2. Слово как средство благодати

В отношении Слова как «средства благодати», как живого Слова, которым и в котором Бог во Христе чрез Святого Духа дарует прощение грехов, новую жизнь, все спасение, даже Самого Себя – мы рассмотрим следующее:

Слово, которое Бог направляет к людям посредством Писания – это Слово, которым Сам Бог обращается к нам. Вне сомнений, оно приходит к нам посредством человеческого языка, но, тем не менее, это Слово Самого Бога, обращающегося к нам.

Писание, говорит Кальвин, приходит к нам с небес таким образом, как если бы живой голос Самого Бога был слышен здесь, на земле («Наставления», 1:7.1). Этим Кальвин хотел сказать две вещи:

1. Обращаясь к нам, Бог употребляет людей как «орудия» или «органы», и поэтому Его Слово приходит к нам как человеческое слово.

2. Авторитет, сила и содержание Божьего Слова от этого не страдают.

Слово, явленное нам в Писании – действительное, полноценное «слово». Оно ни на мгновение не может быть отделимо от Говорящего. Это Слово от Отца и Сына и Святого Духа. Это Слово всегда «в устах» Говорящего и исходит из Его уст к нам. Слово, записанное в Писании, – это не просто содержимое, существующее само по себе. Оно не падает на нас подобно листве с деревьев. Оно не подобно бомбе, взрывающейся в нас или на нас. У записанного Слова как у настоящего слова есть своя природа, свое существование. Оно взаимосвязано с Богом и указывает на него. Таким образом, Слово «существует» только в Говорящем и чрез него. Это значит, что в Писании мы всегда напрямую слышим живого, говорящего Бога.

Это одна из наиболее серьезных ошибок или ересей – не относиться к Слову как к действительному, живому и истинному, но только как к идее, примеру, абстракции или концепции.

В связи с этим важно отметить, что Писание является Словом, которое Святой Дух произносит Церкви и всему миру. В Писании мы имеем дело с обращающимся к нам Святым Духом. Оно рождено, интерпретируемо и произносимо Святым Духом. В Слове и чрез него Слово Святого Духа постоянно «свидетельствует» (Иоанна 15:26; Евреям 9:17, 10:13). Куда бы Святой Дух ни пришел, Он всегда приходит со Словом и в Слове. Истинно и обратное. Там где Слово, там и Святой Дух. Всякий слушающий Слово слышит Самого Святого Духа (Откровение 2:11, 17, 29; 3:6, 13, 22). А всякий отвергающий Слово, отвергает Святого Духа (Деяния 7:15). Слово есть Дух (Иоанна 6:63). Слово имеет такую грандиозную силу, потому что это Слово Святого Духа. Только по этой причине Слово может производить веру в человеческих сердцах и возрождать людей – что оно фактически и делает (Иакова 1:18, 1 Петра 1:23-25).

Писание особенно подчеркивает тот факт, что Божье Слово – это сила. Это огонь, пожирающий солому ложного пророчества, и всесокрушающий молот (Иеремия 23:29). Слово, особенно Евангелие – сила Божия (1 Кор. 1:18), и превыше всего, сила Божия ко спасению (Римлянам 1:16), оно не может быть заключено в узы (2 Тим. 2:9). Оно раскрывает свою силу даже там, где люди отрицают его как безумие и соблазн (1 Кор. 1:18, 23). Оно всегда действующее Слово (1 Фесс. 2:13), ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4:12). Это меч Святого Духа (Ефесянам 6:17). Оно имеет силу возрождать людей (Иакова 1:18, 1 Петра 1:23-25) и освящать все творение (1 Тим. 4:5).

Божье Слово – не только сила, но и спасение. Благодаря своему особому характеру, Божье Слово – это «спасение». Оно – искупительное Слово. Центральное, доминирующее выражение Божьей любви к Своему народу состоит в факте Его обращения к ним – в даровании Своего Слова. В этом Слове Бог встречает Свой народ лично и тем самым помещает их во взаимоотношения благодати.

Центральная функция Слова как средства благодати

Рассматривая этот аспект слова, мы затрагиваем его глубочайшее измерение. У слова могут быть разные функции: средство общения, передача идей и чувств, выражение желаний и т. д. Но наиболее глубокая, центральная функция – установить и поддерживать взаимосвязь говорящего и слушающего.

Особым образом, Слово, которое Бог посылает нам посредством Писания, этим и занимается. В этом Слове Бог во Христе чрез Святого Духа дает Себя Своему народу как Бог всей благодати, как Небесный Отец.

Уникальной функцией, основной природой записанного Слова Божия является «сила Божья ко спасению» (Римлянам 1:16). Оно «воплощает» спасение. Оно раздает спасение и делает его действенным. Все спасение во Христе в своей целостности – плод Его зачатия и рождения, служения и страданий, смерти и воскресения, вознесения и всемирного царствования, все искупление во Христе – есть «в» этом Слове и предлагается, даруется и проявляется в нас благодаря ему. Только в Слове Божьем мы «владеем» этим всем.

Ибо Слово Писаний – Слово креста (1Кор. 1:18), Слово примирения (2 Кор. 5:19), Слово спасения (Деяния 13:26), Слово благодати (Деяния 14:3), Слово жизни (Фил. 2:16; Деяния 5:20; Евреям 4:12; 1 Петра 1:23) и Слово истины. В Слове Божья верная благодать, его совершенная преисполненная благодати верность приобретает конкретные формы и становится силою в жизни слушающих (2 Кор. 6:7; Еф. 1:13; Кол. 1:5; 2 Тим. 2:15; Иоанна 1:13).

Все эти дополнительные особенности Слова – это не просто ссылки к тому, о чем Слово говорит. Они говорят нам намного больше. Они, превыше всего, – описание, определение того, что Слово дает и делает. Поэтому эти дополнительные особенности не просто говорят нам, что Слово относится к спасению, примирению, благодати, жизни и истине. Вместо этого они провозглашают, что Слово дает и делает действенным примирение, спасение, благодать и жизнь. Потому что, будучи Словом Бога Всеблагодатного, оно является примирением, спасением, благодатью и жизнью.

Бог в Своем Слове дарует спасение во Христе. Также Он в Слове и чрез Слово гарантирует это всем, кто верует. Когда Павел оставил ефесских братьев, он вверил их Превознесенному Господу Иисусу Христу и Слову Его благодати. Ибо они должны получить искупление от этого Слова. Посредством Слова они имеют общение со Христом и совокупность спасения в Нем (Деяния 20:32). Также Слово является гарантией и уверением триумфа Божьей благодати в их жизни. Слово Божье, явленное нам в Писании, – верное Слово. Слово, которому мы можем довериться (1 Тим. 1:15; 3:1; 4:9; 2 Тим. 2:11; Титу 3:8; Откровение 21:5; 22:6).