели, к которой избранные Божии были предопределены в вечном плане Отца. Оно подразумевает воплощение искупления, достигнутого и обеспеченного заместительным трудом Христа. Но когда совершается прославление?

Именно здесь мы должны понять, что есть прославление и как оно осуществляется. Прославление не соотносится с благословенным состоянием, в которое дух верующего вступает по смерти. Верно, что тогда святые, как и следует их бестелесным духам, достигают совершенства в святости и непосредственно переходят в присутствие Господа Христа. Покинуть тело — значит поселиться у Господа (см. Кор. 5:8). Пребывание со Христом не сочетается ни с каким осквернением греха : духи умерших святых — “духи праведных, достигших совершенства” (Евр.1 2:23). Краткий Катехизис обобщает эту истину в следующих словах: “Души верующих в смерти достигают совершенства в святости и непосредственно переходят в славу, а их тела, будучи однако едины со Христом, покоятся в могилах до воскресения”. Но каким бы славным ни было превращение людей Божиих по смерти, и как бы мы ни были расположены произнести вместе с апостолом, что уйти и быть со Христом гораздо лучше (Фил. 1:23), это не прославление. Не в этом устремление надежды и ожидания верующего. Искупление, полученное Христом для Его народа, — это искупление не только от греха, но также и от всех его последствий. Смерть — плата за грех, и смерть верующего не спасает его от смерти. Последний враг, смерть, еще не уничтожен. Следовательно, прославление имеет в виду уничтожение самой смерти. Подменить славу, открывающуюся, когда “это тленное естество облечется в нетление, и это смертное естество облечется в бессмертие” благословенностью, в которую верующие вступают по смерти, — значит оскорбить Христа и исказить сущность христиансткой надежды. Озабоченность самим событием смерти указывает на отклонение от курса веры, любви и надежды. “Мы, обладающие первыми плодами Духа, стонем сами в себе,- напоминает нам апостол, — ожидая усыновления , искупления тела нашего” (Рим. 8:23). Вот это и есть прославление. Это полное и окончательное искупление всей личности, когда тело и дух людей Божьих будут в целостности преобразованы по образу воскресшего вознесшегося и прославленного Искупителя, когда тело уничижения их будет преобразовано по образу тела славы Христа (см.Филип.3:21). Бог не есть Бог мертвых, но живых, и, следовательно, ничто кроме воскресения к полноте радости в Боге не может составить славы, к которой живой Бог приведет искупленных Своих. Христос — первенец из мертвых, первый из уснувших; первенец из многих братьев.

Та истина, что прославление следует за воскресением тела, сообщает нам, что к прославлению все люди Божьи прийдут вместе в один и тот же момент времени. Не существует приоритета одного перед другим. В этом отношении оно коренным образом отличается от смерти и славы со Христом, в которую святые вступают по смерти. Каждый умирающий святой Божий имеет свою пору, а, следовательно, и назначенный ему час уйти и быть со Христом. Мы видим, что это событие исключительно индивидуальное. Но с прославлением все иначе. Ни у кого нет преимущества ни перед кем — все вместе будут прославлены с Христом.

Новый Завет особенно выделяет это. Можно подумать, что нет необходимости подчеркивать это. Можно сказать: “Важно то, что все будут прославлены, а все остальное — малозначительно”. Это не так. Апостол Павел посчитал нужным сообщить или, возможно, напомнить фессалоникийским верующим, что джаже те, кто не умрут, но будут живы в момент пришествия Христа, не будут иметь преимуществ перед умершими. “Потому, — говорит он, — что Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде.” Итак, живые, воскресшие мертвые , умершие во Христе, вместе будут восхищены для встречи с Господом в воздухе (1 Фесс. 4:16, 17). И вновь тот же апостол пишет: “Вот, я говорю вам тайну: все мы не умрем, но будем все изменены, вдруг, во мгновение ока , при последней трубе; ибо вострубит она, и мертвые будут воздвигнуты нетленными, и мы будем изменены” (1 Кор. 15:51, 52). Следовательно, прославление — это мгновенное изменение, которое произойдет со всеми искупленными, когда Христос вновь придет без греха ко спасению и спустится с небес с кличем победы над последним врагом: “Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?” (1 Кор. 15:64, 55)

Факт в том, что окончательный акт применения искупления воздействует на всех одинаково в один и тот же момент времени в заключительном свершении Божьего искупительного плана. Все искупленные будут прославлены вместе. Это в высшей степени согласуется со всем тем, завершением чего является прославление. Именно союз с Христом объединяет все фазы искупительной любви и благодати. Во Христе народ Божий был избран прежде создания мира. Во Христе они были искуплены кровью Его — Он возлюбил церковь и предал Себя за нее. Народ Божий был оживотворен вместе с Христом , воскрешен вместе с Ним и посажен на небесах вместе во Христе Иисусе (см.Еф.5:25; 2:5, 6). Христос совершил искупление для того, чтобы “Ему поставить пред Собою Церковь во славе, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна” (Еф. 5:27). Когда план Небес достигнет своего величественного финала, Христос придет вновь в славе Отца. Он придет также и в Своей славе — это будет явление “славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (Тит. 2:13). Но это будет также и откровение сынов Божиих (Рим. 8:19). Откровение славы Отца, откровение славы Христа и откровение сынов Божьих совпадет совершенно. Прославление избранных совпадет с завершающим действом Отца в возвышении и прославлении Сына: “Если же дети, то и наследники: наследники Божии, сонаследники же Христовы, если мы действительно с Ним страдаем, чтобы с Ним же и быть прославленными” (Рим. 8:17). В этом небесная гармония — гармония, которая служит примером чуда Божественной любви, мудрости и власти, и доказывает славу Божью: “И один Господь будет высок в тот день” (Ис. 2:11)

Прославление — это событие, которое окажет воздействие на всех людей Божиих одновременно в осуществлении Божией искупительной цели. Оно приведет к окончательной реализации цели и благодати, данной в Иисусе Христе прежде времен вечных (2 Тим.1:9). Эти истины относительно прославления народа Божьего дополняют другие догматы христианской надежды.

1. Прославление связано и ассоциируется с пришествием Христа в славе. Приход Его в славе — видимый и открытый — не привлекателен для многих людей, исповедующих Христа. Он кажется слишком наивным с точки зрения более передовых и зрелых взглядов современных христиан. Это отношение очень близко к тому, против которого Петр предупреждал своих читателей: “В последние дни придут насмешники с глумлением, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обещание пришествия Его? Ибо с тех пор, как умерли отцы, все остается так от начала создания” (Пет. 3:3, 4). То же неверие, подвергающее сомнению непорочное зачатие нашего Господа или отрицающее заместительное искупление и физическое воскресение, равнодушно к славному явлению нашего Господа на облаках небесных. И это неверие особенно усугубляется, когда подвергает насмешкам саму мысль о возвращении Господа в теле, зримо и всенародно. Если это убеждение и надежда не находятся в центре наших перспектив на будущее, то наше мышление полностью лишено христианских свойств. Надежда верующего сосредоточена на втором пришествии Спасителя без греха ко спасению. Павел называет это ожиданием блаженной надежы и явлением “славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (Титу 2:13). Верующий, знающий Того, в Кого он верит и любящий Того, Кого не видел, говорит: “Аминь, гряди, Господи Иисусе!” (Откр. 22:20). Приход Господа настолько неотъемлем от надежды славы, что для верующего прославление не имеет значения без явления славы Христа. Прославление — есть прославление со Христом. Изымая его, мы лишаем прославление верующих того единственного, что дает им возможность ждать этого события с уверенностью, радостью неизреченной и полной славы: “Но поскольку вы участвуете в страданиях Христовых, — писал Петр, -радуйтесь, чтобы и в откровении славы Его возрадоваться вам с ликованием” (1 Пет.4:13).

2. Прославление верующих ассоциируется и связывается с обновлением всего творения. Не только верующие будут избавлены от рабства тления, но также и все творение: “Ибо тварь была подчинена суете не по своей воле, но ради подчинившего ее в надежде” (Рим. 8:20); “Потому что и сама тварь будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих” (Рим. 8:21). И когда будет достигнуто это состояние славы? Павел не оставляет никаких сомнений. Он определенно сообщает нам, что конец стонам и мучениям из-за рабства тления — есть не что иное, как “усыновление, искупление тела нашего” (Рим. 8:23). Этим сказано, что не только верующие ожидают воскресения как приносящее свободу их славы, но само творение также ожидает этого события. И ожидаемое — то, в чем мы все будем участвовать, а именно — “свобода славы детей Божьих.” Так Павел выражает истину, в других отрывках описанную как новое небо и новая земля. Петр напоминает: “Но, по обещанию Его, мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает праведность” (2 Пет.3:13). И Петр связывает это всеобъемлющее обновление с тем, чего все верующие ожидают с нетерпением и ускоряют “пришествие Дня Божия, ради которого небеса будут растворены в огне и раскаленные стихии будут расплавлены” (2 Пет.3:12).

Думая о прославлении, мы размышляем о широком понятии. Нам следует представить обновленную вселенную, новые небеса и новую землю контекстом славы верующих — вселенную, избавленную от всех последствий греха, в которой больше не будет проклятия, но в которой будет непоколебимо пребывать и полностью владеть праведность: “И не войдет в него ничто нечистое, никто творящий мерзость и ложь — только те, кто написаны в книге жизни у Агнца” (Откр. 21:27); “И ничего проклятого уже не будет. И престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему, и будут видеть лицо Его, и Имя Его будет на челах их” (Откр. 22:3, 4).

Одна из ересей, повлиявших на Христианскую церковь и успешно оскверняющих поток христиансткой мысли с первого века и до наших дней, — это ересь относительно материи, т.е. материальной субстанции как источника зла. Она появилась во множестве форм. Апостолам приходилость в их дни бороться с нею, и доказательства этого совершенно очевидны в Новом Завете, особенно в посланиях. Иоанн, например, вынужден был сражаться с особенно усугубившейся формой отрицания реальности плоти тела Христа. Итак, ему пришлось написать: “Много лжепророков вышло в мир. Вы познаете Духа Божия так: всякий дух, который исповедует Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога;” (1 Иоан.1-3). Это значит, что признание Христа Иисуса — это признание того, что Он пришел во плоти, и отрицание этого есть отрицание Иисуса. Доказательством правоверности относительно этой ереси служило признание тела Иисуса, того, что Он пришел в материальном плотяном теле.

Другая форма проявления этой ереси — попытка рассматривать спасение как состоящее из освобождения души или духа человека от помех и ловушек связанных с телом. Спасение и освящение могут достичь только того уровня, до которого нематериальная душа преодолеет разрушительное влияние, исходящее от материального и телесного. Эту концепцию можно представить как очень красивую и “духовную,” но это просто “красивое язычество”. Это прямой удар по библейскому учению о том, что Бог создал человека с телом и душой, и это было весьма хорошо. Она также нацелена против библейской доктрины греха, которая учит, что источник и место греха — дух человека, а не материальное и телесное.

Эта ересь появилась в трудно уловимой форме в связи с темой прославления. Направление, принятое ею в данном случае, -сыграть на бессмертии души. Это кажется вполне безвредным и соответстующим истине утверждением, и, конечно, в заявлении о том, что душа безсмертна, истина присутствует. Но как только интерес начинает фокусироваться на бессмертии души, возникает серьезное отклонение от библейского учения о вечной жизни и блаженстве. Библейская доктрина “бессмертности”, если мы можем использовать этот термин, — это доктрина прославления. А прославление есть воскресение. Без воскресения тела из могилы и восстановления человеческой сущности в ее полноте по образу воскресения Христа в третий день и в соответствии с прославленным образом человеческим, в котором Он явится на облаках небесных в славе и с великой силой, — нет прославления. Это не смутная сентиментальность и идеализм, характерные для тех, кого интересует просто бессмертие души. Здесь присутствует конкретность и реализм христианской надежды, воплощенной в воскресении к жизни вечной и ознаменованной приходом Христа с небес, гласом архангела и трубой Господней.

Христианской надежде не чужды материальная вселенная, окружающая нас, и космос творения Божьего. Она была подчинена суете не по своей воле; она была проклята за грех человека; она была отмечена порчей человеческого отступления. Но она будет избавлена от рабства тления, и ее избавление совпадет с кульминацией искупления Божьего народа. Эти два события не только совпадают , но и соотносятся с одной надеждой. Прославление имеет вселенские масштабы: “Но, по обещанию Его, мы ожидаем новых небес и новой земли, на которых обитает праведность (2 Пет.3:13), … потом конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу … и чтобы Бог был все во всем” (1 Кор. 15:24, 28).

[1] Hugh Martin: The Atonement in its Relations to the Covenant, the Priesthood, the Intercession of our Lord (Edinburg, 1887), стр.19

[2] Cur.Deus Homo, Lib. I., Cap.I: ”qua neccessitate scilicet et ratione deus, cum sit omnipotens, humilitatem et infermitatem humanae naturae pro eius restaratione assumpresit.”

[3] Cf.Augustine: On the Trinity ,Bk.XIII,Chap.10; Aquinas: Summa Theologica, Part III, Q.46, Arts 2, 3

[4] Cf. Francis Turretin: Institutio Theologiae Elencticae, Loc.XIV, QX; James Henry Thornwell: “The Necessity of the Atonement” in Collected Writings, Vol.II (Richmond, 1886), p.205-261; Geotge Stevenson: A Dissertation on the Atonement ( Philadelphia, 1832),pp.5-98; A.A Hodge: The Atonement (London, 1868) pp.217-222

[5] Сf.T.J.Crawford: The Doctrine jf the Holy Scripture respecting the Atonement (Edinburg, 1880),стр.58ff.,89 f., Hugh Martin: op.cit.,Chap.IV, James M’Lagan: Lectures and Sermons (Aberdeen,1853) pp.54ff.; Francis Turretin: op.cit., Loc.XIV, Q, XIII

[6] Cf.B.B.Warfield: Biblical Doctrines (New York, 1929), “Christ our Sacrifice,”pp.401-435; W.P.Paterson: A Dictionary of the Bible ed. James Hastings (New York, 1902), Vol.IV,pp. 329-349.

[7] James Denney: Biblical Doctrines (New York, 1903), pp.54f

[8] Cf .Hugh Martin: op .cit., Chap. III

[9] Cf .T.J. Crawford: op. cit., pp.77ff.; George Smeaton: The Doctrine of the Atonement as Taught by the Apostles (Edinburgh, 1870), pp.137ff.; A. A. Hodge: The Atonement (Philadelphia, 1876), pp.39f., 179ff, Roger R Nicole: ”C.H. Dodd and the Doctrine of Propitiation”, Westminster Theological Journal, May 1955, Vol. XVII, 2, pp.117-157

[10] Auguste Sabatier: The Doctrine of the Atonement and its Historical Evolution (Eng. Trans. New York, 1904) pp.29, 113, 118 ff.; F .D. Maurice: The Doctrine of Sacrifice Deduced from the Scriptures (London, 1893),pp. 152f., 157ff.; D .M. Baillie: God Was in Christ (New York, 19480, pp.186ff.; Hastings Rashdall: The Idea of the Atonement in Christian Theology (London, 1925), pp.100f

[11] Cf. A. W. Argyle: “The New Testament Interpretation of the Death of out Lord” in The Expository Times (June, 1949), p.255; G. C Workman: At Onement or Reconciliation with God (New York, 1911), pp.76ff.; F. W. Dillistone: The Significance of the Cross (Philadelphia, 1944), pp.114ff.; John B. Champion: The Heart of the New Testament (Grand Rapids, 1941), pp.21ff.

[12] Cf. T. J. Crawford: op. cit., pp. 69ff.

[13] Cf. Warfield: op.cit., pp. 327-398; T. J. Crawford: op.cit.pp.60ff.

[14] Op. cit., p.62

[15] Cf. John Calvin: ad loc.

[16] D. M. Baillie: op.cit., p.194, n. 1

[17] The Vicarious Sacrifice (New York, 1891), p.42

[18] Op. cit., pp. 241 f.